Преимущественное Право На Воспитание Детей Перед Всеми Другими Лицами Имеют

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Например, ребенок после расторжения брака родителей жил с матерью и бабушкой, отец фактически никакого участия в его воспитании не принимал. После внезапной смерти матери отец потребовал передачи ему ребенка. При рассмотрении дела выяснилось, что ребенок почти не знает отца (он для него чужой человек), но очень привязан к бабушке, которая ухаживала за ним с малолетства. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что передача ребенка из привычных ему условий, да еще после смерти матери, может тяжело на нем отразиться, и отказал отцу в иске.

Закон охраняет родительские права отца и матери, обеспечивая родителям возможность лично осуществлять воспитание своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ст. 63 СК РФ) и вправе требовать возврата детей от любого лица, удерживающего ребенка не на основании закона или судебного решения (ст. 68 СК РФ). В то же время, имея в виду, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, суд вправе отказать родителям в удовлетворении их требования, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает его интересам.

Student — s site

Также СК РФ предусматривает отобрание детей у родителей независимо от лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Оно применяется, как и лишение родительских прав, только в интересах ребенка.

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.

Статья 63 СК РФ

Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.

Эта обязанность конкретизируется в Законе об образовании. В п. 1 ст. 52 Закона об образовании сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Защита прав потребителей Томской области

При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний.

Пленум Верховного суда в постановлении от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» дал следующие разъяснения судам — В силу закона родители имеют преимущественное перед другими лицами право на воспитание своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ) и могут требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда (ч. 1 п. 1 ст. 68 СК РФ). Вместе с тем суд вправе с учетом мнения ребенка отказать родителю в иске, если придет к выводу, что передача ребенка родителю противоречит интересам несовершеннолетнего (ч. 2 п. 1 ст. 68 СК РФ). Мнение ребенка учитывается судом в соответствии с требованиями ст. 57 СК РФ.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, школа оказывает помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способно­стей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Присутствовать при обследовании детей психолого-медико — педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Права обязанности родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ Преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими

Особое значение имеют общешкольные, тематические выставки работ учащихся. Помимо представления лучших работ, уместно показывать работы, выполненные на кружке, на уроке, в свободной деятельности детей, с родителями и пр., давая возможность каждому ребенку стать участникам школьной выставки на том уровне, который для него является наиболее приемлемым. Выставки работ могут касаться не только художественных и прикладных. То могут быть и выставки тетрадей, контрольных и диагностических работ, творческих и проектных работ, фотоотчеты о общественно-полезных мероприятий, экскурсиях, отдыхе, в том числе и с родителями. Чем более будет открыта школа, чем большее количество детей и родителей будет вовлечено в освещаемую деятельность, тем больший положительный отклик может быть получен от этой работы.

Право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие или отказываться от участия в таких обследованиях, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Новый Обзор ВС РФ о преимущественном праве родителей перед другими людьми на воспитание собственных детей

В обзоре описан случай подачи в суд иска, с требованием о передаче детей от бабушки к их матери. Обосновано заявление тем, что между истцом и супругом был зарегистрирован брак. Позднее муж погиб, оставив двух общих несовершеннолетних детей. Некоторое время дети жили вместе с матерью, однако однажды без ее согласия дети были перевезены к их бабушке – матери погибшего. С этого момента дети незаконно удерживались в семье, а их матери препятствовали в общении с ними. В связи с этим истица просила суд отобрать у ответчика детей и передать их ей.

Суд первой инстанции выявил, что обязанность по защите интересов детей ложится на их мать. Она может требовать возврата детей от любого человека, удерживающего их у себя без соответствующего судебного решения или без оговоренного законом права. При этом суд указал, что истица имеет постоянное жилье, работу и зарплату, а родительских прав не лишена, а следовательно, имеет право воспитывать своих детей и жить с ними.

Право и обязанность родителей по воспитанию и образованию детей

Большое значение имеет положение, закрепленное в пункте 1 статьи 63 СК РФ, согласно которому родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи обоснованно установление ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует требованиям и статьи 18, и статьи 27 Конвенции ООН о правах ребенка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), гражданско-правовой (ст. ст. 1073–1075 ГК РФ), семейно-правовой (ст. ст. 69 и 73 СК РФ); уголовной (ст. 156 УК РФ).

Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. Конвенция ООН о правах ребенка предусматривает, что право каждого ребенка на образование достигается введением бесплатного и обязательного начального образования; поощрением развития различных форм среднего образования, обеспечением его доступности для всех детей; принятием мер по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ПРАВА И ОБЯЗАНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

В жизни не так уж редки случаи, когда родители, по той или иной причине, проживают раздельно. Место жительства детей в таком случае должно устанавливается соглашением родителей, а при отсутствии соглашения судом. При этом, решение вопроса осуществляется исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребёнка к каждому из родителей, братьям и сёстрам, возраст ребёнка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком, возможность создания ребёнку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другие обстоятельства).

В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, поэтому обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Именно родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, в том числе бабушками, дедушками, братьями, сёстрами, однако, согласно ст. 61 Семейного кодекса РФ, родители не вправе мешать и запрещать, близким родственникам общаться с ребёнком.

Оценка акций

Думается мне, что девочки из полной (полноценной, конечно) семьи живут более защищенными что-ли.. .
Поэтому и вырастают более уверенными. И находят потом для себя мужчин подходящих, чтобы не
нарушать гармонии модели, в которой они выросли. Но это в идеале. Семьи все разные, со своими проблемами, ссорами и тараканами, но все-таки полная семья- это не так страшно перед лицом социума, чем одинокая, а если еще не такая уж сильная женщина с девочкой на руках.
К тому же, девочка — свидетель отношений отца и матери, разрешения конфликтов, примирений, общения, — проще потом общается и решает вопросы с мужчинами в будущем.. .
Мальчику нужен отец как образец для подражания, а в развитии девочки отец играет другую, но не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери.
Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.

Рекомендуем прочесть:  Новости Мфо И Коллекторов На Сегодня 2022

Конечно! родиели всегда пример для своих детей. И модель взаимоотношений папы с мамой дети переносят в будущем в свою семью. А если ребенок воспитывался в неполной семье, то он не имеет представления о полной семье и приходится ему самому выстраивать эту модель)))

Преимущественное Право На Воспитание Детей Перед Всеми Другими Лицами Имеют

«Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», — говорится в статье 38 Конституции России. В статье 63 Семейного кодекса России конкретизируется это положение основного закона государства: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». К сожалению, существуют родители, которые забывают об этом или сознательно игнорируют. Такие родители часто считают, что их обязанность – рождение детей, а материальное обеспечение, создание комфортных условий жизни, условий для всестороннего развития – это, прежде всего, обязанность государства. Результатом такого мировоззрения является немалое количество семей, в которых детям не создаются благоприятные условия для жизни и развития. Да, в Конституции нашего государства провозглашается, что Россия – это социальное государство и в нём «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Но не надо забывать о том, что ответственность за воспитание, развитие и обеспечение детей лежит, прежде всего, на их родителей, которые должны адекватно оценивать имеющиеся у них возможности.

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
— отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
— злоупотребляют своими родительскими правами;
— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
— совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Преимущественное Право На Воспитание Детей Перед Всеми Другими Лицами Имеют

«О злостности может свидетельствовать, в частности, повторность (неоднократность) нарушений несовершеннолетним правовых норм и нравственных норм поведения, характер этих нарушений; наличие ранее предупреждений родителей различными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, администрацией школы др.) о неудовлетворительном поведении либо неуспеваемости ребенка и т.п.» (104, с. 492).

«Под невыполнением обязанностей по воспитанию и обучению детей следует понимать различные меры бездействия, в результате которого отсутствует должная забота о воспитании и образовании несовершеннолетних»(104, с. 492)

Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей

Согласно пункту 1 статьи 71 СК РФ, лишение родительских прав приводит к тому, что родители утрачивают все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 СК РФ), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Вступление в законную силу решения суда о лишении родительских прав является юридическим фактом, прекращающим родительские права на будущее время.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Осуществление этого права одновременно представляет собой обязанность родителей. Воспитание представляет собой длительный процесс воздействия на детей. Этот процесс предполагает как совершение родителями целенаправленных действий, предполагающих достижение определенного результата, так и бессознательное воздействие на ребенка, которое происходит в процессе самого общения родителей и ребенка, и влияния, которое оказывает на ребенка поведение и пример родителей.

