Статус Участники Ликвидации Аварии На Чернобыльской Аэс

Глава 2 статус граждан, пострадавших от катастрофы на чернобыльской аэс, других радиационных аварий

3.5. граждане, принимавшие непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении подземных ядерных взрывов в научно-технических целях, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, а также по ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» в период с 1 января 1959 года по 31 декабря 1961 года.

1.2. граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы;

1.3. граждане, принимавшие участие в работах по дезактивации, строительству, жизнеобеспечению населения в 1986 — 1987 годах в зоне первоочередного отселения или зоне последующего отселения, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению этих работ.

3.2. граждане, принимавшие непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия или проведении подземных ядерных взрывов в научно-технических целях в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

1. Оказание медицинской помощи гражданам, указанным в статьях 13 — 15 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Необходимые сведения об этих гражданах включаются в Государственный регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и право на льготы

3.2. граждане, принимавшие непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия или проведении подземных ядерных взрывов в научно-технических целях в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

В случае, если гражданину, претендующему на установление статуса участника ликвидации, имеющего право на получение льгот, установленных статьей 18 Закона, ранее не устанавливался статус участника ликвидации, на заседании комиссии также рассматриваются документы, подтверждающие участие этого гражданина в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, с указанием места и периода участия в таких работах.

Граждане вправе самостоятельно представлять для рассмотрения на заседании комиссии имеющиеся у них документы, подтверждающие участие гражданина в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, с указанием места и периода участия в таких работах, документы, требуемые для установления статуса участника ликвидации, имеющего право на получение льгот, установленных статьей 18 Закона, а также иные документы, необходимые для установления им статуса участника ликвидации.

Статья 20. Льготы гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988–1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в 1986–1987 годах – в зоне первоочередного отселения или зоне последующего отселения, и участникам ликвидации других радиационных аварий

республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, – гражданам, работающим (в том числе работающим пенсионерам), проходящим службу (военную службу) в органах государственного управления и подчиненных им организациях;

4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 гг. службу в зоне отчуждения;

Вследствие аварий на Чернобыльской АЭС и ПО «Маяк» пострадало немало людей. Но последствия подобных катастроф необходимо устранять, и опять же при их ликвидации были задействованы человеческие ресурсы. Ликвидаторы аварий также утратили свое здоровье, подвергшись радиационному излучению. Из этой статьи вы узнаете, какие им положены льготы, каким требованиям должен отвечать заявитель, какие нужно собрать документы. Также мы расскажем, куда обращаться для того, чтобы льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС и «Маяк» были оформлены.

В соответствии с Законом, гражданам РФ гарантируются возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

  1. Зона отчуждения. Это район, находящийся рядом с 4-мя реакторами. На этой территории запрещается проживать людям и вести какую-либо производственную деятельность;
  2. Зона отселения. Это район, с которого переселялись люди для уменьшения нанесения вреда радиационным фоном. Люди, уехавшие оттуда, имеют право на обеспечение льготами;
  3. Зона с правом на отселение. Это район с постоянным контролем со стороны медиков, замеров уровня радиационного поражения. В зоне проводится регулярная профилактика охраны здоровья. Люди, пожелавшие уехать, будут обеспечены льготами;
  4. Зона с уровнем радиации на допустимом уровне. Граждане, проживающие в этой местности, имеют права на льготы и государственную поддержку.

Комментарий: Медицинскому персоналу, который ежедневно по роду своей деятельности сталкивается с радиационным излучением, не положены подобные льготы. Упомянутые лица получают льготы, положенные им по причине работы в опасных для здоровья условиях.

18 мая 1986 года газета «Київська правда» писала: «Тут все работают без письменных распоряжений и приказов. И дело идет четко, без срывов. Транспортники всех ведомств действуют в едином ритме. » И дальше: «Только что на место аварии выехали первые машины с цементом, свинцом, другими материалами. Сегодня идем с опережением задания более чем на 600 тонн».

Нам велели взять с собой продуктов лишь на три дня, — продолжает Валентина Егоровна. — По пути мы заехали в магазин, купили хлебушка, колбаски. А уже перед отправлением нам поставили в каждую машину по шесть ящиков с минеральной водой. У меня на работе как раз лежало только что подаренное супругом выходное платье, так я и его захватила. Думала в свободное время погулять по Киеву.

В больницах мы впервые столкнулись с тем, что никому не нужны. Во-первых, тогда существовал негласный указ не диагностировать лучевую болезнь. Были введены новые стандарты на облучение, все замалчивали. Официальная доза моего облучения 159 рентген. А сколько на самом деле?

