Статус Пострадавшего От Катастрофы На Чернобыльской

Право на досрочную пенсию по возрасту на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста предоставлено также гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (статья 33 Закона о ЧАЭС). При этом мужчинам она назначается при стаже работы не менее 20 лет, женщинам – при стаже работы не менее 15 лет.

Участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС принимало большое количество граждан нашей страны в молодом возрасте. Для значительной части бывших ликвидаторов наступает время выхода на пенсию. В данной статье мы расскажем, для кого и при каких условиях предоставляется право досрочного выхода на пенсию по возрасту.

Истребование администрациями документов, необходимых комиссиям для принятия соответствующих решений, осуществляется из государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится выдача таких документов, в порядке, установленном законодательством.

В случае несогласия гражданина с решением, принятым комиссией, комиссия по его заявлению в течение пяти дней направляет документы, рассмотренные на ее заседании, в межведомственную комиссию по установлению статуса гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, создаваемую при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.После принятия комиссией администрации решения об установлении статуса потерпевшего выдается удостоверение потерпевшего.

граждане, эвакуированные, отселенные, самостоятельно выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших на данную территорию после 1 января 1990 года;

Тема 16

В процессе становления и развития законодательства о социаль­ной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, и в практи­ке его применения выявились серьезные проблемы, связанные, преж­де всего, с установлением категорий лиц, нуждающихся в защите, критериев определения характера и размера вреда, выбора оптималь­ных способов и форм его возмещения, без глубокой научной разра­ботки и всестороннего исследования которых невозможно совершен­ствование имеющейся нормативной базы. Следует отметить, что воп­росы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воз­действию, в юридической науке по существу не рассматривались.

— граждане, эвакуированные, отселенные, самостоятельно вы­ехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуа­ции (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны после­дующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутроб­ном состоянии), за исключением прибывших на данную территорию после 1 января 1990 года;

В основу законодательного регулирования отношений в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздей­ствию, положены следующие принципы: презумпция ответственности государства за вред, причиненный чернобыльской катастрофой; госу­дарственная гарантированность социальной защиты; универсальность и персонифицированность социальной защиты; дифференциация ком­пенсаций и льгот в зависимости от характера негативного воздействия и его последствий; максимальное использование государством имею­щихся ресурсов для обеспечения полноты социальной защиты.

Одним из приоритетных направлений внутренней политики Рес­публики Беларусь как демократического, правового и социального государства является обеспечение комплекса мер по защите от­дельных категорий граждан, нормальная жизнедеятельность кото­рых затруднена или ограничена влиянием негативных факторов объек­тивного свойства. Среди граждан, которые должны быть охвачены государственной системой социальной защиты, особое место зани­мают лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы.

областными, Минским город­ским комитетами по труду, занятости и социальной защите — неработающим пенсионерам, кроме неработающих военнослужащих, уволенных в запас или отставку, неработающих пенсионеров орга­нов внутренних дел, органов государственной безопасности, орга­нов по чрезвычайным ситуациям;

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П положения части третьей статьи 5 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ во взаимосвязи с положениями части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» поскольку они не предусматривают такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, а в части перехода на новый критерий индексации сумм возмещения вреда — пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ — не противоречащими Конституции РФ

18 июня 1992 г., 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 18 июля, 5 декабря 2006 г., 1, 8 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 4 июня, 11 июля, 16, 30 ноября 2011 г., 25 июня, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 2 июля, 21 декабря 2013 г., 28 июня, 21 июля, 4 октября, 22 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 14, 29 декабря 2022 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2022 г., 29 июля, 30 октября 2022 г., 7 марта, 4 июня, 29 июля, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2022 г., 2 декабря 2022 г., 24 апреля 2022 г., 5 апреля, 26 мая, 6 декабря 2022 г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2022 г. N 54-П пункт 9 части 1 статьи 27.1 признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, на ежемесячную денежную выплату

