Среднедушевой Денежный Доход Населения В Дагестане В Разрезе Муниципалитетов В 2022

  • выходное пособие;
  • компенсационные выплаты со стороны государства;
  • алименты;
  • официальная заработная плата в месяц;
  • пенсия;
  • выплаты по безработице;
  • пособия по нетрудоспособности, беременности, родам или воспитанию ребенка.
  • выплаты декретного отпуска;
  • вознаграждения за особые заслуги;
  • суммы, полученные от банковских вкладов.
  • В Центральном федеральном округе – 46.939 руб. Здесь наиболее благополучно выглядит именно Москва со своими 66.377 руб и Московская область с показателем в 43.997 руб. Наиболее бедной является Брянская область – здесь на каждого гражданина приходится 23.632 руб.
  • В Северо-западном ФО – 37.795 руб. Наиболее благополучно выглядит город Санкт-Петербург – на каждого человека здесь приходится в среднем 42.718 руб. А вот наименее благополучными являются Псковская и Новгородская области.
  • В Южном федеральном – 29.862 руб. Здесь самой богатой областью является Краснодарский край, а самой бедной по доходам граждан – республика Калмыкия.
  • В Северо-Кавказском ФО – 24.660 руб. Наибольший уровень дохода наблюдается в республике Дагестан – 26.360. Наименее благополучны республика Ингушетия и Карачаево-Черкесия.
  • В Приволжском ФО – размер среднедушевого благосостояния составляет 28.222 руб. Лучше всего здесь живут граждане республики Татарстан и Нижегородской области. Наименее обеспечены жители Чувашской республики, Мордовии и Марий Эл.
  • В Уральском ФО – 36.882. Эта средняя цифра и она не отражает картину в полной мере. Если же говорить о максимальном среднедушевом доходе, то его имеют граждане Ямало-Ненецкого автономного округа и он составляет 79.934. С существенным отрывом идет Курганская область. Каждый гражданин в среднем здесь получает 20.196 руб.
  • В Сибирском федеральном округе – 26.889. Красноярский край имеет наиболее высокие показатели, тогда как минимальные цифры демонстрирует республика Тыва.
    В Дальневосточном федеральном округе – 37.576 руб. Здесь наиболее благополучны Чукотский автономный округ (79.336 руб.) и Магаданская область (в среднем гражданин здесь получает 60449 в национальной валюте).

Среднедушевой доход россиян в целом вычисляется статистическим ведомством, и каждый год отдельно утверждается правительством страны. В соответствии с принятым постановлением, корректируются 80-й и 134-й ФЗ. Первый определяет МРОТ, а второй – прожиточный минимум.

В общем объеме денежных доходов оплата труда в I полугодии занимала 61,9 %, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 8,1 %, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению) – 24,4 %, доходы от собственности и прочие доходы – 5,6 %.

  • предприятий и организаций;
  • банковской отчетности (Центральный банк, Сбербанк России);
  • отчетов министерств и ведомств (Центральный банк, Пенсионный фонд, ФСС, ФНС, Минтруд, Казначейство России и др.);
  • выборочных обследований населения.

Доходы населения по регионам россии 2022

У регионов из нижней части таблицы показатели отношения медианных доходов и стоимости фиксированного набора находятся на относительно низком уровне. У Республики Тыва, которая занимает 85 место в рейтинге, он составляет лишь 0,95. Таким образом, среднестатистический житель этой республики в три с лишним раза беднее обычного жителя ЯНАО. Еще у четырех регионов данный показатель лежит в диапазоне 1,0-1,1, а в целом у 19 регионов (в рейтинге 2022 года было 15 таких регионов) он не превышает 1,3.

Если рассматривать показатель оплаты труда в разрезе регионов РФ, то за последний год никаких важных изменений не произошло. С большим отрывом от всех регионов лидирует Москва, далее по уровню оплаты труда идут Санкт-Петербург, нефтяные регионы и регионы крайнего Севера, а замыкает рейтинг субъектов РФ по среднему заработку – регионы средней полосы России и Северного Кавказа. Примечательно, что разрыв между регионами РФ с самой низкой средней заработной платой и столицей, составляет более 3 раз, что можно наблюдать только в некоторых странах третьего мира – центральной Африки и Юго-Западной Азии.

