Снип-Строительные Нормы И Правила 2022г

Идексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2022 №326/пр, с использованием данных ФАУ «Главгосэкспертиза России», органов исполнительной власти субъектов РФ за IV квартал 2022 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

ИИСС СМР и ПНР по объектам строительства, определяемые с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на I квартал 2022 года для Центрального федерального округа (ЦФО), Уральского федерального округа (УФО), Сибирского федерального округа (СФО),

Запланирована актуализация СП в области инженерных изысканий, строительства жилых, общественных и производственных зданий и сооружений, а также эксплуатации и утилизации (сноса) зданий, механической и пожарной безопасности. Всего планируется разработать 17 новых СП:

Опубликовано письмо Минстроя России №5747-ИФ/09 от 16.02.2022 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».

Ранее портал ЕРЗ.РФ рассказывал про изменения, внесенные в Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил (СП), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.07.2022 №624, согласно которым методическим сопровождением работ по подготовке СП займется ФАУ «ФЦС».

СНиП РФ 2022

Строительные нормы и правила (СНиП) — совокупность принятых органами исполнительной власти нормативных актов технического, экономического и правового характера, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности, а также инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Система нормативных документов в строительстве в СССР действовала наряду с системой стандартизации в строительстве, являющейся частью Государственной системы стандартизации, а также с системой стандартизации в рамках СЭВ. С 1995 года СНиПы являлись частным случаем технических регламентов. В 2010 году существующие СНиПы были признаны сводами правил(СП).

Своды правил (СП) — документы в области стандартизации, утверждённые федеральным органом исполнительной власти России или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», в которых содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и которые применяются на добровольной основе.

С момента вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» произошли большие изменения в системе нормативных документов в строительстве. По существу, создается новая система. Основные изменения связаны с такими видами документов, как СНиП и СП. Вид СНиП относится к старой системе, вид СП относится и к старой и к новой системе, так как в установленном Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ перечне видов документов по стандартизации СП указаны, а СНиП нет. Вид документов СП существовал и до Закона N 184-ФЗ. За прошедший период многие СНиП были актуализированы, по мере актуализации утверждались в качестве новых Сводов правил, некоторые СНиП отменялись, некоторые не отменялись, разрабатывались новые СП. Процесс продолжается и по сей день. Вместе с тем существуют старые СНиП и СП (и отмененные, и неотмененные), которых актуализация не коснулась.

Как быть с постройками, которые предусматривают выступающую крышу или навес? Расстояние до 0,5 метра обычно не принимают по внимание. Такой выступ не создает неудобств.

  1. На территории участка запрещено размещать баллоны с газом. В доме при отсутствии центрального обеспечения разрешается в единственном экземпляре объемом не более 12 л.
  2. В основной постройке в обязательном порядке устанавливается счетчик электроэнергии.
  3. Нормы предполагают наличие стока, чтобы избежать попадания дождевой воды на соседний участок.
  1. Постройка для автомобиля обязательно имеет отдельный вход. Даже если в гараж можно попасть через дверь в стене дома.
  2. Расстояние от забора до одного края дома — до 3-х метров, до гаражной пристройки — до 1 метра.
  3. Вход в автомобильную постройку должен быть не меньше 7 метров от входа в дом.
  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Заявление на регистрацию.
  3. Свидетельство о праве собственности.
  4. Технический и межевой планы участка.
  5. Кадастровый паспорт.
  6. Справку об отсутствии обременений.
  7. Разрешение от органов местного самоуправления и прочих служб.

Практика показала, что лучшая форма для дачного участка квадратная. Она максимально подходит для компактного и комфортного размещения строений даже при дефиците площади. Дополнительные сложности возникают с расположение объектов относительно забора или границ участка. Так же возникают трудности, как ни странно, с составлением плана и выбором проекта.

Если учитывать сан-защитную зону, то на расстоянии 15 метров от септика не должно быть колодцев, домов, скважин, кроме того, люди тоже не должны находиться в этом радиусе. Понятно, что соблюсти данные условия невозможно. Производители же многих септиков (в частности Топас, Тверь) в технических характеристиках разрешают устанавливать их в непосредственной близости к дому.

Так, согласно пункту 9.2.13.2 «Допускается применение естественных методов очистки сточных вод при благоприятных грунтовых условиях, низком уровне стояния грунтовых вод, надежности защиты подземных вод и водоисточников от загрязняющих веществ, удовлетворительных климатических условиях.»

Если в старой редакции про септик не было ни слова, то в пересмотренной появился следующий пункт:
6.3 На садовом земельном участке следует предусматривать устройство компостной ямы или ящика, а при отсутствии канализации — надворной уборной или септика не ближе 2 м до границ соседнего участка или до ограждения со стороны улицы.

