Земельные споры в административном судопроизводстве

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Доброго времени суток, дорогие читатели блога, прямо сейчас мы будем постигать возможно самую необходимую и интересующую Вас тему — Земельные споры в административном судопроизводстве. После прочтения у Вас могут остаться вопросы, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже.

Мы всегда и постоянно обновляем опубликованную информацию, в этом модете быть уверены, что Вы прочтете всю самую новую информацию.

Из существа заявленных исковых требований суд приходит к выводу, что требования истца фактически направлены за защиту его земельных прав, выразившиеся в оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, и, как следствие, не утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка, следовательно, имеет место спор о праве материальном.

Пример отказа в административном иске, если имеется спор о праве гражданском

Тем более, что действует ст. 8 ГК РФ (незаметная, на первый взгляд), которая устанавливает, что из актов государственных органов и органов местного самоуправления могут возникать гражданские права и обязанности.

Определение

Что можно сказать по поводу данного Определения суда? Пока «юристы» на форумах, в том числе и платных, в интернете ( и не только ) спорят о том, разрешим ли конкретный иск по КАС РФ или же по ГПК РФ, мы с Вами предпримем адекватные научно-аналитические действия, т.е., точнее говоря, попросту разберемся, в чем дело.

Таким образом, анализ трудов наиболее авторитетных научных деятелей по поставленной проблеме и данные ими определения показывают нам, что единого мнения и понимания дефиниций «административное дело» и «административный спор» нет.

Как уже указывалось, до предложения проекта КАС РФ существовала проблема в понимании значения «Административные дела». Т.В. Пешкова пишет: «Административные дела трактовались в широком смысле и включали в себя в том числе дела об административных правонарушениях (например, по нормам АПК РФ об административном судопроизводстве)»[3]. Кодекс административного судопроизводства не ввёл легального понятия «административное дело». Но можно утверждать, что, основываясь на КАС, только в отношении дел в рамках административного судопроизводства можно рассматривать понятие «административное дело».

Похожие материалы

Зеленцов А.Б. даёт следующее определение: «Правовой спор представляет собой юридическую конфликтную ситуацию, в которой взаимное положение сторон препятствует каждой из них единолично своей властью ликвидировать разногласия и осуществить право притязание желаемым образом. Однако необходимо иметь в виду, что стороны могут ликвидировать эти разногласия не только посредством принудительного решения третьей стороны (суда или иного компетентного органа), но и устранить совместными усилиями путём урегулирования. Отсюда третью сторону юрисдикционный орган некорректно включать в юридическую конструкцию спора».

На наш взгляд, необходимо учитывать тот факт, что нормы о возможности передачи спора на рассмотрение в третейский суд содержатся в большом количестве нормативных актов, положения которых должны согласованно применяться для достижения поставленных целей правового регулирования. К примеру, подобные нормы содержаться в ЗК РФ. Последствия разрешения большинства земельных споров влекут за собой необходимость регистрации возникшего права, или необходимость внесения изменений в сведения об объекте права, ограничениях прав и т. д. В тоже время конституционность норм указанных нормативных актов не оспаривалась.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли восстановить водительские права выданные в другом городе если прописка в этом

В-третьих, Конституционным Судом сформулирована позиция о неправомерности исключения возможности разрешения гражданско-правовых споров посредством третейского разбирательства исходя из вывода о том, что государственная регистрация сделок и иных юридически значимых действий с недвижимостью является «публичным элементом», включение которого в гражданско-правовые споры относительно объектов недвижимого имущества позволяет приравнять эти споры к спорам публично-правового характера. Такой подход, по мнению суда, не учитывает конституционно-правовую природу соответствующих правоотношений.

1.3. Порядок разрешения земельных споров. Рассмотрение земельных споров арбитражными судами, судами общей юрисдикции, третейскими судами

Интересным представляется вопрос об особенностях рассмотрения земельных споров третейскими судами. В недавнее время в юридической практике обострилось внимание к проблемам подведомственности третейским судам споров о правах на земельные участки[16].

