Совместная Собственность На Земли Общего Пользования В Снт 2022

Статья 25

2. Право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2022 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

3. В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Передача указанного имущества в соответствии с настоящей частью не является дарением.

5. При переходе права собственности на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования нового собственника такого земельного участка равна доле в праве общей собственности на указанное имущество общего пользования предыдущего собственника такого земельного участка.

4. Доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок.

7. Условия договора, в соответствии с которыми переход права собственности на садовый или огородный земельный участок не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).

Для таких случаев Верховный Суд подчеркнул: речь в законе идет о том, что можно оформить право собственности на новую, только что созданную вещь. А дорога, которую захотели взять огородники, была дорогой и раньше, просто ее покрыли асфальтом. Суд процитировал документ самих же дачников – задание для строительной бригады на работу, в нем рабочим поручили сделать не дорогу, а именно заасфальтировать её.

Общим собранием членов объединения решается вопрос о приобретении такого земельного участка в собственность этого объединения. Председатель некоммерческого объединения подает заявление в орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

С вышеуказанным решением о предоставлении в собственность земельного участка председатель некоммерческого объединения (или уполномоченное лицо) обращается с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок общего пользования в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. Государственная пошлина для юридических лиц при этом составляет 22000 рублей.

Допустим, вы знакомы с генпланом вашего города или правилами землепользования и застройки. Пока эти документы не во всех регионах еще приняты, но это вопрос времени. Тем не менее, в случае, если проектными решениями будет предусмотрено целевое использование земли вблизи вашего садоводческого некоммерческого товарищества, отличное от садово-огороднического хозяйства, или интерес к земле проявят крупные застройщики, то есть все шансы столкнуться с масштабным захватом земель садоводческого товарищества, их «приватизацией» и скупкой за «бесценок».

Еще важный момент, связанный с общей собственностью садовых товариществ: право на получение доли в имуществе общего пользования предоставляется садоводу в строго ограниченных случаях. А именно только при реорганизации или ликвидации объединения (п. 1 ст. 19 и ст. 42 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

5. Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).

Положения пункта 4 статьи 28 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) не применялись до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);

Положения пункта 5 статьи 28 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) не применялись до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг

Пользование землей общего пользования в СНТ

  • на них не распространяется так называемая «Дачная амнистия» (упрощенная процедура приватизации);
  • согласно ФЗ «О садоводческих объединениях граждан» земля, являющаяся имуществом общего пользования передается СНТ безвозмездно;
  • Земельный кодекс не ограничивает членов СНТ по срокам пользования участками.

Граждане вправе обращаться к членам правления СНТ с просьбой о выделении им земель во временное пользование. В своем заявлении гражданину нужно указать цели использования, сроки, на которые потребуется земля для реализации поставленных задач (не более месяца). Обычно в уставе СНТ содержится требование о предварительном уведомлении членов товарищества о своем желании использовать участок как минимум за две недели-месяц.

  • земли переводятся в собственность товарищества бесплатно;
  • земли, которые поставлены на кадастровый учет, имеют четкие границы и это исключает соблазн для самозахвата и возникновение споров между собственниками участков и садоводами;
  • СНТ сможет официально зарегистрировать все постройки на общей земле, возведенные из взносов садоводов;
  • расширение за счет общих земель индивидуальных участков;
  • складирование на них мусора и стройматериалов, спецтехники, оборудования, машин и механизмов;
  • самовольное перекрытие воротами и шлагбаумами;
  • установка различных хозпостроек, бытовок, вагончиков, торговых объектов, объектов для оказания платных услуг (авторемонтных, слесарно-монтажных, строительных и пр.);
  • самовольная высадка или культивирование кустарников и деревьев;
  • свалка бытового мусора, отходов садоводства и огородничества.

Порядок пользования землями содержится в уставе товарищества. За каждым участком здесь обычно закреплен свой функционал. Например, обустройство здесь дорог и проездов, автостоянок, водоемов для целей пожарной безопасности, зон отдыха, колодцев, спортивных и детских площадок, рекреационных зон, санитарных зон, источников водоснабжения, ЛЭП и пр.