Определение бедности имеется, например, в Большой российской энциклопедии. Там бедностью называется состояние человека, характеризующееся недостатком ресурсов, необходимых для поддержания минимального уровня здоровья и работоспособности. Это считается абсолютной бедностью. Есть также относительная – это тот случай, когда у человека недостаточно средств, чтобы следовать распространенным в конкретной стране стандартам жизни.

Курсы валют, ситуация на биржах, акции, котировки, аналитика. Ситуация с пенсиями, зарплатами, кредитами и вкладами. Развитие малого и среднего бизнеса. Самые большие зарплаты в России в Москве и Санкт-Петербурге. В долларовом эквиваленте средний оклад в этих городах колеблется в пределах 700 – 1000 долларов, в то время как средний оклад по всем регионам равен всего 570 долларов.

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры​​», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Арестантское уголовное единство» (АУЕ)

Пособие с 8 до 16 лет на ребёнка в Дагестане в 2022 году

  • 2 и более автотранспортных средств (3 и более автотранспортных средств — для многодетных семей, семей, в составе которых есть инвалид, а также семей, которым автотранспортное средство предоставлено уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки или которыми стоимость приобретения автотранспортного средства в полном объеме оплачена за счет денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение движимого имущества), за исключением прицепов и полуприцепов;
  • 2 и более мототранспортных средств (3 и более мототранспортных средств — для многодетных семей, семей, в составе которых есть инвалид, семей, которым мототранспортное средство предоставлено уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки или которыми стоимость приобретения мототранспортного средства в полном объеме оплачена за счет денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение движимого имущества);
  • автотранспортного средства с мощностью двигателя не менее 250 лошадиных сил, год выпуска которого не превышает 5 лет, за исключением автотранспортного средства, полученного (приобретенного) семьей с 4 и более детьми;
  • 2 и более маломерных судов, год выпуска которых не превышает 5 лет;
  • 2 и более самоходных машин и других видов техники, год выпуска которых не превышает 5 лет;

В целях предоставления указанного пособия единственным родителем признается родитель ребенка, который указан в записи акта о рождении ребенка, при условии, что в этой записи отсутствуют сведения о втором родителе ребенка или сведения об отце в запись акта о рождении ребенка внесены по заявлению матери ребенка, либо в случае, если второй родитель ребенка умер, признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим.

  1. вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
  2. пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
  3. стипендии и иные денежные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, лицам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
  4. сумма полученных алиментов;
  5. выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
  6. денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
  7. компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
  8. дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами и операциям с производными финансовыми инструментами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации — этот вид дохода определяются за вычетом понесенных расходов по операциям с ценными бумагами и операциям с производными финансовыми инструментами;
  9. проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
  10. доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики (за исключением грантов, субсидий и других поступлений, имеющих целевой характер расходования и предоставляемых в рамках поддержки предпринимательства, сведения о которых заявитель или члены его семьи вправе предоставить);
  11. доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества;
  12. доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
  13. доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;
  14. ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
  15. единовременное пособие при увольнении с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью;
  16. доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации;
  17. доходы, полученные в результате выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.
Рекомендуем прочесть:  Как Определить Корпус И Строение Дома Примеры

Также при назначении пособий используется «правило нулевого дохода». Оно предполагает, что пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи заработка (стипендии, доходов от трудовой или предпринимательской деятельности или пенсии) или отсутствие доходов обосновано объективными жизненными обстоятельствами.

  • заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
  • заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
  • заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
  • заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
  • заявитель или члены его семьи проходили непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
  • заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
  • заявитель или члены его семьи были лишены свободы или находились под стражей (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
  • заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетнего ребенка;
  • семья заявителя являлась (является) многодетной (этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи);
  • заявитель-женщина и (или) члены семьи заявителя были беременны (при условии продолжительности беременности в течение 6 месяцев и более, приходящихся на период, предусмотренный пунктом 19 настоящих Правил, или при условии, что на день подачи заявления срок беременности женщины 12 недель и более, решение об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, по основанию, указанному в настоящем подпункте, не принимается).

Напоминаем, что по новым правилам прожиточный минимум устанавливается сразу на год, а не на квартал, как это было прежде. Причём если раньше его величина определялась на основе расчёта стоимости потребительской корзины, то теперь зависит от медианного среднедушевого дохода по стране.

На первом этапе, государство назначает пособие в размере 50% от регионального прожиточного минимума на ребенка, установленного на дату обращения за пособием. При условии, что заявитель имеет право на получение выплат и его доход ниже регионального ПМ на день обращения.