Для уяснения конституционности содержания отдельных положений законов субъектов Федерации поучительное разъяснение высказано Конституционным Судом РФ при оценке Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 г.». Из дела выяснено, что товарищество с ограниченной ответственностью «Склады-автотранспорт-механизм» (ТОО СКАМ) просило признать неконституционным названный нами Закон по содержанию, порядку принятия и введению в действие. Рассматривая данное дело, Конституционный Суд РФ высказал ряд принципиальных утверждений.

Наличие на момент принятия Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» федерального законодательства, которым регулируются отношения, касающиеся постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками и их перерегистрации, исключает для законодательного органа субъекта Федерации возможность установления собственного регулирования, вступающего в противоречие с федеральным. Такой запрет вытекает из статей 15 (ч. 2) и 76 (ч. 1, 2 и 5) Конституции РФ. Принятые вопреки данному запрету, т.е. с нарушением компетенции, акты субъектов Федерации применению не подлежат, а ограничиваемые ими права граждан во всяком случае могут и должны быть восстановлены в процессе правоприменения на основе прямого действия Конституции РФ и приоритета федерального закона.

Разрешение земельных споров в арбитражных судах

При использовании земель между заинтересованными сторонами нередко возникают конфликты или разногласия по поводу обладания и использования того или иного земельного участка. Участниками таких разногласий могут выступать граждане, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  • с одной стороны — исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, с другой — физическое или юридическое лицо. Основанием спора является отказ в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа
  • физические и юридические лица по спорам между собой – по причине нарушения границ землепользования, самовольного занятия земли, создания помех в отношении прав владения земельным участком, пользования или распоряжения им.

Выделяется и такой способ как признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы физических или юридических лиц. Данный способ выступает в качестве формы судебного контроля по отношению к российскому законодательству, в частности по вопросам использования и охраны земель. В соответствии с ГПК РФ судом может быть вынесено решение о признании незаконными действий административного органа или должностного лица, нарушающих права и свободы граждан.

Рекомендуем прочесть:  Субсидия на приобретение квартиры для многодетных в екатеринбурге

Классификация земельных споров

Защита прав собственников и иных титульных владельцев земли может производиться также способами, не названными в ЗК РФ, но предусмотренными ст. 12 ГК РФ, к которым – помимо рассмотренных выше – относятся:

Эта московская коллегия адвокатов предлагает большой спектр юридических услуг, среди которых помощь в разрешении земельных споров находится не на последнем месте. Доступны не только консультации, но и заказ документов, оформление собственности и даже услуги судебного представителя.

Так как каждый вправе нанять независимого оценщика, результаты оценки которого могут сильно отличаться от официальных, этот вид споров достаточно распространён. Одна из сторон в этом случае — государство или муниципалитет.

Вариант 1. Мирное урегулирование спора

К счастью в наше время земельные споры решаются не силой оружия, а с помощью закона, хотя некоторые не прочь посостязаться в сквернословии и почесать кулаки. Меня зовут Валерий Чемакин. Как консультант по правовым вопросам, я расскажу вам о цивилизованных способах разрешения земельных споров и особенностях их рассмотрения.

Дело об административном правонарушении возбуждается при наличии признаков состава административного правонарушения, перечень которых содержится в КоАП. Подавляющее большинство дел этой категории связано с нарушением Правил дорожного движения.

Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик«, а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица»

Административные споры в судах общей юрисдикции

Если спор связан с осуществлением экономической деятельности, его разрешение производится в соответствии с АПК РФ. В ст.29 АПК РФ закреплен перечень споров, подведомственных исключительно арбитражным судам. Среди них:

Верховный суд России уполномочен в качестве суда 1 инстанции рассматривать дела об оспаривании нормативно правовых актов федерального уровня, индивидуальных (ненормативных) актов Президента, Федерального собрания, Правительства РФ, приостановлении деятельности СМИ (распространяемых в 2 и более субъектах РФ) и др. исключительные дела федерального уровня.