Имущество общего пользования в СНТ по новому закону

До тех пор, как в 2022 году вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ, ЗОП на территории садоводческого товарищества принадлежали муниципалитету или государству. Юридические лица могли оформить земли общего пользования в аренду. Физическим лицам ЗОП предоставлялись на условиях безвозмездного бессрочного пользования.

Оформив свою долю, садовод не может отделять и отчуждать ее от всего имущества общего пользования. Также закон запрещает любые действия по передаче своей доли отдельно от права собственности на дачный участок. Проще говоря, дачник не может продать часть принадлежащего ему общего имущества отдельно от своего земельного надела.

Чтобы организовать межевание земель в СНТ, потребуется:

  • провести общее собрание, утвердить проведение работ по межеванию, оформить протокол;
  • выбрать уполномоченное лицо, которое будет ответственным за заключение договора с геодезической компанией (чаще всего таким человеком назначается председатель);
  • геодезисты приедут в СНТ, оценят объем и стоимость работ, а затем приступят к съемке территорий;
  • кадастровые сведения, предоставленные геодезической компанией после завершения всех работ, будут обработаны картографом, а затем переданы кадастровому инженеру;
  • завершающим этапом работ станет схема уточнения или определения границ земель общего пользования, которая будет передана на утверждение председателю СНТ;
  • если замечаний от председателя не поступит, специалисты сформируют окончательный межевой план.

До того момента, как закон № 217-ФЗ вступил в силу, имущество общего пользования в СНТ принадлежало товариществу как юридическому лицу. Все земли, объекты недвижимости и вещи, которые были приобретены товариществом до 1 января 2022 года, могут по-прежнему оставаться в собственности СНТ как юридического лица.

Имуществу общего пользования (ИОП) в садоводческих и огороднических товариществах посвящена глава № 6 Федерального закона № 217-ФЗ. Согласно данному документу, к ИОП относится все движимое и недвижимое имущество, находящееся в границах территории товарищества и используемое для общих нужд садоводов.

Садовод-индивидуал должен подать исковое заявление, в котором нужно просить уменьшить сумму взносов. К нему необходимо приложить доказательства. Это обоснованный расчет суммы взносов, который следует получить в СНТ, а также пояснения к нему: почему садовод-индивидуал считает его необоснованным – возможно, в расчете есть ошибки и неточности. Если в суде они будут выявлены, то сумма должна быть уменьшена. Таким образом, садовод-индивидуал должен выяснить, как производится расчет суммы взносов, по каким формулам и по какому принципу. Эти пояснения можно написать в исковом заявлении – суд будет рассматривать их в качестве доказательств (объяснения сторон). Также их можно написать на отдельных листах, которые будут поданы в качестве приложения к исковому заявлению. Но тогда в иске важно недвусмысленным образом сослаться на это приложение, чтобы суд и другая сторона спора сразу же смогли найти оспариваемую информацию.

По просьбе садовода-индивидуала товарищество должно выдать ему этот расчет и отказать не вправе. В связи с тем, что садоводы-индивидуалы теперь обязаны платить взносы на содержание общего имущества СНТ, в силу п. 6 ч. 3 ст. 11 нового Закона о садоводстве и огородничестве они имеют право знакомиться с финансово-экономическим обоснованием размера взносов. На основании этого же пункта садоводы-индивидуалы вправе получать заверенные печатью товарищества и подписью его председателя копии финансово-экономического обоснования размера взносов. Они предоставляются по заявлению садовода за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества.

В случае возникновения конфликтных ситуаций, например если садоводу-индивидуалу отказали в пользовании дорогой, корректно составленный договор защищал стороны. Скажем, товарищество могло ссылаться на то, что садовод-индивидуал не уплачивал суммы, предусмотренные договором, а садовод-индивидуал – на обязанность товарищества не препятствовать ему в реализации своих прав.

Отметим, что по действующему гражданскому законодательству односторонний отказ от исполнения договора недопустим. Поэтому если, например, садоводу-индивидуалу выгоднее платить взносы в соответствии с новым законом, чем с условиями договора, раньше прекратить его действие нельзя. Это возможно, только если право на односторонний отказ предусмотрено в договоре либо достигнуто соглашение между сторонами о прекращении его действия.

Как по ранее действовавшему Закону о садоводстве и огородничестве 1 , так и по новым правилам 2 , которые начали действовать с 1 января 2022 г., садоводами-индивидуалами считаются граждане, которые ведут садоводство в индивидуальном порядке. Фактически к ним относятся лица, которые владеют участками на территории садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ), но не желают вступать в него.

