Судебная практика по молодой семье

Судебная практика

Заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений, содержащихся: в графе «участники программы» паспорта краевой целевой программы; в абзацах 6 и 17 пункта 1.4 раздела «Общие положения»; в абзацах 3 и 5 пункта 7.3, абзацах 2 и 4 пункта 7.4, абзацах 7 — 12 пункта 7.5.2, пунктах 7.6.4, 7.6.6 — в части определения средней расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья нормативным актом губернатора (Н), 7.6.11 и абзаце 2 пункта 7.6.14 раздела «Механизм реализации программы», утвержденной законом Пермского края от 07.12.2006 N 33-КЗ целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 — 2010 годы».

Таким образом, молодые семьи, желающие принять участие в краевой программе для получения субсидий, выделяемых органом исполнительной власти Пермского края на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, не должны быть законом субъекта ограничены в условиях получения компенсаций (субсидий) на строительство или покупку жилья по сравнению с федеральным законодательством, регулирующим данные правоотношения.

Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий

  1. Фиктивный развод (фиктивное вступление в брак).
  2. Купля-продажа жилой площади ниже рыночной стоимости, безвозмездное дарение собственности.
  3. Невыполнение требований договора аренды или социального найма, в результате чего наниматель выселяется из занимаемой им жилой площади.
  4. Выход из кооператива, чтобы получить его долю.
  • не имеют в распоряжении жилплощади;
  • являлись собственниками жилой площади, впоследствии признанной непригодной для жительства;
  • прекратили пользоваться помещением вследствие выезда на новое место – адрес расположения воинской части по причине вступления в брак с военнослужащим;
  • прекратили пользоваться помещением по причине выезда на место расположения воинской части и являющиеся военнослужащему родителями или детьми.

Именем Российской Федерации

В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области № 969 от 21.12.2007 года принята «Областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы», включающая в себя подпрограмму «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищный условий».

Решение Верховного Суда РФ от N АКПИ14-1581

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными пунктами «в» и «ж» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, абзацами третьим и пятым части первой статьи 13 и абзацами вторым и седьмым статьи 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в рамках осуществления регулирования в социально-экономической сфере, формирования федеральных целевых программ, обеспечения их реализации в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило оспариваемые Правила, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты.

Рекомендуем прочесть:  Прожиточный минимум для малоимущих свердловской области

Судебная практика по молодой семье

Адвокат Дозоров Н.Ф. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы Хуснетдиновых Р.А. и Т.И. поддержал в полном объеме. Пояснил при этом, что, если бы семья Хуснетдиновых не была бы перемещена в списке очередников с номера 48 на номер 76, данная семья смогла бы получить социальную выплату на приобретение жилья. Также пояснил, что с учетом размеров финансирования ежегодно в г.Димитровграде субсидия на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» предоставляется 10-12 молодым семьям.

Хуснетдинова Т.И. ***.04.1974 года рождения, достигла 35 летнего возраста в 2009 году. В связи с достижением одним из супругов возраста 35 лет семья перестает соответствовать признакам молодой семьи, следовательно, не имеет право на участие в указанной программе. Семья истцов была включена в число участников программы в 2008г. Таким образом, она имела право на получение социальной выплаты в рамках указанной программы только в 2009г. С 2010г. семья Хуснетдиновых не имела права на участие в программе ввиду достижения Хуснетдиновой Т.И. возраста 35 лет.

Судебная практика по программе молодая семья

В разделе Жилищное право на вопрос Программа «жилище» (молодая семья) как трактовать ограничение по возрасту? заданный автором самосохранение лучший ответ это Часто в практике встречаются случаи, когда семью исключают из списка претендентов на получение субсидии по достижении одним из супругов 36 лет. Следует отметить, если администрация примет такое решение, оно будет являться незаконным, однако защищать свои интересы придется в судебном порядке.

Вообще-то гражданин считается достигшим определенного возраста начиная с 0 часов дня, следующего за днем исполнения этого возраста. И если в Законе написано 35 лет, то значит до исполнения 35 лет и никаких включительно. Читал я в каком-то из нормативных актов это разъяснение, но вот в каком я сейчас точно не вспомню. Ну а правоприменительная практика по этому вопросу может быть совсем разная в разных регионах. Как говорят, закон что дышло, куда повернул, туда и вышло.

Дело № 89-АПГ12-4

Кроме того, заявитель указала, что пунктом 26 названных выше Правил предусмотрена возможность внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации изменений в утвержденные списки молодых семей — претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и установлены случаи, когда такие изменения могут вноситься: если молодые семьи — претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства

Что касается положения оспариваемой нормы о том, что орган местного самоуправления в случае несоответствия жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 Положения принимает решение об отказе в перечислении социальной выплаты (если свидетельство выдано), суд указал, что оно противоречит пункту 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, установившему основания для отказа в выдаче свидетельства; кроме того, Правила не предусматривают возможности принятия решения об отказе в перечислении молодой семье социальной выплаты, если свидетельство выдано.