Особенности дел административного судопроизводства предопределили фактическое устранение от участия в них мировых судей. Такое же правило действовало и в ГПК – основной инстанцией, рассматривающей дела из публичных правоотношений признается районный суд .

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

– административный иск к государственному органу по обжалованию решений, действия и бездействий, их должностных лиц, к органам местного самоуправления (кроме вопросов обжалования нормативных актов), оспариванию действий муниципальных служащих может быть подан по месту жительства или нахождения (когда административный истец – организация) административного истца.

  • земельно-имущественные споры, связанные с возмещением убытков и вреда, нанесенных вследствие нарушения земельных прав;
  • имущественные споры, которые возникли из земельных отношений (в частности, по поводу пользования и распоряжения землей);
  • земельные споры, возникающие вследствие нарушения или оспаривания прав физических или юридических лиц на землю, в том числе право владения, пользования и распоряжения земельным наделом (отказ в предоставлении земельного участка, ограничения прав на землю, изъятие земли, нарушение границ землепользования).
Рекомендуем прочесть:  Уволят Ли Беременную Женщину Которая Работает На Период Декрета

Земельные споры

  1. Суд общей юрисдикции, где рассматриваются любые гражданско-правовые споры.
  2. Арбитражный суд, где рассматриваются земельные споры, участниками которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
  3. Третейский суд, где рассматриваются земельные споры по взаимному согласию всех участников конфликта.
  4. Конституционный суд, который устанавливает соответствие принятых нормативных актов положениям Основного закона.

Порядок обращения граждан за разрешением спора по земельным участкам

  1. споры о признании права на земельный надел;
  2. споры о прекращении или изменении земельных правоотношений;
  3. споры о присуждении исполнения конкретного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений.

Почему возникают судебные земельные споры? Конфликтные ситуации могут иметь место по разным причинам. К примеру, владелец участка осуществляет борьбу с сорняками на территории соседа. Такая необходимость возникла вследствие того, что растительность стала распространяться по его земле. Этот факт дает ему возможность подать иск к гражданину, нарушающему правила борьбы с сорными растениями. Истец может взыскать компенсацию за понесенные затраты. При этом ответчик может отказываться от возмещения ущерба, ссылаясь на то, что не обязан следить за частью территории, которой не пользуется. Часто возникают земельные споры о границах земельного участка. Они предполагают проведение специальных работ кадастровыми инженерами. Земельные споры с соседями могут касаться и других вопросов.

Земельные споры с соседями

В рамках этой процедуры могут возникать земельные споры по поводу нарушения правил передачи территории. К примеру, предоставление надела для строительства объектов, затрагивающих интересы населения в экологической сфере, должно осуществляться в рамках референдума (публичных слушаний). Если решение было принято вопреки воле граждан, то они могут через своего представителя или непосредственно сами оспорить его. Зачастую конфликты возникают при неточном расчете пределов надела при его отведении. Вследствие этого гражданин, уже владеющий участком, лишается его части в пользу другого собственника. Бывают случаи, когда лицо самовольно передвигает забор, незаконно изымая часть надела, принадлежащего другому субъекту. В некоторых случаях существует территория общего пользования. Когда один из владельцев участка незаконно перекрывает проход, это также может стать поводом для подачи в суд заявления.

Основные понятия

  1. Суд общей юрисдикции. В них рассматриваются гражданско-правовые конфликты.
  2. Арбитраж. В нем осуществляется решение земельных споров с участием организаций и граждан-предпринимателей.
  3. Третейский суд. Обращение в этот орган осуществляется по взаимному согласию участников.
  4. Конституционный Суд. Он устанавливает соответствие принятых нормативных актов положениям Основного закона.