**) Под чистыми продовольственными товарами понимаются продукты питания, в которых содержание радионуклидов не превышает установленные международные нормы и которые признаны годными к реализации и потреблению органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Закон СССР от № 2146 — 1 О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы

4) возмещение ущерба, причиненного в результате заболевания или увечья, возникших в связи с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, приведших к стойкой утрате трудоспособности (без установления инвалидности), определяемого в порядке, предусмотренном законодательством для случаев возмещения такого ущерба, причиненного рабочим и служащим при исполнении ими своих трудовых обязанностей;

Лицам, указанным в пункте 3 статьи 12 настоящего Закона, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1989 году, ежегодно выплачивается единовременная материальная помощь на оздоровление в размере минимальной заработной платы.

19) первоочередное вступление в жилищно — строительные кооперативы, кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей и стоянок для транспортных средств и их техническому обслуживанию, садоводческие товарищества (кооперативы), приобретение садовых домиков или материалов для их строительства, промышленных товаров повышенного спроса, в том числе легковых автомобилей, мотоциклов и моторных лодок, первоочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно — коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;

На территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, снижение и компенсация ущерба, нанесенного природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, проведение мероприятий по возврату радиационно — загрязненных территорий в хозяйственный оборот.

Границы указанных зон устанавливаются и, в зависимости от радиационной обстановки, а также с учетом других факторов, пересматриваются не реже чем один раз в три года Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР по согласованию с органами, уполномоченными Правительством СССР.

В случае пересмотра в соответствии с частью третьей статьи 7 настоящего Закона границ зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо переезда граждан на постоянное место жительства в зоны отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом из указанных зон, либо смены места работы в пределах указанных зон меры социальной поддержки и выплаты, предусмотренные частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, предоставляются с учетом времени постоянного проживания (работы) в указанных зонах, исчисляемого в следующем порядке:

Меры социальной поддержки, предусмотренные абзацем четвертым пункта 4, пунктами 6, 8-10 и 13 части первой статьи 18, пунктами 5-7 части второй статьи 19, абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах) непосредственно перед предоставлением указанных мер:

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в этих зонах и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:

Рекомендуем прочесть:  Сколько Стоит Налог На Развод В 2022 Году

Предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 27_1 настоящего Закона гражданам, указанным в пунктах 7-9 части первой статьи 13 настоящего Закона, детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон, а также детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты:

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Глава 6 пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы на чернобыльской аэс, других радиационных аварий

Пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями (далее — пенсии по инвалидности), назначаются в размере утраченного в связи с инвалидностью заработка (денежного довольствия), определенного за последние 12 месяцев работы, военной службы или службы, предшествовавших снижению (утрате) трудоспособности или прекращению работы, военной службы или службы, повлекших увечье или заболевание вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, соответствующем степени (проценту) утраты профессиональной трудоспособности.

Для исчисления пенсий по инвалидности или по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 34 — 36 настоящего Закона принимается заработок (денежное довольствие) не менее 100 процентов и не более 300 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки среднемесячного фактического заработка (денежного довольствия) пенсионера при назначении и перерасчете пенсии в связи с ростом средней заработной платы работников в республике в соответствии со статьей 70 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Корректировка среднемесячного фактического заработка (денежного довольствия) пенсионера (умершего кормильца) при назначении и перерасчете указанных пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется ежемесячно путем умножения средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц (относительно наступившего месяца) на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера (умершего кормильца). При этом размер пенсии после перерасчета не может быть ниже ее размера, установленного в предыдущем месяце.