Септики – это сооружения для очистки сточных вод малой производительности. Главная функция септика – это переработка нечистот и сточных жидкостей и превращение в очищенную прозрачную и безвредную воду.
Септики бывают разных видов. они отличаются мощностью, производительностью, способами очистки воды.

Также СНиП содержит правила по расстоянию до туалета: при отсутствии централизованной канализации расстояние от надворной уборной до стен соседнего дома необходимо принимать не менее 12 м, до источника водоснабжения (колодца или артезианской скважины) – от 30 до 50 метров.

Нормы строительства на дачном участке 2022

Соблюдение этих норм сделает проживание на участке комфортным, а выращивание садово-огородных культур — успешным. Все нормы и правила указаны в документе, приведенным выше, а в этой статье мы приведем базовую информацию, которая поможет начать строительство.

  1. Материнский капитал можно использовать только для строительства жилого дома для постоянного проживания.
  2. У будущего владельца обязательно должен быть документ, подтверждающий право собственности на земельный участок.
  3. Сам участок должен располагаться в жилой зоне, а будущий дом должен соответствовать норма и требованиям, принятым для объектов индивидуального жилищного строительства.
  1. Если погреб будет располагаться за пределами жилого дома, то он должен размещаться минимум в 12 метрах от выгребной ямы, уличного туалета или септика.
  2. От жилого дома до бани, или от туалета/выгребной ямы до колодца должно быть минимум 8 метров.
  3. Дом должен располагаться минимум в 12 метрах от любых хозяйственных построек.
  4. Погреб можно располагать и под домом, но его высота не должна превышать 2,2 метра.
  1. Название организации, куда подают уведомление.
  2. Базовые данные о застройщике или другом заявителе: его ФИО, паспортные данные, адрес прописки с индексом. Также можно указать адрес электронной почты для оперативной связи.
  3. Данные о земле, где будет проводиться строительство. Предоставляют кадастровый номер, адрес, информацию о праве пользования, назначение участка и документы, подтверждающие права собственности.
  4. Информацию о запланированном строительстве: какая недвижимость будет возводится и какие виды строительных работ запланированы.

Рисунок 1. Строительство на участке можно проводить в счет материнского капитала

В любом садовом некоммерческом товариществе (СНТ) предусмотрены четкие нормы и правила строительства построек и обустройства участков. Главным регулирующим документом считается СП 53. 13330. 2011. Соблюдение этих норм направлено на обеспечение пожарной и санитарно-гигиенической безопасности.

8.3.1 Для проектирования зданий учреждений стационарного и полустационарного социального обслуживания (хосписы, дома сестринского ухода, дома-интернаты и т. п.) и зданий, предназначенных для стационарного пребывания больных, в том числе инвалидов и других МГН (больницы и диспансеры различного уровня обслуживания и различного профиля – психиатрические, кардиологические, восстановительного лечения и др.), в задании на проектирование следует устанавливать дополнительные медико-технологические требования.

1.34а*. Нормы настоящего подраздела (п.п. 1.29, 1.31-1.34) не распространяются на существующие здания высотой до 28 м включительно, надстраиваемые одним (в том числе мансардным) этажом. При этом надстраиваемый этаж должен быть обеспечен аварийным выходом по 6.20 а), б) или в) СНиП 21-01-97.

«Изменение N 1 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО «ЦНИИПромзданий» (руководитель разработки — д-р техн. наук, проф. В. В. Гранев, руководитель темы — канд. архитектуры Д. К. Лейкина, ответственный исполнитель — канд. архитектуры Н.В. Дубинин; исполнители — Ю.Л. Кашулина, А.И. Хорунжая); ОАО «Академия коммунального хозяйства имени К.Д. Памфилова» (В.Н. Суворов).

8.3.2 Для пациентов и посетителей организаций, специализирующихся на лечении людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, следует выделять на стоянке транспортных средств временного хранения не менее 10 % машино-мест (но не менее одного места) для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.

7.4.2 В каждом отсеке подвального или цокольного этажа, выделенном противопожарными преградами, следует предусматривать не менее двух окон размерами не менее 0,9´1,2 м с приямками. Свободную площадь указанных окон необходимо принимать по расчету, но не менее 0,2 % площади пола этих помещений. Размеры приямка должны позволять осуществлять подачу огнетушащего вещества из пеногенератора и удаление дыма с помощью дымососа (расстояние от стены здания до границы приямка должно быть не менее 0,7 м).

Рекомендуем прочесть:  Порядок Предоставления Участка Под Строительство Газопровода

Общественные здания и сооружения

  • при организации уборки помещений с помощью поломоечных машин (автоматов) вместо ПУИ предусматривать помещение для хранения поломоечного оборудования из расчета не менее 3 м 2 на одну машину (автомат):
  • при организации мобильной службы клининга площадь ПУИ принимать не менее 2 м 2 на этаж;
  • при оборудовании мест хранения уборочного инвентаря в санузлах гостиничных номеров или санузлах административной части здания предусматривать ПУИ только для мест общего пользования.