Родительское собрание на тему: «Права ребёнка – обязанности родителей»

Задачи:
— ознакомить с основными положениями в разделе прав и обязанностей родителей нового Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье»
— пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными сведениями;
— довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
— оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

 1924 год – Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка.
 1959 год – ООН принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка.
20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН.
В 1994 г. Она была ратифицирована Казахстаном и вступила в силу в 8.06.1994 г.
Зачем была нужна Конвенция?
— Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.
Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств.
— Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.
— Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны.
Именно это служило основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле.
Конвенция о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.
Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения.
Конвенция включает в себя группы:
1) основные права – на жизнь, на имя;
2) обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);
3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);
4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание);
5) образование детей и их культурное развитие;
6) защита ребенка от экономической
и др. эксплуатации.
Статья 1
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 7 и статья 8.
Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.
Статья 9
Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.
Статья 14 и статья 15.
Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях.
Статья 34, статья 35 и статья 36.
Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.
Статья 24.
Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.
Статья 30.
Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком.
Статья 28 и статья 29.
Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка.
Статья 27.
Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответствующий установленным стандартам. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.
Статья 31.
Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.
ПОМНИТЕ,
ПОЛЬЗУЯСЬ СВОИМИ ПРАВАМИ, НАДО УВАЖАТЬ ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ!
Итак, ещё раз обратимся к основным правам детей:
Права ребенка
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства( ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Обратимся к законодательству республики Казахстан:
Конституция Республики Казахстан
Раздел II, Статья 27, пункт 2
Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей.
Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье»
Раздел 11, статья 70. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию ребенка
1. Родители обязаны заботиться о здоровье своего ребенка.
2. Родители имеют право и обязаны воспитывать своего ребенка.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами.
Родители, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение необходимых условий жизни для его физического, психического, нравственного и духовного развития.
3. Родители обязаны обеспечить получение ребенком обязательного среднего образования.
Родители с учетом мнения ребенка имеют право выбора организации образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования.
4. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Родители при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, или в суд.

Рекомендуем прочесть:  Субсидия на покупку дачного участка многодетным 2022

Проблемы реализации права на воспитание детей отдельно проживающим родителем

Ссылки на источники1.Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011) // Бюллетень Верховного Суда РФ. ‬2012. ‬№ 7.2.Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012‬2022 годы» // Собрание законодательства РФ. ‬2012. ‬№ 23. ‬Ст. 2994.3.Пчелинцева Л.М.Семейное право России: учеб.для вузов. ‬6е изд. ‬М.: Норма: Инфра, 2010.4.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «Оприменении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Российская газета. ‬1998. ‬10 июня.5.Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей…6.Громоздина М. В. Осуществление родительских прав прираздельномпроживании родителей по законодательству РоссийскойФедерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук.‬М., 2010.