Решение Курского областного суда (ключевые темы: молодая семья — социальные выплаты — государственная поддержка — нуждающиеся в улучшении жилищных условий — бывший член семьи)

поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

Рекомендуем прочесть:  Срок Уплаты Имущественных Налогов В 2022 Году Физическими Лицами

Зименко М.И. обратился в суд с заявлением о признании недействующими положений Подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области" на 2011-2022 годы" областной целевой программы "Жилище" на 2011-2022 годы, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011г. N 65-па, лишающих молодые семьи, члены которых зарегистрированы проживающими в разных муниципальных образованиях Курской области, права на участие в Подпрограмме, мотивируя тем, что оспариваемые положения противоречат действующему федеральному законодательству и нарушают право его семьи на улучшение жилищных условий путем участия в Подпрограмме.

Юридическая помощь военнослужащим

Особенности дела: дело по правоотношениям до 2010 года (действовал ПМО 00-80, поэтому ответчик командир и жилкомиссия); дело рассматривалось по линии военных судов; семья проживала в служебном жилом помещении в закрытом военном городке; дочь в/с – сама в/служащая, но с выслугой менее 5 лет (т.е. не могла быть снята с учёта нуждающихся по прежнему месту жительства).

Особенности дела: семья проживает в служебном жилом помещении, нанимателем которого является жена в/с (истца); предварительно в/с обращался с рапортом к командиру, в котором было отказано; в качестве обоснования иска приведены доводы об иждивении; алименты с отца ребёнка не взысканы, что подтверждено справкой; мать ребёнка не работает, что подтверждено выпиской из лицевого счета застрахованного лица и справкой центра занятости, по которой она не является безработной и не получает пособия по безработице; родители ребёнка не разведены, но проживают раздельно (фактически брак распался); в обосновании решения суд привёл выдержку из положений правовых актов по ГЖС (хотя на получение ГЖС в решении ничего не сказано); также применена ст. 69 ЖК; в качестве обоснования решения суд сделал вывод о наличии иждивения, из которого следует, что ребёнок является членом семьи.

Обжалование отказа в постановке на учёт нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи

В спорных ситуациях, когда для расчёта размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи для целей постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях судом также исследуется вопрос о том, кто является членами молодой семьи, на каких условиях семья вселилась и проживает в конкретном жилом помещении – совместно с другими членами семьи или отдельной семьёй.

1. До брака супруги были зарегистрированы и проживали в разных жилых помещениях, основания для признания нуждающимися при добрачных условиях отсутствовали. После вступления в брак супруги стали проживать вместе по месту жительства супруга, у них родился ребёнок. При регистрации супруги жилищные условия ухудшились – площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи стала менее учётной нормы, при рождении ребёнка и его регистрации по месту жительства – соответственно данный показатель ещё более уменьшился. Можно ли считать, что данная молодая семья ухудшила свои жилищные условия? Судебная практика показывает, что нет, данная семья должна быть принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включена в программу поддержки молодых семей для приобретения (строительства) жилья по следующим основаниям:

Рекомендуем прочесть:  Может Ли Бабушка Взять Больничный По Уходу За Внучкой

Признание разными семьями

Частью 2 статьи 1 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 г. «Об обеспечении прав жителей г. Москвы на жилые помещения» установлено, что к членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).

Истцы З.В.А., З.Е.О. обратились в суд с иском к ответчикам З.Н.А., З.А.В., З.Т.В., Единому информационно-расчетному центру района «Братеево» о признании проживания отдельными семьями и определении порядка внесения платежей за жилищные и коммунальные услуги. В обоснование заявленных требований указали, что в трехкомнатной квартире N 703, находящейся по адресу: на основании договора социального найма от 11 августа 2008 г., заключенного с З.А.В., проживают четыре разных семьи, состоящих: 1-я — из З.А.В., 2-я — из З.Т.А., 3-я — из З.Н.А. и Б.Е., 4-я — из З.В.А., З.Е.О., З.Н.В., З.С.В. Все семьи ведут раздельное хозяйство. Признание разными семьями необходимо для реализации их права на улучшение жилищных условий. Также стороны не могут достигнуть согласия в вопросе оплаты за жилое помещение. Уточнив требования, истцы просили суд признать их с ответчиками разными семьями, определить их доли оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги: З.В.А. (за себя, супругу и сыновей) — в размере 1/2 от общей суммы коммунальных платежей, З.А.В. и З.Т.В. — по 1/8 доле, З.Н.А. (за себя и дочь) — 1/4 долю.

Законно ли, если по наступлению 35 лет лишился права на получение субсидии по подпрограмме — Обеспечение жильем молодых семей

6. Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей — претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей — участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.