Прокурорский Надзор И Судебный Контроль За Исполнением Законов Органами Дознания На Стадии Возбуждения Уголовного Дела

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

Таким образом, проверка прокурором целей и оснований для реализации такой меры уголовно-процессуального принуждения, как наложение ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) и его согласие на это, является необходимым условием для получения судебного решения на производство этого процессуального действия. Отказ в даче согласия должен быть мотивированным и изложен в письменной форме.

Прокурорский Надзор И Судебный Контроль За Исполнением Законов Органами Дознания На Стадии Возбуждения Уголовного Дела

При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

3) нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т.д. В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

В “Заключительных и переходных положениях” Конституции РФ записано: “До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления”. Это значит, что в течение неопределенного, довольно продолжительного времени ч. 2 ст. 22 Конституции останется лишь декларацией, заявлением о намерениях. Санкции на заключение под стражу и продление его срока будут по-прежнему давать прокуроры, сами эти сроки будут неоправданно велики, срок уголовно-процессуального задержания будет составлять 72 часа.

При обнаружении нарушений закона прокурор должен дать письменные указания по их устранению. Если выявленные нарушения могли повлиять на полноту, всесторонность и объективность расследования, существенно нарушили права и законные интересы участников процесса, дело должно быть возвращено на дополнительное расследование.

Прокурорский Надзор И Судебный Контроль За Исполнением Законов Органами Дознания На Стадии Возбуждения Уголовного Дела

Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осу­ществляется начальником органа дознания и руководителем под­разделения дознания, которые в соответствии со ст. 401 и 41 УПК наделены некоторыми функциями по координации этой фор­мы расследования, а также по обеспечению законности и обос­нованностью решений дознавателя.

Рекомендуем прочесть:  Особенности регистрации гаража по дачной амнистии с 01.08.2022

Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель­ного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы дея­тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюде­ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф­фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства.

Прокурорский надзор

обеспечивает своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении. В соответствии со ст. 148 УПК РФ, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменяет его и с указаниями возвращает в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий. При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, принимает меры прокурорского реагирования по каждому такому факту;

  • заявление о преступлении (ст. 141 УПК РФ);
  • явка с повинной (ст. 142 УПК РФ);
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Прокурорский Надзор И Судебный Контроль За Исполнением Законов Органами Дознания На Стадии Возбуждения Уголовного Дела

Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела. При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности: 1) в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые — не регистрируются и не рассматриваются; 2) уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок; 3) нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т.д. В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Рекомендуем прочесть:  Что Входит В Инженерную Характеристику Квартиры

Прокурорский надзор за исполнением законов в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

По окончании предварительной проверки орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь при наличии повода и основания возбуждают уголовное дело (ч. 1 ст. 146 УПК) и копию постановления направляют прокурору. Согласия прокурора на возбуждение уголовного дела не требуется. Исключение составляют случаи возбуждения уголовных дел частного обвинения начальником подразделения дознания или дознавателем, когда лицо находится в зависимом состоянии или по иным причинам не может защитить свои права и законные интересы. В этих случаях уголовное дело возбуждается начальником подразделения дознания либо дознавателем с согласия прокурора (ч. 4 ст. 20, ч. 2 ст. 401 УПК).

Надзорному праву прокурора обнаружить и устранить ошибки расследования соответствует обязанность руководителя следственного органа рассмотреть поступившее от прокурора требование об устранении нарушения федерального закона, а для органа дознания и начальника подразделения дознания — исполнить письменные указания прокурора.

Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

возвратить материалы доследственной проверки со своими письменными указаниями о производстве в определенный срок необходимых действий и выяснении определенных обстоятельств оперативно-розыскным путем (не предвосхищая и не устанавливая ни характера, ни содержания оперативно-розыскных мероприятий).

Генеральный прокурор РФ требует от подчиненных прокуроров проводить проверки исполнения законов при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях не реже одного раза в месяц, используя сводки органов внутренних дел, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, медицинских учреждений и другие источники информации1.

Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов органами предварительного расследования

Необходимость комплексного (процессуально-криминалистического) подхода прокурора к оценке перечисленных материалов позволяет рассматривать его в качестве одного из принципов методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений. В свою очередь, обеспечение такого подхода во многом зависит от уровня криминалистической подготовки прокуроров. В последние годы отмечается его снижение, обусловленное рядом причин. В их число входит трансформирование следственного аппарата прокуратуры в самостоятельную государственную структуру, повлекшее отсутствие у прокурорских работников возможности приобретать личный опыт организации расследования преступлений, участвовать в нём и, следовательно, практически овладевать методикой расследования в целях обеспечения эффективного контроля за его производством.

предварительного следствия прокурор был наделен властно-распорядительными полномочиями, позволяющими ему не просто осуществлять надзор, а, по сути, контролировать процессуальную деятельность этих органов. При этом прокурор мог сам выступать субъектом этой поднадзорной процессуальной деятельности, т.е. был наделен полномочиями по ее непосредственному осуществлению, в частности такими, как.

Рекомендуем прочесть:  Приказ О Приеме На Работу На Период Декретного Отпуска Образец

Прокурорский Надзор И Судебный Контроль За Исполнением Законов Органами Дознания На Стадии Возбуждения Уголовного Дела

В случае неосновательного отказа в возбуждении дела прокурор отменяет постановление следователя или органа дознания и возбуждает уголовное дело. В этом случае он может поручить производство следствия или дознания другому лицу с целью обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела (ст. 29 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).

Прокурор также обязан осуществлять надзор за соблюдением требований ст. 112 и 113 УПК с тем, чтобы по заявлениям и сообщениям о преступлении принимались обоснованные решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, не допускалось неосновательное возбуждение уголовного дела по правонарушениям, не представляющим значительной общественной опасности.

Судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль на стадии возбуждения уголовного дела: назначение и соотношение

В этом контексте обращают на себя внимание положения Федерального закона от 9 марта 2010 г. N 19-ФЗ, в соответствии с которыми допускается в рамках ч. ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ, определяющей порядок рассмотрения сообщений о преступлении, производство не только документальных проверок, ревизий, как это было ранее, но и исследований документов, предметов, трупов и, по необходимости, в данной ситуации, продлевать срок предварительной проверки до 30 суток — руководителем следственного органа или прокурором — в отношении дознания. Вместе с тем остается открытым, по нашему мнению, требующий законодательного решения вопрос, в частности, касающийся исследования документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.

В основе своей эта система многосубъектна, многоступенчата, что отмечают в своих публикациях многие известные ученые-процессуалисты <1>. Она характеризуется спецификой задач, решаемых в порядке прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля, а соответственно разнообразием процессуальных форм и методов их решения. Вместе с тем в законодательной и правоприменительной практике до сих пор не проведено четкого разграничения понятий «надзор» и «контроль», которые действительно весьма близки по своему смысловому значению, но все-таки не синонимы, они обладают определенными различиями.

Прокурорский Надзор И Судебный Контроль За Исполнением Законов Органами Дознания На Стадии Возбуждения Уголовного Дела

Прокурору могут быть обжалованы постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Установив необоснованность отказа в возбуждении уголовного дела, прокурор в течение сорока восьми часов своим постановлением отменяет постановление следователя или дознавателя и возбуждает уголовное дело при наличии для этого достаточных данных, указывающих на признаки преступлений.

Начальник следственного отдела и начальник органа дознания или его заместитель посредством издания организационно-распорядительного документа возлагает на иных должностных лиц следственного отдела и органа дознания с учетом степени их юридической подготовки обязанности по проведению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, при этом осуществляя контроль за их действиями.