7.7 Продолжительность инсоляции нормируется в помещениях образовательных организаций, организаций здравоохранения и социального обслуживания населения по таблице 5.59 с учетом пунктов 167, 168 СанПиН1.2.3685-21, а также на групповых площадках дошкольных организаций, объектов спорта и помещений физкультурно – оздоровительного назначения, зоны отдыха общеобразовательных школ и школ-интернатов, зоны отдыха лечебно-профилактических организаций – по таблице 5.60 СанПиН1.2.3685-21.

  • конференц – зал;
  • обеденный зал столовых с производственными помещениями при них (при конференц-залах с числом мест до 400 и обеденных залах столовых с числом мест до 160 при размещении их в общем объеме здания отдельные ветви допускается не предусматривать);
  • зрительный зал, включая эстраду;
  • сцена (универсальная эстрада);
  • вестибюль, фойе, кулуары;
  • танцевальный зал;
  • малые залы в зданиях театров, клубов, включая сцену;
  • библиотеки с фондом 200 тыс. единиц хранения и более (для читальных, лекционных залов и хранилищ);
  • предприятия розничной торговли (для разгрузочных помещений и торговых залов площадью 400 м 2 и более);
  • жилые помещения в составе общественных зданий.

В помещениях общественных зданий допускается в нерабочее время снижение показателей микроклимата при условии обеспечения требуемых параметров к началу рабочего времени. В нерабочее время возможно поддержание температурного режима ниже нормы, но не ниже 12°С.

5.11 Число подъемов в одном марше между площадками (за исключением криволинейных лестниц) должно быть не менее 3 и не более 16. В одномаршевых лестницах, а также в одном марше двух- и трехмаршевых лестниц в пределах первого этажа допускается не более 18 подъемов.

22. СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы». Разделы 5 (за исключением пунктов 5.2, 5.4, 5.5, примечания к таблице 5.1, пунктов 5.9, 5.13 — 5.16, 5.21, таблицы 5.3, абзацев первого и второго пункта 5.25, пункта 5.26, абзаца второго пункта 5.27, абзаца третьего пункта 5.29, пункта 5.31, абзаца первого пункта 5.32, абзаца второго пункта 5.43, абзацев второго и примечания пункта 5.44, пункта 5.48, абзаца первого пункта 5.49, пункта 5.50, абзаца второго пункта 5.52, пункта 5.54, абзаца второго пункта 5.58, пунктов 5.60, 5.61, 5.63, абзаца пятого пункта 5.64, абзацев первого и второго пункта 5.67, пунктов 5.69, 5.71, абзаца второго пункта 5.76, пунктов 5.77, 5.78, 5.81, 5.82, абзаца первого пункта 5.83, пунктов 5.84, 5.87, 5.89, абзацев второго и третьего пункта 5.90, пунктов 5.96, 5.97), 6 (за исключением пунктов 6.4, 6.6, последнего абзаца подпункта «а» пункта 6.12, пунктов 6.19, 6.20, примечания пункта 6.22, пунктов 6.24, 6.26, абзацев второго — четвертого пункта 6.27, последнего абзаца пункта 6.28, абзаца шестого пункта 6.30, пункта 6.31, абзаца второго и формул 6.34, 6.35 пункта 6.32), 7 (пункты 7.1 — 7.3, 7.5, 7.6, 7.8, 7.12 — 7.14, 7.19 (за исключением абзаца второго и таблицы 7.4), 7.20, 7.21, 7.22 (за исключением абзацев третьего и четвертого), 7.25 — 7.30, 7.32, 7.37 — 7.41, 7.44 — 7.47, 7.118 — 7.121, 7.123, 7.125 — 7.127, 7.130, 7.132, 7.136, 7.137, 7.139, 7.141, 7.145 — 7.150, 7.152 — 7.154, 7.166, 7.171 — 7.173, 7.175, 7.179, 7.180, 7.182 — 7.185), 8 (пункты 8.1 — 8.4, 8.6, 8.8 — 8.15, 8.17 — 8.19, 8.111, 8.113, 8.116 — 8.118, 8.121, 8.123, 8.125 — 8.127, 8.129, 8.132, 8.134, 8.136, 8.160, 8.161, 8.164 — 8.166, 8.168, 8.170, 8.173, 8.176 — 8.178, 8.183, 8.187, 8.188), 9 (пункты 9.2, 9.5, 9.12, 9.14, 9.37, 9.38, 9.40, 9.41, 9.43, 9.44, 9.46, 9.47), 10 (пункты 10.3, 10.5, 10.44, 10.47, 10.49, 10.51 — 10.54, 10.56, 10.57, 10.59, 10.61 — 10.64, 10.66 — 10.68, 10.72 — 10.75, 10.77 — 10.79, 10.81, 10.82, 10.84 — 10.87), 11 (пункты 11.23 — 11.25), приложения Г (за исключением пунктов Г.2, Г.7, Г.8), Е (за исключением пункта Е.1), Ж (за исключением пункта Ж.1), К, М, Н, П (за исключением пунктов П. 6, П. 7), Р, У, Ф, Х (за исключением пункта Х.2), Ц, Ш (за исключением пунктов Ш.2, Ш.9, Ш.11), приложения 1 (за исключением пункта 1.1), 2 (за исключением пункта 2.1), 3, 4, 5 (за исключением пункта 5.1).