1. Социальные пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий назначаются исходя из величины средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете пенсии в связи с ростом средней заработной платы работников в республике в соответствии со статьей 70 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», в следующих размерах:

1. Гражданам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, выплачиваются надбавки к получаемой пенсии в следующих размерах от минимального размера пенсии по возрасту:

3. Участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанным в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 13 настоящего Закона, а также гражданам, указанным в пункте 1 статьи 24 настоящего Закона, пенсии повышаются на 25 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Территории, пострадавшие при Чернобыльской катастрофе

Образовавшееся от горящего реактора облако с широким спектром радионуклидов разнеслось ветром в различных направлениях, при этом происходило постепенное осаждение радиоактивных частиц на поверхность земли. Высокая степень неравномерности процессов рассеяния радионуклидов обусловила сложную картину экологических последствий аварии.

Мероприятия по радиационной защите населения от переоблучения были начаты сразу после выявления радиоактивных загрязнений, которые заключались во введении различных ограничений, проведении дезактивационных работ и осуществлении переселения жителей. Решения о переселении принимались в зависимости от загрязнения территорий, подразделенных по этому критерию на 4 зоны:

Социальная защита, пострадавших от Чернобыльской катастрофы

Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 2007 в Резолюции № 62/9 провозгласила третье десятилетие после Чернобыльской катастрофы (2006 – 2022) десятилетием реабилитации и устойчивого развития пострадавших регионов, предусматривает укрепление международного сотрудничества и координации усилий в деле возвращения пострадавших граждан к нормальной жизни.
Реализация социально-защитной деятельности по пострадавших предусматривает правовое регулирование их статуса. Первым действенным шагом по этому вопросу было принятие Верховной Радой Украинской ССР в 1991 Закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», которым определены основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану жизни и здоровья, а также очерчены границы радиоактивного загрязнения. Структура Закона состоит из десяти разделов (Раздел I. Общие положения. Раздел II. Статус лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Раздел III. Единая система регистрации и медицинского обеспечения лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Раздел IV. Социальная защита граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, общие компенсации и льготы. Раздел V. Защита детей, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Раздел VI. Защита населения, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы. Раздел VII. Особенности регулирования труда граждан, работающих на территориях радиоактивного загрязнения. Раздел VIII . Пенсии и компенсации лицам, отнесенным к категориям 1, 2, 3, 4. Раздел IX. Общественные объединения лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Раздел Х. Заключительные положения), которые объединяют 71 статью. На развитие этого Закона принято значительное количество как законов, так и подзаконных нормативно-правовых актов.

Граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы, – это физические лица, которые приобрели особого правового статуса, поскольку получили или оказались под угрозой получения вреда от аварии на ЧАЭС в результате выполнения своих трудовых функций или воинского долга, рождения, проживания, обучения на определенных территориях и т.п., а также получили удостоверения установленной формы.
Лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы, делятся на две группы: 1) участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – граждане, принимавшие непосредственное участие в ликвидации аварии и ее последствий и 2) пострадавшие от Чернобыльской катастрофы – граждане, включая детей, подвергшихся воздействия радиоактивного облучения вследствие Чернобыльской катастрофы.