Одной из особенностей современного общества в целом, и российского, в частности, является трансформация института семьи, характеризующаяся ростом неполных семей (семей с одним родителем), обусловленного количеством расторгаемых браков, а также укреплением тенденции создания семьи без юридического оформления брака. На этом фоне возрастает число семейных конфликтов, как правило, разрешаемых в судебном порядке. За последние годы наметился существенный рост споров, связанных с воспитанием детей, рассматриваемых судами [1].Между тем названные тенденции не в полной мере учитываются семейным законодательством, вчастности регулирующим отношения между родителями и детьми.Традиционно в центре семейноправового регулирования находится ребенок, защита прав и интересов которого является приоритетной (п.3 ст.1 СК РФ). В то же времяправовому положению родителей как лиц, от которых в первую очередь зависит благополучие детей, в законе уделяется недостаточное внимание.С одной стороны, родители вправе самостоятельно осуществлять процесс воспитания детей, определять систему ценностной ориентации и принципы построения взаимоотношений с детьми; с другой‬законом установлены пределы осуществления родительских прав, при нарушении которых включается механизм защиты прав и интересов несовершеннолетнего ребенка и механизм привлечения виновного родителя к ответственности. Однако права и интересы добросовестного родителя, нарушенные вследствие неправомерного поведения второго родителя, остаются незащищенными по причине отсутствия эффективного механизма их защиты.Семья является естественной средой обитания ребенка, именно в ней закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка‬это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, а одним из важнейших вопросов в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.Обеспечение наилучших интересов ребенка является одним из специальных принципов международноправового регулирования защиты прав ребенка. Он выступает основным критерием защиты прав детей в системе международных договоров, а концепция обеспечения наилучших интересов ребенка закреплена в ряде международных договоров (Конвенции о правах ребенка 1989 г.; Конвенции о гражданскоправовых аспектах международного похищения детей 1980 г.; Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 г.; Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 г. и др.) и подразумевает:1)разрешение трансграничных споров, связанных с воспитанием детей;2)определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей;3)обеспечение пригодности ребенка для усыновления;4)оценку совместимости с подходящей семьей;5)сохранение информации.В последние годы вопросам обеспечения наилучших интересов ребенка мировое сообщество уделяет все большее внимание. Положительные тенденции прослеживаются и на уровне внутригосударственного регулирования вопросов защиты прав ребенка.Так, 1 июня 2012 г. Указом Президента Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012‬2022 гг., целью которой провозглашено формирование государственной политики по улучшению положения детей, в которой констатируется право ребенка на особую заботу и помощь, определяются основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права [2].При осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку возможны жизненные ситуации, когда интересы родителей противоречат интересам ребенка.Особенность родительских прав и обязанностей заключается в том,что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ), отступление от этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.Правам родителей соответствуют их определенные обязанности: права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК РФ), права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Поэтому осуществление родительских прав является одновременно и исполнением обязанностей родителей.В Семейном кодексе РФ закреплены следующие виды личных прав и обязанностей родителей:1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).2.Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).3.Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ).4.Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).6.Родители имеют право и обязаны защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ).7.Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст.68 СК РФ).8.Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общее с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.9.Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).Родители имеют преимущественное право лично воспитывать своих детей. Будучи свободными в выборе методов и способов воспитания, они при этом должны исходить из интересов ребенка, общества и государства. Государство в свою очередь принимает меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей.Основнымипринципамиосуществленияродительскихправявляются следующие:обеспечениеинтересовдетейдолжно быть предметом основной заботы их родителей;родительские праванемогутосуществлятьсявпротиворечиис интересамидетей.Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что в случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них, в том числе в случае их (родителей) проживания в разных государствах. Так, ч. 1 ст.66 СК РФ устанавливает следующие права родителя, проживающего отдельно от ребенка: 1) участвовать в воспитании; 2) общаться с ребенком; 3) принимать решения о получении ребенком образования.