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 29, ст. 4661).

69. СП 256.1325800.2022 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа». Раздел 10 (пункт 10.13), приложение В (за исключением позиций таблицы В.1 с классами функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.4, Ф2.1, Ф2.2, Ф3.1 — Ф3.7, Ф4.2, Ф4.3, Ф5.2, разделов В.4, В.5).

58. СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения». Разделы 4 (пункты 4.5 (за исключением абзацев первого, третьего и шестого), 4.6, 4.10, 4.11 (за исключением предпоследнего и последнего абзацев), 4.12, 4.14, 4.17 (абзац первый), 4.18 (абзацы первый — четвертый), 4.22 (абзац второй), 4.23 (абзацы первый и второй), 4.24 (абзацы второй и третий), 4.25 (за исключением абзацев второго и пятого)), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.5 (абзац второй), 5.6, 5.9 (абзац первый), 5.10, 5.12 (предложение второе), 5.13, 5.21 (абзац первый), 5.22, 5.40, 5.41 (абзацы первый — третий и пятый), 5.42 (за исключением второго предложения абзаца второго, абзаца третьего), 5.44, 5.45), 6 (пункты 6.5 (за исключением абзаца первого), 6.6 (абзац первый), 6.8, 6.11 (абзацы первый и второй), 6.17 — 6.19, 6.21, 6.29 (абзац второй), 6.31, 6.32, 6.37, 6.38 (за исключением абзаца второго), 6.40, 6.41 (за исключением абзаца второго), 6.42, 6.43, 6.46, 6.48, 6.54 (за исключением абзаца второго), 6.64, 6.72, 6.81, 6.82 (за исключением абзаца первого), 6.91, 6.93, 6.94), 7 (пункты 7.2 (абзац первый), 7.5, 7.13 — 7.17, 7.18 (за исключением абзаца первого), 7.19 — 7.22, 7.25 — 7.27, 7.35, 7.37 (за исключением абзаца четвертого), 7.39, 7.41 — 7.43, 7.46 — 7.48), 8 (пункты 8.1, 8.2 (за исключением абзацев первого и пятого), 8.3 (за исключением абзаца второго), 8.4, 8.6, 8.7, 8.9 (абзац первый), 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24, 8.26, 8.28, 8.29 (за исключением абзаца второго), 8.30 (абзацы пятый и шестой), 8.32, 8.34), 9 (пункты 9.3 — 9.5).

46. СП 90.13330.2012 «СНиП II-58-75 Электростанции тепловые». Разделы 6 (пункты 6.9 — 6.11, 6.14), 7 (пункты 7.1.5, 7.1.8, 7.1.10, 7.1.12, 7.1.13, 7.2.3, 7.2.5 (за исключением абзаца второго), 7.2.6, 7.2.7, 7.2.12 (за исключением третьего предложения), 7.3.4 — 7.3.6, 7.3.10, 7.3.11), 9 (пункты 9.1.7, 9.1.16, 9.1.17, 9.1.23 (за исключением третьего предложения), 9.2.3 (за исключением второго предложения абзаца второго), 9.2.5, 9.2.6 (за исключением второго и третьего предложений), 9.2.7 — 9.2.10, 9.2.13, 9.2.16 — 9.2.20, 9.4.2, 9.4.3, 9.4.6, 9.4.7, 9.4.14, 9.4.20, 9.5.6, 9.5.7, 9.5.9, 9.5.11, 9.5.13 — 9.5.15, 9.6.4), 10 (пункты 10.1.37 — 10.1.44, 10.1.46, 10.1.48, 10.1.49, 10.1.51 — 10.1.57, 10.1.60 — 10.1.65, 10.1.67, 10.1.69, 10.1.71 — 10.1.76, 10.1.78, 10.2.1.4, 10.2.1.6 — 10.2.1.8, 10.2.1.10 — 10.2.1.12, 10.2.1.14, 10.2.1.15, 10.3.4 (абзац второй), 10.3.5), 12 (пункты 12.5.2.1, 12.5.2.9, 12.5.3.1).