Действующее законодательство предусматривает ряд льгот и компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы. Условно их можно классифицировать на следующие виды.
1. Льготы и компенсации, предоставляемые: а) гражданам, принадлежащим к определенным категориям пострадавших и б) другим гражданам.
К другим гражданам, которые имеют право на льготы и компенсации, Законом «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» отнесены:
а) лиц, работавших с момента аварии до 1 июля 1986 не менее 14 календарных дней или не менее трех месяцев в течение 1986 – 1987 за пределами зоны отчуждения на работах с особо вредными условиями труда (по радиационному фактору), повязкам связанными с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, выполнялись по правительственным заданиям;
б) несовершеннолетних детей умерших граждан из числа участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, отнесенных к 1 – 3-й категории;
в) несовершеннолетних детей граждан, отнесенных к 1-й категории;
г) супруга (супругу) умершего гражданина (гражданки), смерть которого (которой) связана с Чернобыльской катастрофой и которого (которой) отнесены к 1 – 2-й категории;
д) супруга (супругу) умершего гражданина (гражданки) из числа участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, отнесенных к 3-й категории, смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой;
е) опекуна (на время опекунства) детей умерших, указанных выше;
е) лиц, работающих на территориях радиоактивного загрязнения.
2. Льготы и компенсации, предоставляемые:
а) гражданам различных категорий – одинаковые для всех по размеру денежного обеспечения;
б) гражданам различных категорий – отличные по размеру денежного обеспечения;
в) только гражданам одной категории.
Всем лицам, отнесенным к 1 – 4-й категорий, предоставляются следующие компенсации и льготы:
а) бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей;
б) первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
в) пользование при выходе на пенсию и изменении места работы поликлиниками, к которым они были прикреплены во время работы;
г) ежегодное медицинское обслуживание, диспансеризация с привлечением необходимых специалистов, лечение в специализированных стационарах;
д) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% средней заработной платы независимо от страхового стажа и др.
Лицам, отнесенным к 1 – 3-й категорий, предоставляются следующие компенсации и льготы:
а) бесплатное внеочередное зубопротезирование (за исключением зубопротезирования из драгоценных металлов и приравненных по стоимости к ним, определенной Министерством здравоохранения Украины);
б) преимущественное право оставления на работе при увольнении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе при ликвидации, реорганизации или перепрофилировании предприятия, учреждения или организации, сокращении численности или штата работников, а также на трудоустройство. В случае высвобождения работников в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, учреждения или организации, сокращения численности или штата работников им выплачивается пособие в размере трехкратной среднемесячной заработной платы, а также хранятся по их желанию должностной оклад, тарифная ставка (оклад) на новом месте работы, но в течение не более одного года. Им также гарантируется трудоустройство с учетом их пожеланий или возможность обучения новым профессиям (специальностям) с сохранением в установленном порядке средней заработной платы по последнему месту работы за весь период переподготовки, но в течение не более одного года. При переводе в связи с состоянием здоровья на нижеоплачиваемую работу указанным работникам выплачивается разница между предыдущим заработком и заработком на новой работе до установления инвалидности или выздоровления, но в течение не более одного года;
в) внеочередное обязательное обеспечение их детей местами в дошкольных учреждениях независимо от ведомственной подчиненности;
г) обязательное (в течение года после подачи заявления) отвода местными советами земельных участков для индивидуального жилищного строительства для нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на квартирном учете, а также отвода земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, строительства индивидуальных гаражей и дач.
Лицам, отнесенным к 1 – 2-й категорий, предоставляются следующие компенсации и льготы:
а) 50% -ная скидка платы за пользование жильем (квартирная плата, плата за содержание домов) коммунальными услугами (газ, электрическая и тепловая энергия, водоснабжение, водоотведение и другие услуги) в пределах средних норм потребления, предусмотренных законом; телефону (абонентская плата, оплата услуг электросвязи за местные телефонные разговоры с квартирных телефонов при посекундном учета их продолжительности). Эти льготы предоставляются также членам семей граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, проживающих в жилых домах (квартирах) всех форм собственности, в пределах норм, предусмотренных законом. К членам семей граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, относятся: жена (муж) несовершеннолетние дети; нетрудоспособные родители; лицо, проживающее вместе с пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы лицом – инвалидом I группы и ухаживает за ней, при условии, что она не состоит в браке; лицо, находящееся под опекой или попечительством гражданина, имеющего право на льготы, и проживает вместе с ним. Лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, возмещается 50% стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. В случае проживания в общежитии оплата за проживание производится в размере 50% установленной платы;
б) использование очередного отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного отпуска с сохранением заработной платы сроком 14 рабочих дней в году;
в) поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технических учебных заведений и на курсы для профессионального обучения с обязательным получением места в общежитии на время обучения тем, кто не имеет жилья, и выплатой повышенной стипендии в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, независимо от места обучения на территории Украины. Лица, окончившие средние и профессионально-технические учебные заведения с отличием (отличными оценками), принимаются без экзаменов в государственные высшие учебные заведения по результатам собеседования. Указанные лица учатся в этих учебных заведениях за счет государства;
г) оплата больничных листов по временной нетрудоспособности лицам, которые являются участниками ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, начисляется по их желанию из среднего фактического заработка, который они получали во время работы по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, без ограничения двумя тарифными ставками или должностными окладами. В таком же порядке оплата больничных листов производится и лицам, временная нетрудоспособность которых наступила вследствие общего заболевания и тому подобное.