Размер ежемесячной выплаты равен прожиточному минимуму для ребенка в конкретном регионе. Если семья имеет право на выплату, каждый месяц мама получает на свой счет в банке ту сумму, которую регион установил в качестве прожиточного минимума для ребенка во II квартале предыдущего года. Если обратиться за выплатой в 2022 году, ее размер составит один прожиточный минимум для ребенка за II квартал 2022 года.

В среднем по стране пособие в месяц составляет от 5,5 до 6,5 тысяч рублей. Кроме того, сумму пособия будут ежегодно пересматривать. Перерасчет производят с 1 января года, следующего за годом обращения за назначением соцпособия (новая редакция ст. 10 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Новый вид президентских выплат на детей до 7 лет тоже зависит от величины прожиточного минимума. Соцвыплата предоставляется, если размер среднедушевого заработка в семье не превышает величину ПМ на душу населения, установленную в регионе проживания родителей.

Изменился размер среднедушевого денежного дохода населения Владимирской области за 2 квартал 2022 года

Во Владимирской области величина среднедушевых денежных доходов населения за второй квартал 2022 года составила 25033 рубля (за 1 квартал текущего года — 23679 рублей). Эта величина используется при определении права на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на третьего или последующего ребёнка до достижения им возраста трёх лет.

ЕДВ устанавливается одному из родителей на каждого рождённого (усыновлённого) третьего или последующего ребёнка, совместно с ним проживающего до достижения возраста трёх лет. При определении права на выплату в качестве критерия нуждаемости учитывается величина среднедушевого денежного дохода населения, либо 2-кратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения, установленная во Владимирской области за 2 квартал года, предшествующего году обращения.

Не так много зарабатывают те, кто трудится в гостиницах и ресторанах. Их средний месячный доход — 20,9 тысяч руб. Воспитатели детских садов и учителя младших классов получают 21,1 — 21,2 тысячи руб. в месяц. Больше всего в сфере образования зарабатывают работники высшего профессионального образования — 38 245 рублей.

Среднедушевые денежные доходы — это все средства, полученные условным среднестатистическим человеком за определенный период времени. Для их определения необходимо разделить суммарный актив, полученный всеми жителями страны на число этих самых жителей. Величина среднедушевых денежных доходов населения – это объем всех денежных поступлений за определенный промежуток (месяц или год), деленный на численность населения страны.

На протяжении новейшей истории России средняя величина доходов населения довольно сильно изменилась. В 90-е годы произошло их двукратное падение, достигшее дна в 1999 году. Особенно резким оно было в 1992 году. Одновременно ухудшились и другие показатели качества жизни. Основным источником поступлений была заработная плата и пенсионные выплаты. При этом зарплату часто задерживали.

Вероятнее всего, снижение будет зафиксировано и в 2022, но оно также будет небольшим. Поскольку современный спад сопровождается ростом числа богатых и сверхбогатых людей (и их состояния), вполне логично предположить, что бедность в стране тоже прогрессирует.

Известно, что в России есть бедные и богатые регионы. В различных областях страны уровень среднедушевых денежных доходов сильно различается. Самые высокие они в Москве, а самые низкие – в удаленных от центра районах, где нет разработок нефти и газа, слабо развита промышленность, сельское хозяйство и туризм.

Проведенный анализ помог выявить наличие достаточно тесных корреляционных зависимостей и тенденций между среднедушевыми денежными доходами населения и факторными показателями уровня жизни населения Республики Башкортостан. Таким образом, с началом экономических преобразований, направленных на развитие свободного функционирования рыночных отношений, в регионе, как и в целом по России, началась постоянно усиливающаяся дифференциация населения по уровню доходов, которая продолжается и в настоящее время. Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки адекватных мер по защите малообеспеченных слоев населения.

Для проведения статистического анализа доходов населения Республики Башкортостан за период 2005 – 2010 гг. были рассмотрены среднедушевые денежные доходы населения, размер среднемесячной начисленной заработной платы, средний размер начисленной месячной пенсии, величина прожиточного минимума.

Асимметрия такого внутрирегионального развития была заложена в дореформенный период. К примеру, более 90% всех основных производственных фондов сосредоточено в Центральном, Южном и Западном регионах. Игнорирование социальных последствий при размещении производительных сил привело к формированию неразвитых в социальном отношении подрегионов республики: Северного, Северо-Восточного.