В соответствии с пунктом 3 Порядка разработки, утверждения, изменения и отмены сводов правил, актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил в сфере строительства в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 августа 2022 г. N 536/пр, приказываю:

6.6. При сосредоточенных нагрузках на пол с нежестким подстилающим слоем менее 5 кН (500 кгс) и на пол с бетонным подстилающим слоем менее 10 кН (1000 кгс) толщина указанных слоев должна быть не менее приведенной в п. 6.4. Для бетонного подстилающего слоя в этом случае следует применять бетон класса В7,5.

В случаях, когда по расчету напряжение растяжения в подстилающем слое толщиной 100 мм из бетона класса В22,5 получается меньше расчетного, следует применять бетон более низкого класса (но не ниже В7,5) исходя из обеспечения несущей способности подстилающего слоя.

6.3. В полах, которые в процессе эксплуатации могут подвергаться воздействиям агрессивных жидкостей, веществ животного происхождения и органических растворителей любой интенсивности либо воды, нейтральных растворов, масел и эмульсий из них средней и большой интенсивности следует применять бетонный подстилающий слой.

Рекомендуем прочесть:  Заявление В Суд Об Установлении Отцовства После Смерти Отца Образец

6.7. В бетонных подстилающих слоях полов помещений, при эксплуатации которых возможны резкие перепады температур, необходимо предусматривать устройство деформационных швов, располагаемых между собой во взаимно перпендикулярных направлениях на расстоянии 8-12 м.

5.8. Сборные стяжки из древесно-стружечных, цементно-стружечных и гипсоволокнистых плит, из прокатных гипсобетонных панелей на основе гипсоцементно-пуццоланового вяжущего, а также стяжки из поризованных цементных растворов следует применять согласно альбомам типовых деталей и рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

В какой-то степени это решение Верховного суда РФ спутало все карты. Дело в том, что Верховный суд РФ, констатировав, что обжалованные административным истцом пункт 3.16 и Табл. 4 Строительных норм и правил СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» не входят в перечень положений сводов правил, обязательных для применения, всё же сделал вывод … об обязательности данных положений СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», поскольку в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» существует правовая норма, которая напрямую ставит наличие у здания статуса самовольной постройки в зависимость от соблюдения минимальных расстояний до объектов газоснабжения, установленных строительными нормами и правилами. Таким образом, возникла ситуация, когда конкретный свод правил, об обязательности применения которого шёл спор, с одной стороны, к числу обязательных сводов правил не относился, с другой стороны, существовал другой нормативный правовой акт, который напрямую предусматривал обязательность сводов правил в рамках рассматриваемых правоотношений.

Таким образом, Верховный суд РФ расценил СП как документ иного рода, нежели нормативный правовый акт. По мнению Верховного суда РФ, отсутствие у СП и СНиП признаков нормативного правового акта отнюдь не свидетельствует о том, что СП и СНиП не носят обязательного характера. К этому решению Верховного суда РФ мы ещё вернёмся.

Важно отметить, что данным постановлением Правительства РФ к числу обязательных для применения были отнесены некоторые разделы наиболее часто применяемого в сфере земельных отношений СП 42.13330.2022 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Как известно, темы для написания статей приходят по мере наработки практического опыта. Поводом к написанию настоящей статьи послужила защита прав и законных интересов моего клиента по межевому спору в СНТ, в ходе которого попутно «всплыл» вопрос о допустимой высоте ограждений по границам земельных участков в садовых товариществах. Пришлось проштудировать СНиП 30-02-97, пункт 6.2 которого гласит о том, что ограждения по границам садовых участков должны быть сетчатыми или решетчатами высотой не более 1,5 метра. Юрист, представлявший интересы противоположной стороны, с которой в конечном итоге получилось прийти к мировому соглашению, внезапно заявил мне, что нормы СП и СНиП носят рекомендательный характер, что якобы подтверждается судебной практикой. Следует признать, что по этой части в моих знаниях действительно присутствовал некоторый пробел, с целью восполнения которого я принялся собирать материал для этой статьи.

Данная точка зрения является устаревшой. Она была «опрокинута» в связи с вынесением Верховным судом РФ решения от 27.05.2022 № АКПИ15-360, которым заявителю было отказано в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 3.16 и Табл. 4 Строительных норм и правил СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы».

Изучение регламентов строительства многоквартирного дома заслуживает отдельной публикации, которая будет подготовлена позже. Загородный дом с хозяйственными постройками

Вернемся к СНиП 30-02-97 с изменениями от 12 марта 2001 года. Там содержатся определенные нормы строительства забора. Между соседями участки должны иметь прозрачные ограждения, решетчатые или сетчатые. Делается это с одной-единственной целью – не допустить затенения участка.