Рекомендуем прочесть:  Востановление В Должности Беременную Женщину

1. Содержание и роль социальной защиты лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы
Граждане Украины, которые испытали, а в некоторых случаях продолжают испытывать последствий масштабной производственной аварии на Чернобыльской атомной электростанции, являются специальными субъектами права социального обеспечения. Деструктивные тенденции во всех сферах жизнедеятельности, возникшие после этой аварии, требуют решения вопросов социальной адаптации и социально-психологической поддержки пострадавшего населения.

Лицам, отнесенным к 1-й категории, предоставляются следующие компенсации и льготы:
а) внеочередное бесплатное предоставление санаторно-курортных путевок или получение компенсации стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения. Порядок предоставления путевок, размер и порядок выплаты компенсации стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения определяются Кабинетом Министров Украины;
б) выплата работающим инвалидам пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году;
в) бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта (кроме маршрутных такси, в которых число посадочных мест для пассажиров не более девяти) на территории Украины;
г) получение больничного листа на весь период лечения в санаториях и специализированных лечебных заведениях с учетом времени проезда туда и обратно, с выплатой пособия по государственному социальному страхованию независимо от того, кем и за чей счет выдана путевка;
д) бесплатный проезд один раз в год до любого пункта Украины и обратно автомобильным, воздушным, железнодорожным или водным транспортом с правом первоочередного приобретения билетов и тому подобное.
Лицам, отнесенным к соответствующим категориям, могут предоставляться и другие компенсации и льготы.

Выдача удостоверения пострадавшего, дубликата этого удостоверения, справки о работе участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий в зонах радиоактивного загрязнения производится комитетом в соответствии с перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

2. К военнослужащим, указанным в подпунктах 1.1–1.3 пункта 1 настоящей статьи, относятся военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Комитета государственной безопасности СССР и БССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством бывшего СССР, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел бывшего СССР.

3. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды I и II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

2.2. бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства;

3.2. граждане, принимавшие непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия или проведении подземных ядерных взрывов в научно-технических целях в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

Право на ежемесячную компенсацию в случае потери кормильца в результате Чернобыльской катастрофы имеют нетрудоспособные члены семьи кормильца, находившиеся на его иждивении. При этом детям ежемесячная компенсация назначается независимо от того, находились ли они на иждивении кормильца.

Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1988 года и последующих лет, работавшие или работающие на наиболее загрязненных участках зон радиоактивного загрязнения, решением Государственного комитета Украинской ССР по защите населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС могут быть отнесены к категории 2 или 3.

— получили дозу облучения щитовидной железы, превышающую уровни, установленные Министерством здравоохранения Украинской ССР и утвержденные Национальной комиссией радиационной защиты населения Украины, или болезни которых признаны связанными с влиянием последствий Чернобыльской катастрофы.

23) первоочередное право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей, стоянок для транспортных средств и их технического обслуживания, в садоводческие товарищества, на приобретение садовых домов или материалов для их строительства, а также для индивидуальной жилищной застройки;

Совет Министров Украинской ССР обеспечивает гражданам Украинской ССР предоставление полной, своевременной и достоверной информации об уровнях загрязнения радиоактивными веществами местностей, на которых они проживают или работают, о степени загрязненности радионуклидами продуктов питания и имущества, обо всех требованиях и условиях соблюдения режима радиационной безопасности, а также право общественного контроля за состоянием загрязнения.

