Субъекты И Объекты Административных Правоотношений

Субъекты И Объекты Административных Правоотношений

Коллективные субъекты административно-правовых отношений — это, как правило, наделенные каким-либо административно-правовым статусом юридические лица, в том числе и различные государственные органы. Высказываемое в литературе мнение о том, что субъектом административного права может выступать структурное подразделение юридического лица (цех, отделение связи, факультет), трудовой коллектив, на наш взгляд, действительности не соответствует, поскольку в правоотношении может участвовать только конкретный индивидуально определенный субъект, каковым трудовой коллектив, например, не является. Между тем, им является коллектив людей, имеющий конкретный административно-правовой статус, например, общественная организация, образованная в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и не прошедшая государственной регистрации. Это специфический, исключительный субъект административных правоотношений, спектр которых, кстати, также очень узок. Наличие подобных субъектов правоотношений, а также то обстоятельство, что понятие "юридическое лицо" является гражданско-правовым, относится к субъектам частного права, не может препятствовать тому, чтобы субъекты административного, публичного права определялись на основе четких юридических конструкций, а не теоретических соображений. Термин "юридическое лицо" универсален и четко отражает состав значительной части коллективных субъектов административных правоотношений. Другое дело, что, вступая в них, юридические лица становятся органами исполнительной власти, некоммерческими организациями, казенными заводами, бюджетными учреждениями, т.е. всякий раз приобретают специальный административно-правовой статус. Однако и в части административно-правовых отношений юридические лица выступают в собственном качестве, независимо от административно-правового статуса. Классический пример: нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Необходимо отметить, что понятия "субъект управления", "субъект административного права" и "субъект административного правоотношения" не идентичны. Субъект административного права определяется нормами права в общем виде как некоторая категория лиц, отвечающим требования гипотезы нормы, в то время как субъект правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права в течение продолжительного времени может вовсе не быть участником административных правоотношений. Таким образом, субъект административного правоотношения — это субъект административного права, вступивший в конкретные правоотношения.

Субъекты И Объекты Административных Правоотношений

В правовых нормах субъектом административного права называет­ся лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определеляются общим ( родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и него­сударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управ­ления).

Действия — результаты активного волеизъявления участника пра­воотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объ­единений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дис­циплинарные проступки.

Рекомендуем прочесть:  Можно Ли Восстановить Утерянные Проездной

Объекты и субъекты административно-правовых отношений

Таким образом, с точки зрения содержания, активности, о которых идет речь, представляют собой постоянную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов. Если какая-то сторона отношений обладает правомочием, то другая становится обязанной. В свою очередь, в административно-правовых нормах содержатся формулировки, предполагающие ответственность за невыполнение соответствующих предписаний участниками взаимодействия. Перед кем она может возникать?

Административно-правовые отношения, субъекты правоотношений возникают при следующей совокупности условий. Данный перечень не исчерпывающий, но он представляет собой базовый спектр факторов, актуальность которых фиксируется в среде современных российских юристов. Во-первых, должны быть в действии административно-правовые нормы, предписывающие субъектам правоотношений соответствующие правила поведения, обязательства. Во-вторых, предполагается, что участники отношений обладают признанной правоспособностью. В-третьих, должны быть основания для возникновения соответствующего типа взаимодействия субъектов.

Субъекты и объекты административных правоотношений

Субъект— это участник (сторона) правоотношения в сфере ис­полнительной власти, наделенный соответствующими государствен­но-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых от­ношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодатель­ством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмот­рении административных дел) и общественные объединения при ре­ализации своих внешних управленческих функций (например, проф­союзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

она действовать не может. Например, норма, устанавливающая ответственность за мелкое хулиганство, предусмотренное ст. 158 Кодекса об Административных правонарушениях, действует только вместе с нормой, в которой связано, что к административной ответственность привлекаются лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста, согласно ст. 13 КоАП РФ; а также нормами, определяющими, кто рассматривает такие дела, обязывающими составить протокол о проступке и многими другими.

Административное право субъекты и объекты

Под правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой. Административные правоотношения следует рассматривать как социально-управленческие отношения, складывающиеся на основе норм административного права, по поводу реализации исполнительной власти, одним из участников которых, как правило, является субъект, наделенный государственно-властными полномочиями.