Родитель, с которым ребенок проживает, не должен создавать препятствий для общения с ним отдельно проживающему родителю. Гарантией этого положения семейного законодательства служит п. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, в котором установлена административная ответственность за нарушение родителями прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся, в частности, в лишении их возможности общаться с родителями или близкими родственниками.Однако хорошо известно, что на практике ребенок часто бывает лишен возможности общаться с проживающим отдельно родителем изза того, что родители не могут между собой договориться и родитель, проживающий совместно с ребенком, препятствует контактам с родителем, проживающим отдельно.Несмотря на отдельные прогрессивные изменения семейного законодательства, значительно изменивших объем и содержание прав и обязанностей ребенка и его родителей, обеспечение реальных гарантий защиты личных, имущественных прав, возникающих в семейных отношениях и, прежде всего, прав и обязанностей родителей по воспитанию детей требуют своего совершенствования. Такая потребность обусловлена, прежде всего, неурегулированностью многих аспектов семейных отношений.Так, остаются не проработанными положения, затрагивающие права ребенка на совместное проживаниес родителями, вопросы регламентации обязанностей и прав родителей, отдельно проживающих от своих несовершеннолетних детей, специфика регулирования согласования порядка и условий по воспитанию ребенка после развода.Несоответствие современного семейного законодательства уровню и состоянию экономического и социального развития сопровождается тенденцией разрушения семейных отношений, распространения случаев несоблюдения прав несовершеннолетних детей, прав и обязанностей родителей по их воспитанию.Как свидетельствует практика, в случае раздельного проживания, родительских прав лишается родитель, проживающий совместно с ребенком. На наш взгляд, исходя из принципа равенства ответственности родителей, в целях повышения ответственности родителя,проживающего отдельно и непринимающего активного участия в воспитании ребенка, следует ввести правило о лишении родительских прав обоих родителей за невыполнение родительских обязанностей. Данное правило может быть применено в течение трех лет с момента осуществления развода родителей, аналогично правилу об имущественной ответственности родителей после лишения родительских прав.Для наиболее эффективной реализации закрепленных в законе мер ответственности при неисполнении или ненадлежащем исполнении родительских обязанностей следует сформулировать понятие ответственности родителей следующим образом: «Ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, содержанию ребенка представляет собой установленную законодательно форму воздействия на родителей (одного из них) за виновное неисполнение лежащих на них обязанностей, влекущая за собой неблагоприятные последствия в виде лишения или ограничения имущественных и неимущественных прав».Наделяя родителей правом самостоятельно принять решение о том, с кем останется проживать несовершеннолетний,по соглашению между собой,СК РФ не содержит какиелибо специальные требования к порядку заключения и к форме такого соглашения. Необходимость нотариального удостоверения регламентирована только длясоглашений об уплате алиментов на детей (ст. 100 СК РФ). Сегодня соглашение о детях как самостоятельный вид соглашений в семейном праве, не может успешно применяться на практике в силу отсутствия его четкой законодательной регламентации.На практике такиесоглашения чаще заключаются устно, хотя следует согласиться с мнениемЛ.М. Пчелинцевой, которая полагает, что для данного соглашения необходима письменная форма [3].Наличие такого соглашения позволяет безболезненно решить возникающие между родителями разногласия, не травмируя психическое состояние ребенка.Родители могут заключить соглашение об определении места жительства ребенка или о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Заключение соглашения об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, более предпочтительно, так как оно, по сути, позволяет определить и место жительства ребенка, и включить положения о времени, днях недели, месте, порядке уведомления о проведении совместно сродителем, проживающим отдельно от ребенка.В этом соглашении могут быть отражены вопросы, связанные с обучением ребенка, занятиями спортом, музыкой, предоставлением информации о ребенке (состоянии его здоровья, успехах в обучении и т.п.).Определяя место жительства ребенка после расторжения брака, родители одновременно решают вопрос не только о том, с кем из них должен проживать и преимущественно воспитываться в дальнейшем ребенок, но, что не менее важно‬где и на каком правовом основании. Таким образом, соглашение родителей ребенка о его месте проживания после развода хотя и имеет главным предметом регулирование их личных неимущественных прав, косвенно влияет и на имущественные (жилищные) права ребенка. Особо это проявляется вситуации, когда родитель, с которым ребенок остается после развода, не обеспечен другим жилым помещением.При решении вопроса о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающим родителем важно определить условия общения с ребенком, конкретизировав место, время (часыи дни недели), продолжительность и частоту общения. Место общения во многом зависит от возраста ребенка, так, подросток может сам определить место встреч, тем самым повлияв на согласование этого положения.