В Республике Башкортостан проблемы территориальных различий в уровне доходов населения имеет особую остроту. Относительно большая площадь республики и численность населения объективно затрудняют оптимизацию экономического и социального развития на внутрирегиональном уровне.

В настоящее время, значительное количество научных работ посвящено исследованию межрегиональной дифференциации социально-экономического развития. В то время как пренебрежение вопросами внутрирегиональной асимметрии чревато серьезными последствиями для страны. При этом внутрирегиональные различия могут быть более значимы, чем межрегиональные. Если в большинстве субъектов РФ имеется хотя бы несколько опорных территорий с относительно устойчивым экономическим развитием (например, столичный город), то в территориальных образованиях подобные очаги благополучия могут вообще отсутствовать. Использование лишь средних показателей по региону может скрывать внутрирегиональные проблемы, что может привести к негативным последствиям для всего субъекта.

Названы денежные доходы среднестатистического жителя Башкирии

Статистики Башкирии оценили также покупательскую способность денежных доходов населения республики. По их данным, в прошлом году каждый житель республики мог ежемесячно позволить себе купить 94 кг говядины (кроме бескостного мяса) или 179 кг неделикатесной рыбы. Либо приобрести на эту же сумму 559 литров цельного молока или 635 кг хлеба.

Как сообщало ранее агентство «Башинформ», согласно представленному Минэкономразвития Башкирии среднесрочному прогнозу социально-экономического развития региона на 2022-2022 годы, запланирован рост среднемесячной зарплаты с 32,8 тысячи рублей за 2022 год до 38,6 тысячи рублей в 2022 году.

Власти Дагестана к 2030 году намерены довести зарплаты населения до 50 тыс

По данным дагестанстата, среднемесячная номинальная начисленная зарплата в республике по итогам 2022 года составила более 32 тысяч рублей, среднедушевые денежные доходы — 27,5 тысячи рублей. Таким образом, согласно прогнозу региональных властей, эти показатели к 2030 году должны вырасти, соответственно, до 60 тысяч и 53,2 тысячи рублей.

Обсуждение проекта стратегии социально-экономического развития Дагестана состоялось в начале недели на конференции в Махачкале. Она прошла с участием руководства республики, представителей Минэкономразвития России, общественности и научного сообщества. На мероприятии были презентованы основные положения проекта стратегии. Предложения по усовершенствованию документа будут приниматься до 11 октября.

Соответствующие показатели заложены региональным минэкономики в проект стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2030 года. В частности заработные платы к этому времени по сравнению с 2022 годом должны вырасти на 90%, а реальные доходы — почти на 94%.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли изменить в заявке на субсидию квитанцию

Ранее ФАН сообщал, что врио главы Дагестана Сергей Меликов поручил руководству Лакского района республики поднять зарплату работникам сельской школы в 2,3 раза и довести ее размер до среднего по муниципалитету. Оплата труда работников учреждения должна достичь 30 тысяч рублей в месяц.

Не стоит забывать, что во многих российских регионах применяется районных коэффициент, увеличивающий размер федерального ПМ на определенную величину. На Севере значения могут удваиваться, но в центральных регионах значение прожиточного минимума остается умеренным. При этом все социальные пособия зависят именно от величины ПМ, что дает разные значения даже в соседних областях. Такое обстоятельство влияет и на выплаты для столичных малоимущих.

Предполагается, что эта мера позволить снизить количество пособий, выплачиваемых лицам, не имеющим должных оснований, а также облегчит процедуру получения денег тем, кому они действительно нужны. Каких-то иных особых новшеств в виде дополнительных пособий для малоимущих пока ждать не стоит. Впрочем, ситуация может измениться в течение 2022 года.

Как было сказано выше — помощь индивидуальна. Чаще всего в основе расчета объема поддержки малоимущего гражданина или семьи идет доход. На основании текущего заработка государство определяет насколько конкретная ячейка общества нуждается в тех или иных выплатах, а также требуется ли в принципе назначение пособия.