Совсем неподготовленных пускать было нельзя, — подчеркивает Владимир Тюнюков. — Нужны были люди, способные вести радиационную разведку, дозиметрический контроль, дезактивацию. Ведь, когда произошел взрыв реактора, мы поначалу не знали, что делать: враг был невидим и неслышим. Границу опасной и безопасной зон можно было нащупать только приборами. Эти границы, шаг за шагом, устанавливали дозиметристы.

Сорокалетние мужики возвращались домой, им нужно было работать, кормить семьи. Бегать по врачам и комиссиям, оформлять группу просто времени не было. Да и как в то время смотрели на инвалидов? Ведь их практически не брали на работу. Признать себя инвалидом значило обрубить для себя многие возможности. И менталитет был другой. Люди даже стеснялись этого слова — «инвалид».

Физика, астрономия, природа, история, рисование

Из книги «Ликвидаторы»
Самое трудное было переломить обычное сознание людей, заставить понять их, что главного врага не видно и не слышно, но он поражает все. Большинство из них прошли два года армии в специальных войсках. Но то была учеба, а теперь они попали в реальную обстановку, не допускающую беспечности.
— Вначале нарушения радиационной безопасности были всюду, — рассказывает Владимир Тюнюков. — Некачественно проводилась обработка одежды, людей. Смывали невидимую грязь под душем абы как. Потом ложились спать. Как-то мы проверили подушки приборами. Фонило так, что их пришлось уничтожать. Волосы, несмотря на средства защиты, сильно впитывали радиацию. Люди, не зная того, вредили сами себе. Запрещено было питаться в зоне риска, курить и пить воду. А стояло пекло. Привозили воду в бутылях. Солдаты открывали их пряжками от ремня. Солдат весь в костюме химзащиты, все открытые части обтирались. Но, когда ехали в «КАМАЗе», пыль поднималась. Она просачивалась всюду и под пряжку ремня. Потом он открывал флягу с водой, и с пряжки радиоактивные частицы попадали в воду.
Камиль Шарифулин был санитарным врачом в ростовском полку. Его специальность — рентгенолог, радиолог. Теперь он эксперт по подготовке товарищей по несчастью на ВТЭК. В Чернобыль его призвали из запаса. Подходил по всем статьям: 37 лет, двое детей. И хотя легко мог отказаться от командировки — работал директором комплекса предприятий, производивших вакцины и сыворотки, по призыву пошел не раздумывая.
— Ростовский полк в 1986 году забирали не на атомную станцию. Нас локализовали в Белоруссии, хутор Петьковщина в Брагинском районе. Мы очищали села, постройки, базы, оставшиеся в зоне отселения. Помогали населению, как сейчас МЧС, — чинили крыши, чистили колодцы, дороги, — вспоминает Камиль. — Потом на ЧАЭС стало не хватать людей, и привлекли нас. Весь полк срочно бросили на Украину, встали лагерем в 20 километрах от станции. В день туда посылали по 250 человек.
При взрыве четвертого энергоблока куски бетона, стали, арматуры и буквально пронизанные радиацией осколки графитовой кладки реактора разнесло по всей станции и даже за ее пределы. На этой территории кишел человеческий муравейник — люди практически вручную собирали радиоактивный хлам. А перед нами поставили задачу: заменить кровлю на третьем энергоблоке. Ее снимали и стелили новую. Но прежде нужно было убрать с крыши куски высокорадиоактивного графита.
Каждому, кого на это посылали, полагалось два выхода на крышу. На самой кровле работали всего 45 секунд. По секундомеру. Боец переодевался в защитный костюм, ему указывали: вон кусок графита лежит. Крыша, как футбольное поле. По двое-трое с лопатами должны были пробежать до графита за 15 секунд. Подхватить его на лопату и за следующие 15 секунд донести до края крыши, где стоял огромный контейнер радиоактивных отходов. Сбросить смертоносный груз в его пасть — и бегом обратно, еще 15 секунд.»

Рекомендуем прочесть:  Справка С Работы Что Единовременное Пособие Не Выплачивалось Образец

Ликвидаторы тушили пожар, замуровывали реактор, отлавливали и забивали теперь уже опасных радиоактивных животных. Были и те специалисты, которые восстанавливали связь и ремонтировали сломавшуюся спасательную технику. Все участники стали незаменимыми «винтиками» одной огромной «спасательной машины». Они не только выполняли приказы, но и, спасая людей, проявляли инициативу, при этом нередко идя на риск. И это были герои.