Всегда необходимо помнить, что постройки, которые находятся слишком близко друг к другу, чаще страдают от пожаров. Необходимо делать достаточный отступ, чтобы обезопасить здания. Также необходимо помнить, что пожарные в случае чрезвычайного происшествия должны иметь открытый доступ к очагу возгорания.

Какой следует делать высоту ограды? Нормы строительства гласят, что забор не должен превышать 150 сантиметров. Конечно, соседи могут устно договориться о другой высоте. Но лучше закрепить соглашение письменным договором. Он будет иметь юридическую силу при любых обстоятельствах. Даже если дело дойдет до суда.

Делая маленькое резюме, можно заключить, что ничего нельзя возводить вплотную к изгороди. Если только это не оговорено с владельцем смежного участка. Также стоит помнить о параметрах для установки заборов по периметру частной территории:

  • высота забора, который примыкает к улице, не регламентирована. Только вам решать, насколько она будет возвышаться;
  • изгородь на меже с другим участком из непрозрачных материалов должна быть до 75 сантиметров. Выше можно использовать лишь прозрачные конструкции;
  • если между соседями найдено взаимопонимание, тогда высота глухого забора может стать любой. Но подобные договоренности лучше зафиксировать письменно.

Прозрачный сетчатый забор между участками

Основные санкции за нарушение правил пожарной безопасности изложены в Постановлении Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года. В 2022 году в него были внесены изменения, которые касаются безопасности на территории промышленных предприятий и ответственности за их нарушение.

  • физическое лицо – от 10 до 15 тысяч рублей;
  • ИП или должностное лицо – от 6 до 50 тысяч рублей;
  • юридическое лицо – от 15 тысяч до 1 миллиона рублей.

Как правило, иски о нарушении противопожарного расстояния не имеют досудебного урегулирования и рассматриваются только в судебном порядке. Выявлением нарушений подобного рода, занята судебная экспертиза – землеустроительная, техническая, строительно-техническая.

  1. Дистанция противопожарного разрыва зависит от степени огнестойкости строений. Если здание кирпичное и стена глухая, расстояние можно уменьшить до 6 метров.
  2. Между зданиями, построенными из материалов 5 степени огнестойкости, – расстояние не менее 15 метров. При самовольном уменьшении разрыва могут последовать карательные санкции в виде лишения права на строительство и демонтаж уже построенного.
  3. Обеспечить необходимый проезд к дому для спецтехники. Ширина подъездного пути не менее 6 метров, при этом сюда можно включить тротуары и бордюрные ограждения.

Расстоянием между зданиями – это дистанция между фасадами или выступающими частями наружных стен. Если стена глухая допустимо уменьшение противопожарного разрыва на 20 %. В районах с повышенной сейсмической опасностью расстояние увеличивают на 20 %. Для конструкций, построенных каркасно-щитовым способом, дистанцию увеличивают на 20 %.

Очень полезной для частного сектора является теплица, благодаря которой имеется возможность выращивать овощи и зелень. И всегда иметь на столе экологически чистые, полезные продукты питания, выращенные своими руками. С одной стороны, кажется, что теплицу можно ставить, где угодно, но это не так. Между ней и жилым строением следует оставить расстояние 12 метров.

Теперь мы приблизились к принятию главного решения – о начале строительства собственного загородного дома. План территории для строительства

Исходя из этих данных, можно рассчитать необходимое расстояние от забора до дома:

  1. между домами 1 и 2 степени огнестойкости (бетон, кирпич, пенобетон, песчаник) должно быть от 6 метров;
  2. если хотя бы один из домов относится к 3 степени огнестойкости (металлический или бетонный каркас с защищенными от огня перекрытиями и стенами), тогда отступ между ними от 8 метров;
  3. в случае строительства деревянного дома или при наличии такового на участке соседа, расстояние между ними должно быть не менее 15 метров. Подобные сооружения очень пожароопасны. Аналогичные требования к расположению бань. Это именно те здания, которые нельзя ставить близко к чему-либо, особенно горючему.

Проектирование в соответствии с номами и правилами

Вернемся к СНиП 30-02-97 с изменениями от 12 марта 2001 года. Там содержатся определенные нормы строительства забора. Между соседями участки должны иметь прозрачные ограждения, решетчатые или сетчатые. Делается это с одной-единственной целью – не допустить затенения участка.

Именно поэтому ответственные застройщики создают целые отделы технической инспекции, которые совместно с техническими надзорами Заказчика осуществляют контроль как за самим строительством дома, так и за соблюдением норм строительства – будь то многоквартирный дом или ИЖС.

«Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 365, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 365. является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

Из одних положений письма № 21606-АБ/08 от 13.07.2022г. косвенно следует, что СНиП, включенные в приложение №1 к письму № 9 от 19 июня 2022г., не действуют, из других: разрешается применять вышеупомянутые СНиП, в части не противоречащей положениям стандартов Перечня №1521 и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений ФЗ № 384.

Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень № 1521, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2022 г. № 365 (далее — Перечень № 365).

Рекомендуем прочесть:  Статус знака мастер связи

В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, в части, не противоречащей требованиям нормативно-технических документов, включенных в Перечень №1521, и нормамФедерального закона №384-ФЗ». Конец цитаты.

19. Часть II Строительных норм и правил устанавливает лишь основные, важнейшие нормативы и требования по строительному проектированию и не содержит технических указаний узко специального характера или второстепенного значения, которые могут быть даны в технических условиях, разрабатываемых на основе Строительных норм и правил.

10. Нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий, основанные на передовом опыте проектирования, содержат указания о необходимости приближения вновьстроя-щихся предприятий к источникам сырья, топлива и районам потребления, а также о необходимости кооперирования с другими предприятиями строительства электростанций, водопроводов, канализации, дорог, мостов и других коммунальных сооружений, жилых поселков и культурно-бытовых учреждений. Нормы проектирования генеральных планов промышленных предприятий содержат необходимые указания по размещению зданий и сооружений, по проектированию транспортных путей и проездов, по благоустройству территории предприятий, а также поразмещениюинженерныхкоммуникаций.

14. Новые нормы проектирования жилых зданий (жилых домов квартирного типа, общежитий и гостиниц) разработаны на основе передового опыта жилищного строительства за последние годы. В этих нормах впервые вводится классификация зданий, устанавливаются размеры жилой площади в квартирах разных типов, а также характер и размеры встроенного оборудования (хозяйственные кладовые, встроенные шкафы и пр.). Нормы содержат важнейшие санитарные требования, предъявляемые к жилым зданиям, обеспечивающие необходимые удобства для населения: запрещение северной ориентации окон жилых комнат в районах с холодным и умеренным климатом и западной ориентации в районах с жарким климатом; высоты этажей, дифференцированные в соответствии с климатическими условиями; требования к освещенности и воздухообмену. Повышены требования к огнестойкости конструкций.

Нормы проектирования зданий и сооружений, не предусмотренные II частью Строительных норм и правил, надлежит разрабатывать с учетом основных положений Строительных норм и правил в части классификации, применения модульной системы, требований к огнестойкости и долговечности конструкций и т. д.

18. Нормы проектирования автомобильных дорог разработаны с учетом требований, предъявляемых к этим дорогам перспективами развития советского автотранспорта и возрастающей интенсивностью и грузонапряженностью автомобильного движения. При составлении этих норм предусмотрены увеличение долговечности дорог и улучшение качества покрытий.

4.1. Организации-разработчики (при наличии нескольких исполнителей — ведущие организации-разработчики) нормативных документов и органы, утвердившие их, должны систематически, не реже одного раза в 5 лет, проверять действующие документы для определения их научно-технического уровня и при необходимости разрабатывать предложения по их обновлению.

6.2. Выборочный контроль за соблюдением требований нормативных документов осуществляют Госстрой СССР, министерства и ведомства, госстрои союзных республик в соответствии с ежегодно утверждаемым Госстроем СССР планом и планами, утверждаемыми министерствами (ведомствами) , госстроями союзных республик.

В случае несоблюдения указанных требований проекты нормативных документов возвращаются на доработку и по представлению органа, утверждающего нормативный документ, министерства (ведомства) , в ведении которых находятся организации-разработчики проекта нормативного документа, решают в установленном порядке вопрос о лишении этих организаций премий и о применении к виновным других мер воздействия.

6.3. Госстрой СССР производит проверки организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, министерства и ведомства — проверки подведомственных организаций (по поручению Госстроя СССР — независимо от ведомственной подчиненности) , госстрои союзных республик — проверки подведомственных организаций и организаций министерств и ведомств союзной республики.

2.2.4. Общесоюзные нормативные документы, разрабатываемые министерствами и ведомствами СССР и общественными организациями в соответствии с предоставленными им правами и связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством, утверждаются ими совместно с Госстроем СССР или по согласованию с ним.