В Белоруссии статусы загрязненных территорий также были недавно пересмотрены. Совет министров Беларуси постановлением от десятого февраля 2010 года отменил старый и утвердил новый перечень населенных пунктов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения. В соответствии с новым перечнем, общее число загрязненных населенных пунктов в стране уменьшилось на 211 единиц, по сравнению со списком, который утвердили в 2005 году. Как рассказала замначальника управления реабилитации пострадавших территорий департамента по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС министерства по чрезвычайным ситуациям Серафима Кукина: «24 из 211 населенных пунктов вышли из перечня как нежилые. «Остальные переместились в чистые зоны. За счет естественного распада радионуклидов плотность загрязнения в этих населенных пунктах стала допустимой. Это позволяет по закону считать их не загрязненными».

Рекомендуем прочесть:  Через Сколько Приходит На Карту Налоговый Вычет После Принятия Положительного Ответа

Согласно закону, принятого в СССР 15 мая 1991 г., территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Руководитель гражданской инициативы «Terra-конвенция», эколог и журналист Валерий Дранчук считает, что «Ряд ведомств, которые занимаются этим вопросом, обязательно должны были объяснить населению, по какой причине такое количество населенных пунктов вычеркнуты из списка. Это ведь не какой-нибудь третьеразрядный вопрос, а Чернобыль и его последствия».

Зона проживания с правом на отселение — территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки. Право на отселение в России имеют жители почти 700 населенных пунктов Брянской, Калужской, Орловской, Тульской и Белгородской областей.

Белорусам, проживающим на «очистившихся» территориях, придется распрощаться с льготами. Меньше их станет и у тех, кто проживает в городах и деревнях, переведенных в другие зоны. Хотя льготы сегодня не так уж и значительны. Практически все из них, которые касаются денежных выплат и финансовых компенсаций, давно отменены. По Закону о социальной защите граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, жители загрязненных зон имеют преимущественное право на зачисление в вузы, ССУЗы, ПТУ. Женщины имеют право на отпуск по беременности и родам 146 календарных дней с 27 недель беременности. Пожалуй, единственная льгота, связанная с денежной выплатой, предоставляется гражданам, проживающим в зоне последующего отселения либо с правом на отселение — выплата пособия по уходу за ребенком в размере 150%.

17. Решение комиссии принимается открытым голосованием при условии присутствия на заседании не менее половины ее списочного состава и считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, участвующих в голосовании. При равном распределении голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель комиссии.

На основании пунктов 3 и 4 Положения о порядке установления гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также выдачи документов, подтверждающих право на льготы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2009 г. N 1170, подпунктов 9.1 и 9.3 пункта 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. N 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. N 360», ПРИКАЗЫВАЮ:

19. Заседания комиссии оформляются протоколами, в которых отражается содержание рассматриваемых вопросов и принятые по ним решения. Протоколы заседания комиссии подписываются председателем комиссии, а в случае его отсутствия — исполняющим обязанности председателя комиссии и секретарем.

В случае отсутствия председателя комиссии его обязанности выполняет заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь, который исполняет обязанности отсутствующего заместителя Министра здравоохранения Республики Беларусь, являющегося председателем комиссии (далее — исполняющий обязанности председателя комиссии).

20. В случае несогласия гражданина с решением, принятым комиссией, комиссия по его заявлению в течение пяти дней направляет документы, рассмотренные на ее заседании, в межведомственную комиссию по установлению статуса гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

318 Об утверждении Положения о порядке установления гражданам, постра­давшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, ста­туса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также выдачи документов, подтверждающих право на льготы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 10.09.2009 г. № 1170 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. — № 224.— 5/30427.