При этом в процесс оказания помощи вмешиваются региональное расположение и факт проживания в сельской местности. В части регионов возможности муниципалитета и наличие спонсоров позволяют оказывать больше натуральных услуг, начислять пособия увеличенного размера из-за районного коэффициента или областных программ поддержки. По этой причине привести полный перечень выплачиваемых пособий невозможно, однако можно отметить наиболее распространенные и новые варианты:

Путаница понятий и приводит к тому, что малообеспеченные ждут больше поддержки, рассчитывая на помощь, не положенную им по закону. Часто таким людям полагается менее выраженная поддержка, что провоцирует у них определенное недовольство. Однако функция государства заключается именно в помощи, а не в полном содержании трудоспособных граждан. Поэтому в каждом конкретном случае назначение различных выплат все чаще рассматривается в индивидуальном порядке.

Прожиточный минимум в 2022 году по России

Величина ПМ на 22ой год определена в правительственном постановлении от июня 21го № 1070. Оно начнет действовать прямо с января месяца. Как всегда, прожиточный минимум назначается в разных размерах для трудоспособного населения, детей, и пенсионеров. Для первого ПМ всегда несколько выше, чем для остальных двух категорий. Самый меньший ПМ полагается для пенсионеров. Потребности детей и затраты на них несколько выше. На основании всех трех цифр можно также выявить и среднедушевой прожиточный минимум.

На 22ой год по Москве будет действовать такой ПМ — 14 009 руб. В московской области он чуть ниже и составит 12 146 руб. Несмотря на то, что это центральный регион и Москва является официальной столицей страны, здесь действуют не самые большие показатели ПМ. Несколько выше они в регионах с более неблагоприятными для жизни климатическими условиями. И, конечно, есть регионы с прожиточным минимумом ниже федерального. Это стандартная и логичная ситуация, которая продолжает действовать ежегодно.

Указанный выше размер МРОТ в 2022 году 13 617 руб. является федеральным. Медианную зарплату для его расчета брали за 20й год, поскольку Росстат публикует в апреле-мае данные по медианному доходу за прошлый годовой период. Но на руки из-за налогообложения работники будут получать на 13% меньше от официальной зарплаты.

С начала 2022 года также ожидается рост региональной доплаты к пенсии в Москве и уровень городского соцстандарта для московских жителей. Для получения привилегий по социальному стандарту граждане вынуждены иметь постоянную регистрацию в данном городе от 10ти лет и более. Он повысится до планки 21 193 руб.

Каждому региону дается возможность назначения собственного МРОТа. Как правило, в этом случае наблюдаются цифры выше федерального минимума. Каждый регион оценивает потребности своих граждан и бюджетные возможности. Но возможность определять эту сумму самостоятельно не позволяет занижать федеральную планку МРОТ.

покупательная способность граждан, которая влияет на рост оборота в сфере торговли и услуг, – когда часть (чаще существенная) не становится отложенным спросом и средством накопления «про черный день», а запускается в оборот на покупку товаров не первой жизненной необходимости, а дорогостоящих, элитных, престижных, на путешествия, туризм и т.д.

В системе социально-экономических отношений, складывающихся в регионах, статистически денежные доходы населения – это объем социальных выплат населению и налогооблагаемых денежных доходов по муниципальным районам (городским округам) субъекта Российской Федерации. По Красноярскому краю эти данные представлены на сайте Федеральной службы статистики [13] (табл. 2), как в разрезе субъектов РФ, так и муниципальных образований. В открытых источниках статистика приведена с 2012 по 2022 годы, т.е. доковидный период. Это позволяет жестко очертить рамки «отправной точки» функционирования в условиях ковидного кризиса, как бы зафиксировав ее.

Неблагоприятные периоды в развитии страны в целом и края в частности несколько тормозят реализацию Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. Но 2022 год обошелся без локдауна, что позволило продолжить работу всем без исключения предприятиям Красноярского края, при этом предприятия базовых отраслей не останавливались совсем. Значительные изменения в области доходов населения должны оживить покупательную способность при условии опережающего прироста доходов над инфляцией, рост которой мы наблюдаем в настоящее время.

Вторая группировка авторами была построена следующим образом. В качестве группировочного признака была выбрана доля налогооблагаемых доходов в совокупных налогах. Групп было выбрано, как и в первом случае, десять. Так как здесь также не наблюдается нормального распределения, то шаг был рассчитан по той же формуле, что и в предыдущем случае. Были сопоставлены две группировки, выявлены тенденции, определены приоритетные направления.