Оформление и использование земель общего пользования

  • схемы расположения земельных участков согласно проведенному межеванию, данные собственников, а также информацию о тех территориях, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий документы на использование и получение наделов;
  • учредительную документацию товарищества.

Здравствуйте! Уже несколько лет пытаемся приватизировать участок в снт. Но из-за того что у нас нет геодезии земель общего пользования, как нам говорят,то приватизацию не делают. На руках у нас только членская книжка и все. Что нам делать дальше? Куда идти? Надо приватизировать участок.

В 2009 — 2022г при проведении межевания земель общего пользования на территории СНТ возникло некоторое количество участков, которые не значились ранее как участки для ведения садоводства. Председатель- по своему усмотрению, а правление — по некоторым отдельным решениям распределили эти участки без рассмотрения на собрании уполномоченных. Участки достались как Вы понимаете сугубо по решению узкого круга членов правления, а некоторые по решению председателя тем кто ближе оказался к председателю и правлению, были членами правления и ревизионной комиссии. Некоторые лица смогли получить несколько участков, которые сейчас успешно перепродаются. По ФЗ 171, сегодня с 2022 года, все понятно — решение может быть принято только на общем собрании членов СНТ. Вот и вопрос — законно ли были распределены выше указанные участки. ? Как мне председателю ревизионной комиссии отразить эту ситуацию в акте проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2022 год?

Аренда используется тогда, когда одной из сторон сделки является юридическое лицо. Если же речь идет о взаимоотношениях обычного гражданина и государства, то вариантом получения надела во владение будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования. И при аренде, и при бессрочном пользовании арендатор имеет право возвести на участке какой-нибудь капитальный объект.

Большое спасибо за ответ. О расторжении вопрос пока не ставится, это будет решать собрание уполномоченных в 2022 году. Как я понимаю председатель и правление 2009 -2022 годов превысили полномочия и должны понести ответственность. Какую? Хотелось бы обосновать все это со ссылкой на законы, не просто эмоционально.

по вопросам, касающимся осуществления государственной регистрации права на земельный участок, являющийся имуществом общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе, и государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик такого земельного участка

Все нюансы пользования землей общего пользования

Для удовлетворения гражданских потребностей законодательство выделяет особые территории для общего пользования. Статус земли позволяет гражданам находиться на ней на законных основания, позволяет свободно использовать располагающиеся на ней объекты и ресурсы.

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

Распространенный способ использовать общественные земли для собственных нужд это аренда. Она оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на общих участках. При оформлении арендного соглашения собственник строения, расположенного на участке, имеет право преимущества при заключении договора аренды.

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях. Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

Частым земельным правонарушением считается самозахват. Нарушителя привлекают к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ. В кодексе самозахват определен следующим образом: самовольное занятие государственной территории и ее дальнейшее эксплуатирование без наличия соответствующих документальных разрешений.

Каков порядок предоставления и перераспределения земельных участков в СНТ

1) Герои СССР, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы. Площадь садового земельного участка, предоставляемого в собственность указанным гражданам, должна составлять не менее 20 соток в границах городских населенных пунктов и 40 соток в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий; 2) Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. Площадь участка, предоставляемого указанным лицам, должна составлять не менее 8 соток в городах и поселках городского типа и 25 соток в сельской местности; 3) граждане, имеющие трех и более детей, в случаях и порядке, установленных законодательством субъектов РФ. Например, земельные участки для ведения садоводства предоставляются многодетным семьям, отвечающим установленным требованиям (в частности, относительно обеспеченности земельными участками и жилыми домами), в Московской области.

Правом на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают, в частности (пп. 6, 7 ст. 39.5 ЗК РФ; п. 1 ст. 1.1, п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 № 4301-1; ч. 1 ст. 1.1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ; ст. 1, ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ):

1) дату и место его заключения; 2) данные всех участников соглашения (Ф.И.О. (отчество — при наличии), дата рождения, адрес регистрации, данные документа, удостоверяющего личность); 3) сведения о земельных участках, участвующих в перераспределении (кадастровый номер, адрес, площадь, категория земель, вид разрешенного использования); 4) сведения об образуемых земельных участках; 5) условия перераспределения; 6) основания возникновения прав на исходные земельные участки (реквизиты правоустанавливающих документов, номер и дата внесения соответствующей записи в ЕГРН); 7) иные условия, необходимые для согласования, по усмотрению сторон соглашения.