Реальность: Все гораздо сложнее, чем хочется представить некоторым «экспертам». Безусловно, власти скрывали полную информацию но, в первую очередь, сама система оказалась не способной быстро и адекватно оценить обстановку. К тому же в то время в стране не существовало надежной, а тем более независимой системы контроля радиационной обстановки. Невозможно было в реальном времени получить информацию о том, какой радиационный фон наблюдается вблизи, в отдалении от ЧАЭС. Если бы такая система была, то удалось бы избежать употребления населением продуктов питания из зон поражения в первые дни катастрофы. Власти сами первое время не понимали, что произошло и какова ситуация.

Каждому, кого на это посылали, полагалось два выхода на крышу. На самой кровле работали всего 45 секунд. По секундомеру. Боец переодевался в защитный костюм, ему указывали: вон кусок графита лежит. Крыша, как футбольное поле. По двое-трое с лопатами должны были пробежать до графита за 15 секунд. Подхватить его на лопату и за следующие 15 секунд донести до края крыши, где стоял огромный контейнер радиоактивных отходов. Сбросить смертоносный груз в его пасть — и бегом обратно, еще 15 секунд.»

Персонал атомной станции нарушил все инструкции и правила при проведении программы испытаний. Такая ситуация сейчас категорически невозможна. Кроме того что в настоящее время действие персонала жестко регламентировано в соответствии с международными признанными подходами и документами с каждого блока всех АЭС в кризисный центр концерна «Энергоатом» передаются в реальном времени сотни параметров безопасности. Это обеспечивает полный независимый от персонала контроль.

Также относятся к числу ветеранов граждане, получившие ордена, медали СССР или медали РФ, выданные в связи с участием в обеспечении боевых действий.
Граждане, которые были направлены в Афганистан на работу в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года.

Для назначения выплат и льгот требуется собрать документы и подать заявку. Необходимо документально подтвердить принадлежность к категории чернобыльцев. Для этого нужно оформить «Удостоверение чернобыльца». Этот документ в дальнейшем будет служить подтверждением всех льгот.

Чтобы иметь право на льготы ветеранам боевых действий, данные категории граждан должны были принимать участие в правительственных боевых заданиях, связанных с разминированием территорий СССР и других стран в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года.

Получение выплат гражданам, пострадавшим от последствий чернобыльской аварии, подлежит оформлению в любое время, т.к. срок давности не предусмотрен. Для получения ежемесячной финансовой помощи, следует обратиться в службу социальной поддержки. При обращении в учреждение, необходимо предоставить пакет документов:

При этом указанные лица должны отработать установленный срок или быть откомандированными досрочно по уважительным причинам.
Лица, исполняющие специальные задачи в Сирийской Арабской Республике, начиная с 30.09.2022, при условии что они отработали установленный во время направления срок либо по уважительной причине откомандированы досрочно.

— военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

К лицам, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: во-первых, граждане, перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы. Во-вторых, граждане, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

В соответствии с Законом, гражданам РФ гарантируются возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

— младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений, получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

Рекомендуем прочесть:  Соседи Сбрасывают Окурки С Балкона Меры

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от № П-99/2004; Об установлении статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

граждане, принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по дезактивации, строительству, по жизнеобеспечению населения в зонах первоочередного отселения и последующего отселения, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению этих работ (пункт 3 части первой статьи 13 Закона).

Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от 1 июня 1995 г. N 28 были заново утверждены состав и Порядок работы Межведомственной комиссии. В Порядке фактически были воспроизведены отмеченные выше позиции.

В настоящее время Комчернобыль (письмо от 7 апреля 2004 г. N 08/574 в адрес Конституционного Суда) также полагает, что в число участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не должны включаться местные жители, так как они относятся к категории потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС населения и вне зависимости от вида выполняемых работ должны пользоваться и пользовались одинаковыми льготами.

По мнению Конституционного Суда, решение вопроса о том, к какой категории пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС могут относиться те или иные граждане, должно предопределяться не местом их постоянного проживания, а характером работ, к которым они привлекались, и местом осуществления указанных работ.

Статьей 17 Закона (в действующей редакции) предусмотрено, что обращения по вопросам об отнесении отдельных граждан к той или иной категории пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС разрешаются Комитетом по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (в настоящее время — при Совете Министров Республики Беларусь). (Первоначально эта функция в соответствии со структурой центральных органов управления была закреплена за Государственным комитетом Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Госкомчернобылем), в последующем — за Министерством по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.)

11) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).

3) первоочередное разовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах;

3) скидка в размере 50 процентов со стоимости приобретаемых по рецептам врачей лекарств, оказания медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), а также получение бесплатно страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации со специальной базовой программой с отнесением разницы расходов по реализации специальной базовой программы и базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации на федеральный бюджет;

5) бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;

Компенсации и льготы, предусмотренные пунктами 4 и 23 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктами 3 и 7 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статус Участники Ликвидации Аварии На Чернобыльской Аэс

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
1990 годы полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с

следующих документов:
а) задания на полет;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
б) заявки на полет;
в) командировочного удостоверения о командировке на полигоны в/ч 77510, в/ч 52605;
г) приказа командира объединенного отряда на выполнение работ;
д) приказа командира летного отряда о составе экипажа и характере выполняемых работ.
Основанием для подтверждения правильности выдачи удостоверений лицам, принимавшим

Об утверждении Положения о порядке установления гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также выдачи документов, подтверждающих право на льготы

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке установления гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также выдачи документов, подтверждающих право на льготы

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 1456 «О порядке организации работы в республиканских органах государственного управления, иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах по выдаче документов либо иных справок гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также членам их семей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 1, 5/16953);

12. В случае несогласия гражданина с решением, принятым комиссией, комиссия по его заявлению в течение пяти дней направляет документы, рассмотренные на ее заседании, в межведомственную комиссию по установлению статуса гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, создаваемую при Министерстве по чрезвычайным ситуациям (далее – межведомственная комиссия).

Установление статуса потерпевшего гражданам, претендующим на получение льгот, установленных статьей 18 Закона, осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом по месту жительства граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

Об утверждении Положения о порядке установления гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также выдачи документов, подтверждающих право на льготы

Специалисты, считающие 14 декабря своим праздником, уже давно называют этот день Днем ликвидатора. Еще в 1986 году участники ликвидации собрались вместе, чтобы отметить свою первую победу. В 1994 году общественные организации чернобыльцев Украины обратились с письмом к руководителям государства, в котором предложили учредить в календаре день участников ликвидации чернобыльской катастрофы. Тогда официальное решение не было принято, но ликвидаторы самостоятельно начали отмечать эту дату.

1-й ведущий: Сем лет ушло на то, что бы построить и пустить первый блок Чернобыльской АЭС. Это были годы напряженной работы строителей, поскольку были существенные проблемы со снабжением материалами и оборудованием. Первый блок был введен в действие 24 мая 1978 года, второй – 10 января 1979 г., затем третий и четвертый – в ночь на 26 апреля 1986 года. (Слайды 7, 8)

1-й ведущий: И сегодня спустя полтора десятилетия после чернобыльской трагедии существуют противоречивые оценки ее поражающего действия и причиненного экономического ущерба. Согласно опубликованным в 2000 г. данным из 860 тыс. человек, участвовавших в ликвидации последствий аварии, более 55 тыс. ликвидаторов умерли, десятки тысяч стали инвалидами. Полмиллиона человек до сих пор проживает на загрязненных территориях. (Слайд 18)

2-й ведущий: АЭС было решено построить в центральной части Украины на правом берегу р.Припять, в 12 км от города Чернобыль и в 3 км от Припяти, в основном, на малопродуктивных землях и соответствует требованиям водоснабжения, транспорта, санитарной зоны”. (Слайд 6)

Рекомендуем прочесть:  Сколько Можно Снять Денег С Сертификата Материнского Капитала

Вы помните ужасную трагедию в Чернобыле? Можно даже не спрашивать! Те, кто участвовал в ликвидации последствий взрыва, награждаются медалями. Сценарий Чествование Чернобыльцев – это профессионально составленный сценарий, позволяющий провести мероприятие по всем правилам.

Наиболее значимые льготы предусматриваются для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, заболевших и перенесших лучевую болезнь, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне эвакуации (отчуждения).

Исключением являются граждане, работающие или проходящие военную (приравненную к ней) службу в системе федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, а также получающие пенсионное обеспечение в этих органах, и члены их семьи.

• органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце.

Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды I и II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями — также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Комментарий: Под работами в 1988-1990 годах по объекту «Укрытие» понимаются все работы внутри защитного сооружения 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС независимо от времени пребывания в нем и полученной дозовой нагрузки, а также практическое несение боевой службы военнослужащими внутренних войск по охране объекта «Укрытие» на постах № 15-19, работы по контролю за несением службы, уровнем дозовых нагрузок на постах и проверке инженерно-технических средств охраны объекта «Укрытие» по периметру, ограниченному указанными постами.

— То есть вы туда попали совершенно здоровым.
— Конечно. На сто с лишним процентов! Перед тем как послать туда нас, проводили эксперимент — пытались закинуть рукава с вертолета, но не получилось. С этим могли справиться только люди. Вручную.
После пожара мы были первыми, кто попал туда. Вокруг никого, только на самой станции работал обслуживающий персонал. Было тихо-тихо. Очень красивое место — железнодорожный мост, Припять, впадающая в Днепр. Но эту идиллию нарушало жутковатое зрелище — из реактора поднимался легкий дымок, вокруг стояла брошенная техника, в том числе пожарные машины с вмятинами от упавших на технику свинцовых болванок. А прямо на земле валялись куски графита, выброшенного из реактора взрывом: черный, переливающийся на солнышке.

Холоду в казармах скоро пришёл конец — система отопления начала работать. Кочегары, набранные из наших ребят, работали на совесть. В казарме вскоре мы покрыли пол ДСП. Началась работа и в ленинской комнате, были организованы занятия по подготовке личного состава по воинской специальности. Когда на улице было тепло, занимались тактико-технической подготовкой.

Боевая тревога подняла караулы пожарных из Чернобыля и Припяти, первый из которых прибыл на станцию через 7 минут после начала катастрофы. 28 человек бросились на борьбу с пожаром под руководством лейтенантов Владимира Правика и Виктора Кабенка. Обоим по 23 года, но своим примером они вели за собой бойцов, давая чёткие команды и находясь там, где труднее всего. Общее руководство осуществлял майор Телятников, под началом у которого оказалось 69 человек и 14 единиц техники. Практически без средств защиты, имея только рукавицы, каски и брезентовые робы, не используя из-за высоких температур противогазы КИП-5, до трёх ночи пожарные не подозревали о смертельно опасном уровне радиации.

Построив в 1954 году первую атомную станцию в СССР и заставив атом служить мирным целям, человечество поверило в обретение самой дешёвой электроэнергии. В 80-х годах XX столетия в странах насчитывалось уже 360 АЭС. 26 апреля 1986 года мировая общественность узнала её настоящую цену: десятки тысяч человеческих жизней, погибших от радиации и её последствий, 300 тысяч оставшихся без крова, брошенные города и сёла. Но жертв могло быть ещё больше, если бы не люди, настоящие герои Чернобыля, предотвратившие ещё большую катастрофу ценой своей жизни.

Чернобыльская авария ведь не первая. До этого были события на комбинате «Маяк» (1957 год), на Белоярской АЭС (1960-70 годы). Были и другие опасные инциденты. Чернобыль – это первая катастрофа, которую не удалось скрыть, потому что радиоактивное облако накрыло не только часть территории Украины, России и Белоруссии, но и ряд европейских стран, вплоть до Италии

Статус потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и право на льготы В соответствии с Законом Республики

Установление статуса потерпевшего гражданам, претендующим на получение льгот, установленных статьей 18 Закона, осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом по месту жительства граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

Участникам ликвидации, занятым на работах в пределах 10-километровой зоны в 1986 г. или не менее 10 суток в 1987 г., предоставляется право на досрочную пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет при наличии стажа работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин (часть 1 статьи 32 Закона о ЧАЭС).Документами, подтверждающими право на пенсии по вышеназванному основанию, являются: удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС (с предоставлением льгот по статье 19 Закона о ЧАЭС); документы, подтверждающие факт (в 1986 г.) или период (в 1987 г.) работы в пределах 10-километровой зоны.

граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее — граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь), инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями (далее — инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий);дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями (далее — дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий).

На аналогичных условиях назначается досрочная пенсия по возрасту гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации аварий и их последствий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в испытаниях, учениях и иных работах, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие.

Для участников ликвидации, занятым на работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны эвакуации (отчуждения), предусмотрены иные условия назначения досрочной пенсии по возрасту. Пенсия им назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при условии наступления инвалидности независимо от ее причины и группы (кроме граждан, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими виновных противоправных действий). Кроме того, для назначения данной пенсии требуется наличие стажа работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин (часть 2 статьи 32 Закона о ЧАЭС).