Кластеризация экономики – это выделение центров развития, вокруг которых формируется производственная и социальная инфраструктура. Сторонники кластеризации [15] активно продвигают именно эту точку зрения, и где-то они правы. Но вопрос заключается в формировании самих центров развития. Возможно, идея С.К. Шойгу о создании городов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке – это выход из создавшейся проблемы, но возникает вопрос об охвате кластерами тех или иных территорий. Не получим ли мы ситуацию, когда задействованы определенные центры (города, поселки городского типа), а вокруг – выжженная земля; города–миллионники, а вокруг – пустующие деревни, города-призраки с разрушающимися постройками, брошенной устаревшей техникой и т.д. И опять можем получить колоссальную дифференциацию в денежных доходах населения. Говорить об устойчивом развитии с экологической точки зрения здесь не приходится.

Для обоснования целей и средств региональной политики, для разработки эффективных программ регионального развития нужно провести отчетливое разграничение между «проблемными» и «непроблемными» регионами РФ. В нашем случае «проблемность» выражается низким уровнем денежных доходов, приходящихся на душу населения региона. Этот уровень складывается на основе устойчивых зависимостей определенных региональных параметров, которые можно обнаружить методом группировки. Очевидным является тот факт, что территориальная дифференциация среднедушевых денежных доходов населения во многом определяется территориальной дифференциацией параметров, формирующих доходную базу.

Первая попытка типологизации регионов по величине стоимости основных фондов и среднедушевым доходам не удалась по той причине, что показатель стоимости основных фондов дан в абсолютном значении, а денежные доходы – на душу населения. Для приведения показателей к одинаковой размерности стоимость основных фондов по каждому региону была поделена на численность населения региона, что, по сути, характеризует фондовооруженность. При этом показатель среднедушевых денежных доходов населения использовался в размерности – рублей в год.

Типологизация регионов проводилась на основе их предварительных группировок, в основу первой был заложен факторный признак – величина стоимости основных фондов региона, в основу второй – величина валового регионального продукта на душу населения. Результирующий признак в обеих группировках – среднедушевые доходы населения региона.

Типологизация субъектов РФ, являясь необходимым элементом современного анализа, расширяет знания об общих характеристиках регионов, объединяет территориальные образования в те или иные группы, определяет место каждого региона в классификационной схеме, что важно при выборе критериев региональной политики.

Группировки являются важнейшим методом статистического исследования социально-экономических явлений, позволяющим выявить закономерности их развития, уловить переход количественных изменений в качественные. Опираясь на диалектическое единство синтеза и анализа как дополняющих друг друга способов познания «статистическое исследование производит расчленение множества единиц изучаемой совокупности на различающиеся между собой, но внутренне однородные части и одновременно с этим объединяет их в типичные группы по существенному для них признаку» [99, с.40]. Известны следующие виды группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные), выделяемые по различным логическим обоснованиям, но общим свойством для всех группировок является выполнение принципа статистического тождества и различия элементов совокупности. Широкое применение в экономических, социальных и региональных исследованиях находят типологические группировки.

С 1 января 2022 года в рамках нацпроекта «Демография» увеличился размер ежемесячной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей. Данная выплата предоставляется до достижения ребенком возраста трех лет. Её размер соответствует величине прожиточного минимума на ребенка, установленного на 2022 год в Калужской области – 12 058 рублей.
Право на получение имеет один из родителей (усыновителей, опекунов), осуществляющий уход за ребенком и совместно проживающий с ним. Для её предоставления необходимо постоянно либо преимущественно проживать на территории Калужской области, а среднедушевой доход семьи не должен превышать среднедушевой денежный доход населения, сложившийся в Калужской области на момент обращения лица за назначением выплаты. В настоящее время он составляет 34 545,7 рубля.
Обращаем внимание, при обращении в течение шести месяцев со дня рождения ребенка выплата назначается, начиная со дня его рождения, а при обращении по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка – за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление.