Для установления границ образуемых земельных участков и подготовки межевого плана необходимо заключить договор подряда на проведение кадастровых работ с кадастровым инженером (ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 36, ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

Земельный участок предоставляется в собственность по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (далее — уполномоченный орган) на основании заявления гражданина или его представителя (ст. 39.2 ЗК РФ; абз. 1 п. 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ).

Анализ Федерального закона от № 217 — ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Расположенные на садовых участках нежилые здания, строения для сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей и не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2022 г., признаются садовыми домами:

3. безвозмездное приобретение в государственную собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность имущества общего пользования (автомобильных дорог, объектов электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты), расположенного в границах территории садоводства или огородничества — в соответствии с заявлениями товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования имущества,

Новый закон ликвидировал искусственно сформированное и до сих пор существующее различие между дачными и садоводческими товариществами, созданными в соответствии с упомянутым уже 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и установил только 2 вида юридического статуса загородных объединений граждан:

Имущество общего пользования, как определил новый закон, может или принадлежать только товариществу. или, по решению общего собрания садоводов или огородников, может быть передано безвозмездно местным муниципалитетам и органам государственной власти. Иными словами, при такой передаче общего имущества его собственники лишают себя права на решение задач по управлению имуществом и развитию территорий общего пользования по своему усмотрению.

Даже если участки были ранее поставлены на кадастровый учет и им были присвоены кадастровые номера как ранее учтённым в ГКН до 2008 года, то, не будучи внесёнными в ЕГРН, как того требует ФЗ № 218(пункт 3 статьи 70), вступивший в силу 1 января 2022 года, такие участки должны сниматься с кадастрового учёта, признаваться бесхозными и переходить в собственность муниципалитетов.

Земли общего пользования это собственность государства. Приватизировать или купить такой участок не получится, его можно только взять в аренду. Особенности правового статуса таких наделов накладывают отпечаток как на возможности реализации, так и на режим налогообложения.

  • схемы расположения земельных участков согласно проведенному межеванию, данные собственников, а также информацию о тех территориях, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий документы на использование и получение наделов;
  • учредительную документацию товарищества.

Если строение прошло государственную регистрацию, и на него оформлено право собственности, владелец может производить с ним любые юридические действия: продать, подарить, оставить в наследство. При таком раскладе земля под сооружением перейдет к новому собственнику строения. Однако ввиду того, что оформить в собственность такой надел нельзя, произойдет лишь переход права аренды.

Частым нарушением законодательства об использовании земель общего пользования является самозахват таких территорий. Ответственность за проступок предусмотрена в ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно этой статье под самозахватом общих земель понимается их самовольное занятие и эксплуатация без наличия соответствующих разрешений. Самозахватом надела общего пользования называется использование участка без документов.

Аренда используется тогда, когда одной из сторон сделки является юридическое лицо. Если же речь идет о взаимоотношениях обычного гражданина и государства, то вариантом получения надела во владение будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования. И при аренде, и при бессрочном пользовании арендатор имеет право возвести на участке какой-нибудь капитальный объект.

Коттеджные посёлки: земли общего пользования

Установление такого специального режима оборота в отношении них обусловлено необходимостью обеспечить беспрепятственное и безвозмездное пользование этими объектами для неограниченного круга граждан и юридических лиц. Верховный суд России последовательно утверждают в рамках конкретных дел о том, что использование земель общего пользования направлено на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам и зонам общего пользования, в том числе зеленым зонам, природным объектам, предназначенным для удовлетворения общих интересов населения, поэтому запрещается приватизация (передача в собственность отдельным граждан и юридических лиц) таких земель (например, п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2022), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2022). Также законодатель и суды отдельно подчёркивают о безвозмездности пользования для граждан таким недвижимым имуществом (например, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 № Ф04-3241/2008(5552-А27-9)).