Изменения и дополнения, внесенные данным Законом, затра­гивают вопросы социальной защиты граждан, пострадавших от ката­строфы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий. Кон­кретизированы категории «переселенцев», освобождаемых от пла­ты за землю; расширен круг лиц, которым предоставляется стандартный налоговый вычет при уплате подоходного налога в размере 350 000 руб. в месяц; изменена категория граждан, освобожден­ных от уплаты государственной пошлины при совершении нотари­альных действий за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот; исключена норма, предус­матривающая надбавку на уход к социальным пенсиям инвалидам I группы вследствие увечья или заболевания, вызванных катастрофой на Чернобыльской АЭС; изменен порядок пенсионного обеспече­ния военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других ради­ационных аварий, и членов их семей, а также порядок предоставле­ния льгот лицам, поступающим на учебу в учреждения, обеспечива­ющие получение профессионально-технического образования и др.

Областными (Минским городским) исполнительными комите­тами, городскими и районными исполнительными комитетами, ад­министрациями районов в городах областного подчинения и г. Мин­ске по месту жительства граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, будет обеспе­чено внесение изменений в ранее выданные гражданам удостове­рения потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС с учетом норм Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других ради­ационных аварий».

— дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими ра­диационными авариями (далее — дети-инвалиды вследствие катаст­рофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий).

Гражданам, относящимся к категориям пострадавших от катаст­рофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, устанав­ливается статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий или потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Льготы пострадавшим от чернобыльской катастрофы

Инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС вместо пенсии по инвалидности может быть назначена пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению по этому же закону с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет ( т.е мужчинам при достижении возраста 50 лет, женщинам- 45 лет), при наличии не менее 5-ти лет трудового стажа.

Право на установление пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению (по нормам Закона 166-ФЗ) имеют граждане, признанные инвалидами I, II и III группы инвалидности с причиной инвалидности, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Причем, при определении права на пенсию по инвалидности продолжительность трудового стажа не имеет значение (достаточно иметь хотя бы один день трудового стажа).

Добровольно покинувшими чернобыльскую зону отселения считают лиц, которые самостоятельно уехали отсюда. К таковым местам относят территории с повышенной радиацией, при наличии которой жильцов принудительно не выселяют с постоянного места жительства.

Переселение из радиоактивных зон лишило многих семей собственного жилья. Поэтому вопрос их расселения на момент происшествия стоял наиболее остро. Согласно п. 2 ст. 14 Закона РФ № 1244-I, пострадавшие имеют право единожды получить жилье. Обязательное условие для выдачи – нуждаемость.

Помимо вышеприведенных льгот, которые устанавливают для чернобыльцев в России, различные преференции положены и участникам ликвидации тяжелых последствий катастрофы на ЧАЭС, которые живут в соседних странах. Таковыми, например, являются следующие государства:

Статус Пострадавшего От Катастрофы На Чернобыльской

Гражданам, перенесшим лучевую болезнь любой степени и вследствие этого ставшим инвалидами I или II группы, инвалидность определяется бессрочно независимо от возраста. Пересмотр во Врачебно-трудовой экспертной комиссии этих инвалидов производится по их желанию.

Сохраняется средняя заработная плата и трудовой стаж на период трудоустройства и в течение четвертого месяца со дня увольнения при условии, что работник своевременно (в месячный срок после увольнения) обратился в орган трудоустройства, но не был им трудоустроен.

Учащиеся профессионально-технических училищ, средних специальных и студенты высших учебных заведений имеют право на ежемесячную компенсацию в случае потери кормильца на срок обучения в учебных заведениях, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Оплата частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком осуществляется в двойном размере от пособия, предусмотренного действующим законодательством. Беременные женщины обеспечиваются дополнительным питанием по нормам, устанавливаемым Министерством здравоохранения Украинской ССР;

26) право на вступление вне конкурса в высшие, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, а также на курсы для профессионального обучения с обязательным предоставлением общежития на время учебы и гарантированной выплатой стипендии, повышенной на 50 процентов. Лица, окончившие средние учебные заведения с отличием (отличными оценками), принимаются без экзаменов в высшие учебные заведения по результатам собеседования;