Основным нормативным документом по пожарной безопасности является СНиП 21-0197* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Разработан Государственным Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом комплексных проблем строительных конструкций и сооружений им. В.А. Кучеренко (ЦНИИСК им. Кучеренко), Центром противопожарных исследований и тепловой защиты в строительстве ЦНИИСК (АО «ЦПИТЗС ЦНИИСК»), Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом промышленных зданий и сооружений (АО «ЦНИИпромзданий») и Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) при участии территориальных органов Государственного пожарного надзора МВД России.
Принят и введен в действие с 1 января 1998 г. Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7 4 взамен СНиП 2.01.02-85*. В СНиП 21-01-97* внесено Изменение № 1, принятое постановлением Госстроя России от 03.06.1999 № 41 и введенное в действие с 1 июля 1999 г.

Строительные нормы и правила (СНиП) — совокупность принятых органами исполнительной власти нормативных актов технического, экономического и правового характера, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности, а также инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Система нормативных документов в строительстве в СССР действовала наряду с системой стандартизации в строительстве, являющейся частью Государственной системы стандартизации, а также с системой стандартизации в рамках СЭВ. С 1995 г. СНиПы являлись частным случаем технических регламентов. В 2010 г. существующие СНиПы были признаны сводами правил. В период до принятия СНиПов были разработаны и действовали:
— ОСТ 90015-39 Противопожарные общесоюзные нормы строительного проектирования промышленных предприятий. Дата окончания действия — 31 января 1951 г.;
— НСП 102-51 Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест. Утверждены Госстроем СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства). Дата окончания действия — 1 января 1955 г.;
— Н 102-54 Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест. Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 4 ноября 1954 г. по поручению Совета Министров СССР. Срок введения в действие — 1 января 1955 г.;
Н 102-54 были заменены с 1 июля 1963 г. на СНиП II-А.5-62. «Противопожарные требования. Основные положения проектирования». Принимаемые в СССР СНиПы, не были сугубо техническими нормами и правилами, а содержали также и правовые нормы. Так, например, СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 28.06.1985 № 103 и введённые в действие 15 июля 1985 г., определяют права, обязанности и ответственность главного инженера и главного архитектора проекта.

СНиПы классифицируют по видам нормирования. Обычно принимается следующая классификация:
— организация, управление, экономика;
— нормы проектирования (безопасность, конструкции, инженерные сети и системы, транспорт, гидротехнические сооружения, градостроительство);
— организация, производство и приёмка работ;
— сметные нормы;
— нормы затрат материальных ресурсов и рабочей силы.

8.11 В общежитиях, где количество установленных светильников составляет 300 и более, части которых подлежат чистке, обслуживанию или замене при эксплуатации, следует предусматривать технические помещения для их обслуживания и временного складирования в контейнерах отработавших трубчатых люминесцентных ламп (при их наличии) — из расчета 6 м 2 на каждые 300 светильников.

10.4 Проектирование общежитий с классами энергосбережения D, Е не допускается. Классы А, В, С устанавливают для вновь возводимых и реконструируемых зданий при разработке проектной документации. При эксплуатации класс энергосбережения здания должен быть уточнен в ходе энергетического обследования. Если он оказывается ниже класса С, должны быть разработаны мероприятия по его повышению.

8.14 На территориях земельных участков и в общежитиях следует предусматривать систему световых или освещенных указателей входа, направлений движения, указателей пожарных гидрантов, путей эвакуации, адреса на фасаде и пр. в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026, ГОСТ Р 12.2.143 и СП 52.13330.

6.1.12 По заданию на проектирование в зависимости от типа общежития (см. 4.1), его вместимости, а также наличия вблизи общежития соответствующих предприятий общественного обслуживания в здании предусматривают общественные помещения, в том числе для спортивных занятий, отдыха и культурно-массового назначения, предприятия питания, бытового обслуживания.

6.1.28 Оборудование санитарно-гигиенических помещений в жилых ячейках общежитий следует проектировать из расчета один душ или ванна, один умывальник и один унитаз не более чем на шесть человек. В жилых ячейках с двумя жилыми комнатами санитарный узел должен быть раздельным.

Проектирование, строительство и нормоконтроль 2022: рассматриваем актуальные изменения

В любой области нормативные базы со временем меняются. Проектирование и строительство – не исключение. Необходимо принимать во внимание актуальные своды правил (СП), строительные нормы и правила (СНиП), государственные стандарты (ГОСТ). Предлагаем ознакомиться с изменениями, которые произошли в строительстве в 2022 году.

  • общие положения касательно состава разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов;
  • состав разделов проектных документов на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к ним;
  • состав разделов проектных документов на линейные объекты капитального строительства и требования к ним.
  • проверяемая документация соответствовала нормам российского законодательства;
  • осуществлялась взаимосвязь между проектными решениями и рабочими чертежами, графиками;
  • было наличие всей документации (проектной и рабочей), которая передается заказчику;
  • осуществлялся контроль за правильностью оформления, хранения, учета документации, а также правильного внесения в нее поправок;
  • осуществлялась проверка соответствия документов, выпускаемых в электронной и бумажной формах.