Защищая свои права по беспрепятственному и безвозмездному пользованию такими объектами недвижимости группа граждан – жителей начинают обращаться с иском в суды по отношению к формальным собственникам об исправлении ЕГРН и признании права собственности за всеми жителями, собственниками частных земель отдельного населённого пункта. Также пытаясь отстоять свои права граждане просят вступать в такие дела прокурора для защиты прав и свобод неограниченного круга лиц, публичных интересов. Практика показывает (по крайней мере в Московской области), что органы прокуратуры последовательно отказываются вступать в судебный процесс, якобы не видя нарушений публичных интересов. Таким образом, пока возобладал формальный подход и жители таких коттеджных посёлков не защищены со стороны государства и вынуждены отстаивать самостоятельно свои интересы в судах. В этом случае существует большой риск отказа судом в удовлетворении подобного иска в рамках гражданского процесса по формальному основанию — отсутствие полномочий по защите интересов неограниченного круга лиц у истцов, ибо последние не являются государственными органами или органами местного самоуправления с соответствующими публичными полномочиями.

Все вышеназванные гарантии и ограничения в виде императивных норм гражданского и земельного законодательства с легкостью обходятся застройщиками (продавцами) в так называемых коттеджных посёлках. Как правило, застройщик приобретает на торгах один большой по размеру земельный участок, который находится в собственности государственной власти или муниципального образования, далее разделяет этот большой участок на множество меньших индивидуальных участков, строит частные дома, общепоселковую инфраструктуру и формирует земли (территории) общего пользования в виде автомобильных дорог, скверов, парков, набережной, участков для размещения трансформаторной подстанции и контейнеров для бытовых отходов. Однако вместо того, чтобы передать право собственности на эти сформированные застройщиком общественные земли в пользу всех жителей (собственников индивидуальных участков) коттеджного посёлка или в публичную собственность, застройщик оставляет права на них за собой или передаёт аффилированному юридическому лицу (чаще всего товариществу собственников недвижимости, ТСН). Далее начинается систематическое извлечение прибыли застройщиком или ТСН в форме фактического взыскания с каждого собственника участка (жителя) платы за проезд или иное пользование территориями общего пользования.

В Российской Федерации земли (территории) общего пользования (их также называют общественными землями) ограничены в гражданском обороте, то есть такие земельные участки не могут быть приватизированы, находиться в собственности юридических лиц и граждан (п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Хотя в науке отечественного гражданского права встречаются позиции современных цивилистов, которые рассматривают общественные земли в качестве объектов, полностью исключенных из гражданского оборота, так как собственником таких вещей может быть только публичное образование – государство или муниципалитет в интересах общества, всех и каждого. Однако Верховный суд России рассматривает их именно в качестве объектов, ограниченных в обороте (например, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07. 2009 № 5-Г09-56, от 05.12.2022 г. № 308-КГ18-19589). К слову, в дореволюционном российском частном праве такие земли также рассматривали в качестве ограниченных в гражданском обороте, при этом разделяя понятия торговый и гражданский обороты (см. в частности труды Гамбарова Ю. С.).

Самое интересное, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и Публичной кадастровой карте такие общественные земельные участки по категории и своему назначению зарегистрированы именно в качестве земель (территорий) общего пользования. Но в нарушение вышеназванных норм и условиях отсутствия в населённом пункте альтернативных общественных дорог для проезда к своим участкам собственниками таких земель (дорог) признаны юридические лица (застройщики, ТСН) или отдельная группа граждан, которые навязывают правила пользования и плату для всех остальных жителей.

Письмо Росреестра от № 14-09827-ГЕ/19 о Размере доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общего назначения может быть определен общим собранием членов СНТ

по вопросам, касающимся осуществления государственной регистрации права на земельный участок, являющийся имуществом общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе, и государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик такого земельного участка

Каков порядок предоставления и перераспределения земельных участков в СНТ

Правом на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают, в частности (пп. 6, 7 ст. 39.5 ЗК РФ; п. 1 ст. 1.1, п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 № 4301-1; ч. 1 ст. 1.1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ; ст. 1, ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ):

Для установления границ образуемых земельных участков и подготовки межевого плана необходимо заключить договор подряда на проведение кадастровых работ с кадастровым инженером (ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 36, ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

В отношении всех образованных в результате перераспределения земельных участков осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав. При этом одновременно осуществляется снятие с кадастрового учета и прекращение прав собственности на исходные земельные участки (п. п. 1, 2 ст. 131 ГК РФ; п. 2 ч. 3 ст. 14, ч. 2, 3 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2022 № 218-ФЗ).

Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Договором подряда может быть предусмотрена обязанность кадастрового инженера поместить подготовленный им межевой план в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав (ч. 3, 5 ст. 20, ч. 12 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2022 № 218-ФЗ; ч. 8 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

Образуемые в результате перераспределения земельные участки должны соответствовать установленным законодательством требованиям, в частности, о предельных максимальных и минимальных размерах земельных участков. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице (п. п. 1, 2, 6 ст. 11.9 ЗК РФ).

Каждое садоводство самостоятельно устанавливает, как платить членские взносы. По закону, порядок оплаты должен быть регламентирован и прописан в уставе СНТ, а все расчеты СНТ как юр. лица, должны проходить по безналичному расчету. При этом, в законе прописано, что членские взносы чаще, чем раз в месяц собирать нельзя.

Каждое СНТ устанавливает не только правила уплаты, но и оптимальные сроки. Так, общие собрания, как правило, назначают на майские выходные, что совпадает с открытием дачного сезона. На собрании принимается решение о размере членских взносов. Правление отчитывается за те платежи, что были израсходованы в прошлом году (в том числе и собранные на непредвиденные расходы) и устанавливает новый платеж. Сроки оплаты прописаны в Уставе. Если коммунальные платежи обычно собирают раз в месяц или раз в квартал, то оплату «допников» на прочие нужды, чаще устанавливают к оплате разово, на сентябрь-октябрь, к закрытию дачного сезона.

Чаще всего члены СНТ платят взносы пропорционально размерам земельного участка, а недвижимость в расчет не берут. Чем больше участок, тем больше оплата и не важно, сколько человек пользуется дачей, как часто приезжает и какое количество мусора выкидывает.
Правила распределения членских взносов прописываются в Уставе товарищества.

Основанием для членских взносов служит приходно-расходная смета СНТ, с которой вправе ознакомиться любой член товарищества. Кроме того, платежи должны иметь экономическое обоснование (заключенные договоры с наемными сотрудниками, подтверждение оплаты мероприятий по содержанию ЗОП.)

Фактически, в садоводствах как правило, действуют свои регламенты. Членские взносы в виде коммунальных платежей, что платятся согласно тарифам (вывоз мусора, электричество, водоотведение и пр.) собирают ежемесячно. Оставшуюся сумму (например, на непредвиденный ремонт имущества общего пользования, на налоги, покос травы общей территории, зарплату сторожам) – собирают одним платежом – раз в год.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ.

Нет, не стоит и даже опасно, принимая решение о переоформлении земель общего пользования из коллективной совместной собственности в собственность юридического лица, каждый гражданин-садовод отказывается от своей доли в общем имуществе товарищества и передает ее в собственность юридического лица.
Передавая земли в собственность юридического лица, вы навсегда привязываете себя к членству, тем самым лишаясь собственности.

Большинство садовых объединений, которым были выделены земельные наделы на разных правах владения, воспользовались таким правом приватизировать земельные участки. Личные участки граждан закрепили за каждым гражданином с получением свидетельства о собственности индивидуально для каждого, земли общего пользования оформили в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РСФСР, который на то время имел юридическую силу.

Почему коллективная совместная, а не совместная собственность, которая предусмотрена Гражданским кодексом РФ? – спросите вы. Для этого надо вернуться в 90-е годы, когда началась повальная приватизация. Так, в соответствии с Земельным кодексом РСФСР №1103-1 от 25.04.1991 г. в РСФСР подтверждалось многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, поддерживается развитие всех форм хозяйствования: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций.