Вмешательство суда в решение вопросов о месте проживания и порядке содержания ребенка присутствует только, если родители не могут прийти к взаимоприемлемому для себя и ребенка результату. Право родителей договориться между собой по этим вопросам признается и уважается судом.Суд обязан принять решение посуществу, если при рассмотрении дела о расторжении брака будет установлено отсутствие соглашения по вопросу места жительства детей, их содержания, а также в случае нарушения таким соглашением интересов детей. На практике данное предписание, к сожалению, не соблюдается, а порою игнорируется, что обусловлено несогласованностью норм семейного и гражданского процессуального законодательства в этой части. В силу ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает дела о расторжении брака, если между супругами отсутствуетспор о детях. Такие дела мировым судьей нередко рассматриваются в отсутствии одного или обоих супругов, без представления сторонами соглашений по вопросу об определении места жительства ребенка (детей), предоставлении средств на содержание ребенка (детей)и без их юридической оценки.Несмотря на то, что вп. 5Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27мая 1998 г. №10 были даны разъяснения, какие обстоятельства необходимо учитывать при разрешении спора об определении места жительства несовершеннолетнего ребенка (привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам; возраст ребенка; нравственные и иные личные качества родителей; отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности, режима работы родителей, их материального и семейного положения, состояния здоровья родителей); другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей) [4], судебная практика рассмотрения данных споров свидетельствовала о том, что в большинстве случаев место жительства детей определялось без учета указанных обстоятельств, в основном предпочтение отдавалось матери ребенка.Обобщение судебной практики последних лет позволяет сделать вывод о том, что, как правило, большая материальная обеспеченность того или иного родителя, занимаемая им должность, социальное положение в обществе не являются больше определяющими факторами, исходя из которых, суды решают вопрос об определении места жительства ребенка.В практике имеются случаи, когда один из родителей обосновывает свои требования только более высоким уровнем материальной обеспеченности.Например, при рассмотрении Кежемским районным судом Красноярского края дела по иску И. к Х. об определении места жительства несовершеннолетних детей ответчик (отец детей) указывал, что занимает руководящую должность, размер его дохода позволяет создать более комфортные материальнобытовые условия проживания детей, чем у матери детей, которая проживает в неблагоустроенной квартире, получает пособие по уходу за ребенком, не имея иного дохода.Удовлетворяя требования истца, Кежемский районный суд указал в решении, что преимущество в материальнобытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований другого родителя при наличии иных равных условий. При вынесении решения суд исходил из интересов детей, а именно, из их привязанности к матери в силу малолетнего возраста, создания матерью условий для воспитания и содержания детей, факта постоянного проживания детей с матерью с рождения, положительных характеристик истца. При этом суд указал в мотивировочной части решения на то, что стороны имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей, в связи с чем, ответчик вправе предоставлять детям материальное содержание помимо выплаты алиментов наих содержание [5].Для тогочтобы судить о степени адекватности отражения в правовых нормах общественных потребностей, о полноте реализации в действующем СК РФконституционногопринципа государственной охраны, защиты и поддержки семьи, материнства,отцовстваи детства, необходима оценка норм действующего СК РФ и практики его применения по исследуемым проблемам.Анализ норм Семейного кодекса РФ позволяет сделать следующие предложения по его дальнейшему совершенствованию.В целях обеспечения гарантий охраны прав отдельно проживающего родителя, необходимо внести дополнения в ст.65 СК РФ о том, что при рассмотрении судом спора о месте жительства ребенка суд обязан определить порядок общения с ребенком родителя, проживающего отдельно.Требует скорейшего разрешения и вопрос о правовом статусе раздельно проживающих родителей, на которых до сих пор распространяется действие принципа равенства прав родителей вне зависимости от того, живут ли они совместно или раздельно. В то же время правоприменительная практика свидетельствует о том, что сохранение за отдельно живущими родителями равных прав отрицательно сказывается на защите прав и интересов ребенка. Родитель, с которым проживает ребенок, лишен возможности оперативно решить возникшие у ребенка проблемы, защитить егоправа и интересы, так как любое свое действие в отношении ребенка он должен согласовать с отдельно живущим родителем.Следует также поддержать предложение М.В. Громоздиной о закреплении в Семейном кодексе РФ перечня вопросов, обязательных для разрешения судом при рассмотрении дел, связанных с осуществлением родительских прав при раздельном проживании родителей (установление порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя, взыскание алиментов на содержание ребенка, определение круга вопросов жизнедеятельности ребенка, требующих предварительного согласования обоими родителями) [6].Указанные изменения позволят обозначить пути решения вопросов, связанных с осуществлением права на воспитание ребенка отдельно проживающим родителем.