Субъекты — это физические и юридические лица, которые в соответствии с установленным административного законодательства и административно-правовых норм наделены определенным объемом и обязанностей вязки в сфере административно-правового регулирования управленческих отношений, а также реализуют функции исполнительной властей.

Рекомендуем прочесть:  Ответственность Родителей За Ненадлежащий Присмотр За Детьми На Улице

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Правоотношения могут быть разного типа. Например, отношения бывают односторонние, двухсторонние, трехсторонние. Примером двухсторонних отношений являются правоотношения работодателя и работника: право работодателя требовать выполнение работы соответствует обязанность работника ее выполнить, право работника на зарплату соответствует обязанности работодателя заплатить ее. В правоотношениях участвует две стороны, каждая из которых обладает и правами и обязанностями. Односторонние правоотношения возникают, например, при договоре дарения — два субъекта, но одно право (получить даримое имущество) и одна обязанность (передать имущество).

Правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, но не все они одновременно дееспособны. И напротив, все дееспособные люди являются правоспособными. Следовательно, правоспособность — понятие более широкое, чем дееспособность, т.к. распространяется на более широкий круг лиц.

Субъекты и объекты административных правоотношений

= по форме своего проявления: — положительные — их наличие влияет на возникновение правоотношения; — отрицательные — их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения и др. Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов.

= отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан, по делам об административных правонарушениях). Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров;

Субъекты И Объекты Административных Правоотношений

При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.

Административно-правовые отношения

Наряду с общими признаками, характерными для всех видов правоотношений, административные правоотношения имеют и свои особенности. Однако вопрос об этих особенностях в научной литературе всегда имел дискуссионный характер и в период перехода от плановой экономики к рыночным отношениям приобрел еще большую актуальность.

Реординационными отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т. е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления).

Субъекты И Объекты Административных Правоотношений

Правопреемство бывает двух видов: универсальное (общее) и сингулярное (частное). При общем правопреемстве правопреемник в результате одного юридического акта занимает место правопред-шественника во всех правоотношениях (за исключением тех, в которых правопреемство недопустимо). Например, при слиянии юридических лиц права и обязанности в полном объеме переходят к вновь возникшему юридическому лицу; при принятии наследства наследники становятся участниками тех правоотношений, в которых участвовал наследодатель; акционерное общество, создаваемое в соответствии с законодательством о приватизации, приобретает все имущественные права и обязанности государственного или муниципального предприятия, на базе которого оно создано.

Рекомендуем прочесть:  Транспорт Был Продан До Наложения Ареста

По сути она представляет собой право общего типа, обеспеченное государством материальными и юридическими гарантиями. Наделение субъекта правосубъектностью есть следствие существования длящейся связи субъекта и государства. Именно в силу наличия такой связи на всякое правосубъектное лицо возлагаются обязанности принципиального характера — соблюдать требования законодательства, добросовестно осуществлять субъективные гражданские права.

Субъекты И Объекты Административных Правоотношений

Однако тот орган, на долю которого приходится финансовая дееспособность Российской Федерации или ее субъекта, не яв­ляется одновременно деликтйспособным. Деликтоспособностью в финансовых правоотношениях с участием государства облада­ет только государство в целом или субъект РФ. К примеру, как уже отмечалось, Российская Федерация в целом, являясь субъ­ектом финансового права, выступает в отношениях по поводу государственного кредита в лице Правительства РФ. Однако нести ответственность по долговым обязательства Российской Федерации способно не Правительство РФ, а Российская Феде­рация в целом, что прямо следует из смысла п. 2 ст. 97 БК РФ. Точно так же ответственность за излишнее взыскание налогов и сборов несет не Министерство РФ по налогам и сборам и Госу­дарственный таможенный комитет РФ, на которые непосредст­венно возлагается взыскание налогов, а Российская Федерация и ее субъекты своей казной. При этом, конечно, они выступают в лице тех органов, которые являются казны РФ

Таким образом, финансовое правоотношение есть обществен­ное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являю — щееся в сущности экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и вы­ражающим публичные интересы.

Субъекты и объекты административных правоотношений

a) Государственные организации: Органы государственной власти (государственного управления); Государственные предприятия, учреждения и их объединения; Структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. б) Негосударственные организации: = Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); = Трудовые коллективы; = Коммерческие структуры; = Органы местного самоуправления.

б) Административная дееспособность — это практическая способность лица собственными действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность — способность лица нести административную ответственность за нарушение требований административно-правовых норм.