Административное и трудовое право

Трудовое право

К основным источникам трудового права можно отнести законы, регулирующие важнейшие положения организации труда, например закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях”. Он устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей; действие названного закона распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Законодательство Российской Федерации о труде состоит из действующего в настоящее время Трудового кодекса РФ и иных актов трудового законодательства РФ и республик, входящих в состав РФ. На территории РФ до принятия соответствующих законодательных актов применялись нормы бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ.

Административное и трудовое право

В западном законодательстве в настоящее время преобладает мнение, что отношения в сфере государственной службы — монополия административного права. Это обосновывается тем, что конституирование отношения государственной службы — это односторонний акт, не имеющий ничего общего с трудовым договором. Например, в ФРГ комплекс норм, касающихся труда государственных чиновников, включается в «чиновничье право», являющееся подотраслью административного права. В настоящее время государственная служба во Франции регулируется серией законов, принятых в 80-е годы прошлого века и составивших различные разделы Общего устава служащих государства и территориальных коллективов, которые содержат права государственных служащих (право на вознаграждение, право на забастовку, право на участие в обсуждении, право на отпуск и др.). Но общая тенденция развития западного трудового права свидетельствует о постепенном распространении трудового законодательства на госслужащих и полицейских. Более того, ряд конвенций МОТ, в частности Конвенция № 151 (1978 г.) (не ратифицирована РФ) о трудовых отношениях на государственной службе, включают их в сферу действия трудового законодательства. Конвенция № 151 предусматривает защиту от дискриминации профсоюзов госслужащих, а также привлечение госслужащих к участию в процессе принятия управленческих решений, затрагивающих их трудовые интересы. В недавнем прошлом российский законодатель в этой части действовал в русле международно-правовых стандартов. Так, в ранее действовавшем Законе РФ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы РФ» устанавливалось общее правило о распространении действия законодательства о труде на указанные категории служащих с особенностями, предусмотренными названным Законом. Таким образом, трудовые отношения государственных служащих в прошлом включались в предмет трудового права. Это означало, что при отсутствии в указанном выше Законе специальных норм, регулирующих трудовые отношения, применяются общие нормы именно трудового права. Принцип применения трудового законодательства к трудовым отношениям госслужащих ранее можно было сформулировать следующим образом: эти отношения регулируются трудовым законодательством с учетом приоритета действия специальных норм. Это нашло отражение в исследованиях правовых аспектов государственной службы. Как уже отмечалось, ситуация принципиально изменилась после принятия Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Он по сути легализовал обособление от трудового нового служебного права как подотрасли административного права. Именно в таком ключе комментировал проект данного Закона заместитель Руководителя Администрации Президента РФ В.П. Иванов. Он подчеркнул, что регулирование государственной службы относится к предмету публичного права, а государственных служащих нельзя рассматривать просто как наемных работников, имеющих особый статус. Такая позиция законодателя уже была подвергнута аргументированной критике учеными-трудовиками. Они справедливо считают, что отсутствует практический смысл в выделении служебного права, состоящего из модифицированных норм трудового права, а законодательство о государственной гражданской службе, по их мнению, имеет в своей основе ошибочную теоретическую концепцию об исключительности служебных отношений и необходимости смены правовых средств их регулирования с трудоправовых на административные. Действительно, Закон о государственной гражданской службе по содержанию полностью построен на прямом заимствовании норм ТК РФ, а по форме (терминологии) от него дистанцируется. Вместо термина «трудовой» идет его замена на «служебный» (служебный контракт, служебный распорядок, служебная дисциплина, служебное время, служебный спор). Содержательное наполнение перечисленных институтов созвучно ТК РФ. При этом часть статей содержит нормы, учитывающие особенности правового статуса государственного служащего (ограничения, запреты, связанные с гражданской службой, дополнительные государственные гарантии гражданских служащих, кадровый резерв и др.). Они укладываются в рамки дифференциации трудовых отношений. Новеллы служебного права представляют собой неизвестные теории права, в том числе и теории трудового права, конструкции «перезаключения» служебного контракта (ст. 25), приостановления служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39), и др. В случае выявления пробелов в правовом регулировании неизбежно субсидиарное применение норм трудового законодательства, что и предусмотрено ст. 73 настоящего Закона.