Рекомендуем прочесть:  Прием на работу по патенту в 2022 году

ДИНАМИКА СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 Рис. 1. Динамика среднедушевых денежных доходов населения В докладе Всемирного Банка [3] прогнозируется, что в 2022 г. уровень бедности в России повысится с 13,4 до 14,2%, что вернет его к показателям 2007 г. Отрицательная динамика может быть связана с тем, что в фазу кризиса наблюдается наибольший рост индекса цен на товары и услуги, причем в большей мере на продовольственные товары, так как они занимают наибольший вес в автономном потреблении. По данным Росстата [2] наибольший рост индекса цен наблюдается в 2008 г., конце 2014 и начале 2022 гг. (рисунок 2), то есть в периоды финансовой нестабильности. Рост этих показателей позволяет объяснить сокращение свободных денежных средств граждан. Рис. 2. Динамика индекса цен в России Высокий уровень дифференциации населения по доходам влечет его социальное расслоение, снижение качества жизни, ограничение возможностей уровня образования и карьерного роста в регионах, а также увеличение социальной напряженности. Несмотря на высокую дифференциацию уровня жизни разных групп населения, которая последние лет существенно не менялась, представители всех слоев российского общества смогли существенно повысить свой уровень жизни в период между

3 двумя кризисами от 1998 до 2008 года, так как потребительская инфляция оставалась весьма высокой и только в последние годы опустилась (на сравнительно короткий промежуток времени) ниже 10% в год, однако номинальный рост денежных доходов превосходил общее удорожание с 2001 по 2008 г. в среднем в 2 раза. За этот период реальные денежные доходы выросли примерно в четыре с половиной раза (таблица 1). Период Таблица 1 Накопленная инфляция за год Прирост среднедушевых денежных доходов в среднем по РФ ,5 36,6 20,1 18,8 15,06 11,99 11,74 10,91 9,0 11,87 13,28 8,8 8,78 6,1 6,58 6,45 11,36 12,91 34,24 28,90 30,99 23,99 26,55 25,69 23,61 18,54 13,09 12,21 9,61 11,75 11,66 1,26 5,50 Опережение среднедушевых денежных доходов инфляции К концу 2008 г. вошедшая в массы модель потребительского поведения стала 1,82 1,92 2,58 2,04 2,43 2,85 1,99 1,40 1,49 1,39 1,58 1,79 1,81 0,11 0,43 «отставать» от накопленного платежеспособного спроса, то есть структура потребительских расходов с запаздыванием подстраивалась под растущие денежные возможности потребителей. Росла доля выданных потребительских кредитов, однако коммерческие кредиты по-прежнему занимали незначительную часть в структуре источников финансирования и заметно уступали доле собственных средств организации. У потребителей данный факт выражался в покупках «достаточно дорогих», однако «не слишком нужных» для данной категории покупателя товаров и услуг, например, бытовой, ТВ и компьютерной техники. В связи со сложившейся кризисной ситуацией, необходимостью в сбережении и экономии в феврале 2022 г. первый зампредседателя Банка России Сергей Швецов отметил: «Если идет экономический спад, население должно реагировать рационально, а не покупать по несколько телевизоров и несколько стиральных машин [4]. Причиной этому может выступать слишком большой разрыв между бедными и богатыми. Так, распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения по субъектам РФ отражает большой разрыв в доходах граждан. Удельный вес денежных доходов, приходящийся на пятую группу населения, с наибольшими доходами на протяжении последних 19 лет неизменно сохранялся в диапазоне от 45 до 48%, отражая большую дифференциацию доходов, которая в большей степени проявлялась в периоды кризисов (1998, 2008 и 2014 гг. рисунок 3). Коэффициент Джини остается стабильно высоким на протяжении всего рассматриваемого периода. Таким образом, несмотря на рост среднедушевых денежных доходов российского населения, рост покупательской способности и видимое улучшение уровня жизни населения

1 ДИНАМИКА СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проходенко О.О., Трубецкая О.В. Государственный экономический университет Самара, Россия DYNAMICS OF THE PER CAPITA CASH INCOME AND LIVING STANDARDS OF THE POPULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION Prokhodenko O.O., Trubetskaya O.V. State Economic University Samara, Russia В работе исследована динамика среднедушевых денежных доходов населения в период гг. и воздействие финансового кризиса 2008 и 2014 гг. на изменение их объемов и структуры. Проведен сравнительный анализ и дана оценка дифференциации доходов населения Российской Федерации. Показано, что уровень жизни населения по России значительно различается, на что в большой степени влияют кризисные явления и специфика экономики отдельных регионов. Обеспечение достойного уровня жизни населения должно являться основным направлением реализации социально-экономической политики. В рамках данной задачи, достижение высокого уровня и темпов экономического развития государства может рассматриваться как одно из важнейших, но не единственное условие социальноэкономического развития общества. Неравномерность социально-экономического развития регионов России и, особенно, высокая концентрация доходов в определенных небольших группах населения отчетливо проявились с распадом СССР и резкой перестройкой экономики в 90-е гг. ХХ века. Нынешний облик российского потребителя сложился в нулевые годы, в период устойчивого роста экономики страны, существенного повышения реальных доходов всего населения [1]. Различия в темпах социально-экономического развития регионов могут отрицательно сказываться на динамике развития страны в целом. На рисунке 1 четко прослеживается зависимость реальных располагаемых денежных доходов граждан от экономической ситуации в стране. Так, в 2008 г. реальные денежные доходы граждан сократились практически на 13% по сравнению с 2007 г., т. е. совпали с фактическим уровнем инфляции в этом же году. Для сравнения, в 2013 г., когда экономика страны по многим показателям вернулась к докризисному уровню 2007 г., рост располагаемого денежного дохода граждан превышал инфляцию [2].

