Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина органами судебного конституционного контроля в рф

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Доброго времени суток, дорогие читатели блога, прямо сейчас мы будем постигать возможно самую необходимую и интересующую Вас тему — Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина органами судебного конституционного контроля в рф. После прочтения у Вас могут остаться вопросы, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже.

Мы всегда и постоянно обновляем опубликованную информацию, в этом модете быть уверены, что Вы прочтете всю самую новую информацию.

Данные органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны, образуют в своей совокупности институциональный компонент ПЗМ. Многочисленность и разнообразие этих органов и организаций, их специфическая иерархичность, сложность взаимосвязей объективно предполагает проведение их классификации по разным основаниям. Среди этих оснований особое место занимает инструментальный критерий, предполагающий их группировку в зависимости от правовых и неправовых средств и способов (мер), используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, восстановления нарушенных прав, возложения тех или иных мер юридической ответственности на нарушителей требований законности. Совокупность таких, прежде всего, правовых мер, и рассматривается в данном случае как инструментальный компонент ПЗМ.

Конституционный контроль в системе механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина

Достаточно хорошо известно, что любой, в том числе, российский, законодатель может устанавливать (вводить) ограничения прав и свобод граждан только и строго в указанных Конституцией РФ целях (ч.3 ст. 55 Конституции). В своей деятельности по рассмотрению дел, связанных с анализом и оценкой конституционности таких ограничений, Конституционный Суд сформулировал дополнительные требования, соблюдение которых обязательно для законодателя при ограничении прав и свобод граждан:

Понятие, виды, структура механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека

Третья группа представлена: а) механизмом конституционного контроля и защиты прав человека и б) отраслевыми механизмами (гражданско-правовыми, уголовно-правовыми, административно-правовыми и др., а также механизмами, закрепленными нормами материальных и процессуальных отраслей законодательства).

Рекомендуем прочесть:  До Скольки Лет Детям Можно Ездить Бесплатно В Поезде

Долгий период граждане СССР и советской России были лишены возможности обращаться в суд за защитой их прав в случае их нарушения должностными лицами и органами государственной власти. Более значительную роль в процессе разрешения таких жалоб играли органы исполнительной власти и прокуратуры.

Важным импульсом в законодательном решении проблемы судебной защиты прав человека явилось принятие 5 сентября 1991 г. Съездом народных депутатов СССР Декларации прав и свобод человека. В ст. 22 Декларации была закреплена современная формулировка права на судебную защиту: «Каждый имеет право на судебное обжалование незаконных действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций». С этого времени судебной власти стали подведомственны все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан без ограничения. Аналогичное положение было включено и в Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

Оглавление

Принципиальное значение для обеспечения судебной защиты прав и свобод имеет Постановление Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статей 220.1 И 220.2 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Аветяна».

Другой важный способ защиты человеком своих прав – обращение в суд. Порядок обращения в судебные органы долгое время был урегулирован Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866—1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». С принятием Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» данный Закон РФ утратил силу.

Судебная защита конституционных прав и свобод в Российской Федерации

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Содержание данной статьи соответствует положениям Итогового документа Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1986 г., в котором была выражена решимость уважать право своих граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав и свобод человека.

Рекомендуем прочесть:  Является ли многодетным отцом если дети от разных жен

Глава 1
Судебная защита прав и свобод как институт конституционного права Российской Федерации

Каждый из этих видов можно подразделить на подвиды. Например, правотворческая защита включает конституционную, законодательную и иную нормативно-правовую защиту, осуществляемую соответствующими органами правотворчества.

Предметом обжалования в суде может быть любой акт, которым нарушаются права и свободы заявителя. Сюда включаются и постановления Государственной Думы и Правительства РФ. Речь идет об актах, касающихся конкретных людей, но не о законах или иных общеобязательных актах, каковыми являются нормативные акты, указанные в статье 125 Конституции России, которые могут быть оспорены лишь в Конституционном Суде.

Статья 46 Конституции Российской Федерации

Далее, Суд вправе рассматривать только такие обращения, которые обжалуют действия государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию. Надо добавить к этому, что обжаловать можно только действия российских государственных органов или имевшие место события, которые возникли после вступления Конвенции в силу. Кроме того, Суд принимает к рассмотрению только такие петиции, которые направлены не позднее 6 месяцев со дня принятия окончательного решения на национальном уровне.

Комментарий к Ст. 46 КРФ

При решении вопроса об обжаловании неправомерных действий того или иного работника нередко возникает вопрос, является ли он должностным лицом. В ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве должностного лица рассматривается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.