Рекомендуем прочесть:  Как Усыновить Ребенка Из Дома Малютки В Москве В

Применительно к трудоправовому статусу иностранных граждан и лиц без гражданства, т.е. их положению в области труда и трудовых отношений, действует следующее правило. На них распространяются правила, установленные российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). Они могут быть членами профсоюзов (ст. 2 Федерального закона от 12 декабря 1996 г. «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»). Из ст. 11 ТК РФ следует, что особенности правового регулирования труда иностранных работников устанавливаются в соответствии с ТК РФ.

Отграничение административного права от смежных отраслей права

Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда, прокуратуры и иных государственных органов.

Административное и гражданское право.Во взаимоотношениях этих отраслей права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования, например отношения имущественного характера, возникающие в хозяйственной сфере. Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права. В таком случае различие между данными отраслями права следует искать в присущих им методах правового регулирования. Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство). Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны: одной из сторон выступает соответствующий орган управления. При этом он не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денежные формы. Орган управления воздействует на имущественные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые имеются в его распоряжении. Соответственно данный вид имущественных отношений регулируется посредством властных распоряжений. Например, на основе акта министерства осуществляется безвозмездная передача зданий, сооружений от одной государственной организации в ведение другой. Имущественная база возникающих здесь отношений бесспорна. Но одновременно организация, передающая указанные объекты, является подчиненной по отношению к министерству. На основе его акта у нее возникает административно-правовая, а не гражданско-правовая обязанность, связанная с передачей имущества. Налицо, следовательно, управленческое отношение имущественного характера. Оно регулируется не на началах равенства сторон, а путем властного распоряжения полномочного органа управления.

В чем заключается административное и трудовое право

Административное и трудовое право имеют много точек соприкосновения и различаются по предме­ту правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров).

Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административ­ное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы).

Сравнение административного и трудового права

При административном аресте лица, совершившие административные правонарушения, содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке, и не имеют возможности продолжения прежней работы в течение срока ареста (до 15 или до 30 суток). Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726 утверждено Положение о порядке отбывания административного ареста. Поскольку в течение срока ареста лица не имеют возможности работать, соответственно, не могут обратиться к работодателю с заявлением о переводе на другую работу, как при лишении специального права.

Рекомендуем прочесть:  Снип Для Доу С Изменениями На 2022 Год

Взаимосвязанность правового регулирования государственной службы и наемного труда существует на протяжении всего периода существования трудового права и своим корнями уходит в начало XX-го века, когда в социально-экономической литературе был поднят вопрос, «не следует ли класть в основание нормировки прекращения трудового договора начала, сложившиеся в публичном праве относительно государственной службы, то есть тот принцип, что увольнение рабочего или служащего без дополнительного основания вообще недопустимо или обязывает работодателя к возмещению убытков».16 Сегодня институт государственной службы необходимо рассматривать как самостоятельное правовое образование, имеющее практическое оформление в виде целой системы нормативно-правовых актов.

Соотношение трудового права и смежных отраслей

Соотношение трудового права с конституционном правом– конституционное право выступает основополагающим для трудового. Оно устанавливает право на труд, на отдых, закрепляет, что труд свободен и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.

Трудовое право соприкасается и с правом социального обеспечения. Право социального обеспечения – право на обеспечение старости, на социальную поддержку семей с детьми. Если трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, то право социального обеспечения – отношения, которые складываются по поводу, например, материального обеспечения нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений – сам процесс труда, объект отношений по социальному обеспечению – пенсии, пособия, льготы, компенсации и т. д. Также они различаются по методам правового регулирования.

Административное и трудовое право

Эти две отрасли также имеют много точек соприкосновения и различаются по предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие, связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров).

Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих, именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается известное переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, так как представляют собой проявление управленческих функций. Административное право непосредственно регулирует государственно–служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.); трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Так, после заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя (ч.4 ст.25 Трудового кодекса). Аналогичный порядок существует при юридическом оформлении субъективных прав, связанных с трудовой деятельностью (например, при реализации права на отпуск (ст.152 Трудового кодекса), при поощрении, при выходе на пенсию и т.п.). Наиболее тесное взаимодействие норм административного и трудового права наблюдается при регулировании государственно–служебных отношений (ст.5 Трудового кодекса). Административное право определяет общие права и обязанности служащих, их ответственность, порядок присвоения классов, замещение должностей, проведение конкурсов и аттестаций и т.д.

Чем отличается трудовое право от административного права

Основным отличием административно-правовых отношений от отношений трудовых является следующее: если для административного права характерно наличие только вертикальных связей, организуемых по принципу власти—подчинения, т.е. субъекты административных правоотношений всегда находятся в неравноправном положении, то организационно-управленческие отношения, которые входят в предмет трудового права, имеют договорную основу и добровольно возникают между субъектами, обладающими равными правами.

От административного права: Административное право регулирует общественные отношения в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления. А трудовое право регулирует общественные отношения, возникающие непосредственно при применении труда наемных работников в производственной и иной деятельности, а также другие, связанные с ними общественные отношения.

Рекомендуем прочесть:  Имеет ли право мать после развода переехать с ребенком в другую область без согласия отца

Административное право

3. Дозволение:предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Источники административного права— это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: — общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); — законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); — международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.На федеральном уровне:

Соотношение трудового права с уголовным и административным правом в России

Конкретное содержание дифференциации по категориям работников сводится к тому, что специальными нормами для них устанавливаются: особый, по сравнению с общим, порядок приема на работу и увольнения; особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха; льготы и преимущества в оплате труда; повышенная дисциплинарная и материальная ответственность и ряд других особенностей. Так, например, глава 50 ТК РФ закрепила перечень льгот в области труда для работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, включающий надбавки к заработной плате, предоставление дополнительных отпусков, доплаты к пособиям по социальному страхованию, льготные условия выхода на пенсию по возрасту и т.п.

♀ Наибольшую сложность представляет отграничение трудового и административного права в части регулирования отношений государственной гражданской службы. Госслужащий может быть субъектом трудовых (работа в госоргане) и государственно-управленческих отношений (государственно-управленческие функции за пределами коллектива органа).

Административное и трудовое законодательство в служебных отношениях: вопросы приоритета

Таким образом, по мнению, которое уже высказывалось нами ранее [4], если один и тот же аспект организации труда гражданских служащих урегулирован и в трудовом, и в административном законодательстве, должны применяться нормы последнего; нормы же трудового права применяются, только если законодательство о государственной службе вообще не регулирует данный вопрос. Аналогичную позицию занимает и ряд других ученых [5].

Таким образом, современное воздействие трудового законодательства на отношения государственной гражданской службы следует охарактеризовать как субсидиарное. Заимствованные нормы становятся элементом отрасли права, из которой они заимствованы для урегулирования нетипичных, более сложных по своей структуре отношений, в частности государственно-служебных.

Отграничение трудового права от смежных отраслей права и их соотношение

Еще одно отличие трудового и гражданского права – в равноправии сторон. В трудовом праве работник и наниматель равны только в момент заключения договора. Дальше служащий обязан выполнять распоряжения своего начальства, как это прописано в договоре, уставе или регламенте организации. На основании гражданского права работник является независимым субъектом. Наниматель не может влиять на него во время выполнения своих обязательств, а принимает лишь конечный результат.

Государственные структуры – наиболее сложный с точки правоприменительной практики элемент отношений. С одной стороны, административное право влияет на все взаимоотношения между подчинёнными и руководством. С другой – ТП делает их, в некоторой степени равными субъектами гражданских отношений. Например, труд служащих в воинской части регламентируется Административным Кодексом. Однако по трудовому законодательству командование обязано создать условия для безопасного труда своих подчинённых, соблюдать нормы трудового дня, обеспечить их всем необходимым для выполнения задания.