4 дифференциация доходов за текущий период усилилась, а соответственно, возросли барьеры перехода в группу с большим уровнем дохода. Рис. 3. Вид кривой Лоренца по 20-% группам населения по субъектам РФ На фоне инфляции на протяжении изучаемого периода росла дифференциация доходов по регионам. В 2013 г. по данным Росстата диапазон разброса значений дохода достиг своего максимума и составил руб. [2]. Такой значительный разброс доходов по регионам отрицательно сказывается не только на настроении граждан, но и на внутренних миграционных потоках и перенаселении отдельных регионов с высоким уровнем жизни, что в свою очередь отражается на уровне безработицы. Средняя величина среднедушевых денежных доходов по РФ не в полной мере отражает сложившуюся ситуацию, так как дает завышенную оценку объясняемому фактору. На протяжении всего рассматриваемого периода медиана среднедушевых денежных доходов располагается значительно ниже кривой, отражающей их среднее значение по РФ, что в полной мере может объясняться концентрацией денежных доходов в 5 группе с наибольшими доходами при 20-% распределении (рисунок 4). Однако необходимо отметить, что межрегиональная дифференциация в России, несмотря на кризисные явления и снижение покупательской способности, снижается. Например, в 2014 г. наименьшая средняя величина среднедушевых денежных доходов составила рублей (Республика Калмыкия), а наибольшая превысила ее в 5,4 раза и составила 66491рублей (Ненецкий автономный округ). К сравнению, в 2006 г. в разрезе субъектов РФ среднедушевые денежные доходы населения различались в 9,6 раза, а в 2011 в 6,2 раза [2]. Соответственно, можно говорить о некотором

5 сглаживании межрегиональной дифференциации, но не о дифференциации населения по доходам в целом. Рис. 4. Показатели среднедушевых денежных доходов в РФ Коэффициент асимметрии еще более точно характеризует дифференциацию населения по доходам. Он начинает постепенно снижаться с середины 2008 г., что может объясняться кризисными процессами, характерными для отечественной экономики, начиная с середины 2008 г., которые поначалу объяснялись исключительно внешними факторами, хотя на самом деле они в большей мере являются результатом накопления внутренних проблем. В 2022 г. инфляция превзошла номинальный рост доходов, и поэтому реальные располагаемые доходы населения все время находились в отрицательной зоне. В январеноябре 2022 г. они снизились на 3,5%, а реальная зарплата на 9,2% [2]. Инфляция с начала года по ноябрь составила 12,1%. Как показывают декабрьские опросы ВЦИОМа, россияне вполне ощущают снижение достатка: каждый четвертый (24%) оценивает материальное благосостояние семьи как «плохое». Нынешнее значение соответствует значению декабря посткризисного 2009 г. У большинства населения уровень денежных доходов на протяжении наиболее благоприятных для российской экономики лет оставался невысоким. В результате даже их ежегодный прирост на 5 10% в реальном выражении не позволял накопить достаточно средств, чтобы принципиально изменить потребительское поведение населения 2-3 группы 20-% распределения. Многие важные потребительские блага (в первую очередь жилье) оставались дорогостоящими. По сообщениям РБК [5] минимум две трети населения, находились в ситуации, когда им не приходится экономить практически ни на чем, но и купить они могли только еду, одежду, бытовую технику и т.п. Значительную роль в этом сыграли не слишком благоприятные условия для личных накоплений, а также неразвитость финансовых рынков. Необходимо отметить, что сокращение потребительского спроса в настоящий момент происходит по двум направлениям: снижается спрос на услуги (в первую очередь связанные