Хотя Гражданский и Земельный кодексы не предусматривают наличие коллективной собственности, а только совместную и долевую – это не значит, что ваши земельные наделы вне закона. В Федеральном законе 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который принят 25 октября 2001 года, есть пункт 9 статьи 3, в котором говорится: «Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Итак, какие бы не были сложности, но к 1 января 2024 года вопрос о передаче общей собственности в долевую должен быть решён. Впереди 3 года. Но они не могут быть годами ожидания. И опять на первый план выходит вопрос межевания общих земель, которые являются главной составляющей общей собственности. Только после него можно поставить на кадастровый учёт эти земли и зарегистрировать другую общую собственность – сторожку , водокачку, выделить территорию под магазин и прочие общественные объекты. Не будем также забывать и о том, что и мелиоративная канава вокруг товарищества уже давно требует обратить на себя внимание. А решать все эти вопросы путём заочного голосования и «с помощью современных средств коммуникации» не получится. Времени на раскачку и покупку дорогостоящей техники, которая тоже, кстати является общей собственностью и покупается с разрешения собственников, уже нет.

Если решение о передаче общего имущества в долевую собственность садоводов было принято, то каждый договор о переходе права собственности на садовый или огородный земельный участок должен сопровождаться условием о переходе доли в праве общей собственности на имущество общего пользования. Если такое условие не было включено в договор, то он будет являться ничтожными (п. 7 ст. 25 Закона № 217).

Наряду с передачей общего имущества в долевую собственность садоводов возможен и обратный процесс: общее имущество может быть передано в государственную или муниципальную собственность. Для этого должно быть соблюдено сразу три условия:

Садоводческое некоммерческое товарищество (далее – СНТ), будучи корпоративной некоммерческой организацией, объединяет своих членов для ведения садоводства. Комфорт работы на даче определяется, в том числе, инфраструктурой, пользование которой осуществляют члены СНТ и собственники земельных участков, находящихся в границах территории СНТ. Состав инфраструктуры образует общее имущество садоводов, которые имеют право определять порядок его использования на правах собственника.

Слабая сторона Закона № 217 также состоит в неявном определении состава общего имущества садоводов (того, что в него может входить), а также ряде сложностей в связи с проведением общих собраний (при общей разобщенности и неспособности договориться по такому вопросу).

  1. Если участком по праву аренды пользуется физическое или юридическое лицом, то налоги на него будут начисляться только при отсутствии на нём строений в виде недвижимого имущества. Если объекты недвижимости на участке возведены, налог на землю заменяется арендной платой.
  2. Когда у земли нет конкретного пользователя, то земельный налог заменяется другим, а его сумма делится на всех пользователей участка.
  3. В случае, когда участок расположен на территории СНТ, налог обязаны платить все владельцы наделов садового товарищества.

Если построенный на ЗОП объект недвижимости прошёл государственную регистрацию и приватизирован, то собственник вправе производить с ним любые юридические действия: дарить, продавать, оставить в наследство. При этом земля под строением перейдёт к новому собственнику недвижимости по праву аренды.

Оформлять или не оформлять земельные участки в СНТ? Этот вопрос возникает у граждан потому, что раньше оформлять землю в СНТ было не обязательно. Однако в 2022 году для полноправного владения садовым участком предусматривается обязательное оформление кадастрового паспорта.

Право общего пользования земельными территориями предусмотрена Земельным кодексом РФ и предполагает возможность прохода, проезда или пребывания на них неопределенного круга лиц.

  • схемы расположения земельных наделов согласно межеванию, указание собственников и территорий общего пользования;
  • подтверждение правообладания выделенным участком, т.е. документы на владение и пользование наделами;
  • сведения по учредительной документации СНТ.
  • Рекомендуем прочесть:  Сколько Человек Переехало На Пмж С России За 4 Месяца 2022 Года

    4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии решений в области градостроительной деятельности и деятельности в области охраны окружающей среды учитывают мнение правообладателей садовых и огородных земельных участков в случае, если такие решения затрагивают их интересы и подлежат обсуждению на общественных (публичных) слушаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    1. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество в случае принятия его членами решения об изменении вида деятельности на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства или иную деятельность, которая не связана с ведением садоводства и огородничества и для осуществления которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации допускается создание потребительского кооператива, должно быть преобразовано в потребительский кооператив.

    6. В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, наряду с земельными участками, указанными в части 5 настоящей статьи, включаются в качестве земельных участков общего назначения земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы территории садоводства или огородничества.

    4. В целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

    Рекомендуем прочесть:  Сколько Стоит Куб Горячей Воды В Ленинском Районе Мос Обл

    3) в случае, если указанное имущество на праве общей долевой собственности принадлежит лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, получено согласие таких лиц на осуществление указанной передачи.