По Делам По Которым Производство Предварительного Следствия Необязательно Органы Дознания Вправе:

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно

Эти различия не имеют достаточных оснований. Лишение потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика права на ознакомление с материалами дела после окончания дознания противоречит общему правилу о равенстве прав участ­ников процесса, которое должно иметь место при любой форме расследования. Лишение лица, производящего дознание, права не согласиться с указаниями прокурора по основным вопросам на­правления расследования противоречит принципу оценки доказа­тельств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК), которым долж­но руководствоваться и лицо, проводящее дознание.

К расследуемым в форме дознания относятся дела о преступ­лениях, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК. По некоторым пере­численным в этой статье преступлениям возможны в соответствии со ст. 414 протокольная форма досудебной подготовки материа­лов* или производство в порядке частного обвинения.**

Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно

Под иными данными следует понимать сведения, полученные с помощью технических средств, в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности". К иным данным также можно отнести показания свидетелей и потерпевших, не являющихся очевидцами, о сходстве подозреваемого по приметам с разыскиваемым преступником и т. п. В то же время закон связывает допустимость задержания по иным данным с наличием определенных условий (покушением на побег, отсутствием постоянного места жительства, неустановлением личности подозреваемого). Кроме того, мотивами задержания могут быть опасения, что подозреваемый, в случае оставления на свободе, будет продолжать преступные действия или скроется от дознания либо предварительного следствия, или станет препятствовать установлению истины по делу. Эти опасения должны быть обоснованы, вытекать из установленных по делу доказательств.

После того, как дело передано следователю, орган дознания действует по нему в зависимости от того, чем закончилось производство неотложных следственных действий. Если в результате произведенного дознания было установлено лицо совершившее преступление, то орган дознания вправе проводить по данному делу розыскные и следственные действия только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, обнаружено не было, то орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия, уведомляя следователя об их результатах. Следственные действия и в этих случаях орган дознания может производить только по письменному поручению следователя.

По Делам По Которым Производство Предварительного Следствия Необязательно Органы Дознания Вправе:

Право органа дознания производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя распространяется и на те случаи, когда расследование начиналось не с дознания, а с предварительного следствия. В любой из ситуаций без поручения следователя орган дознания не должен приступить к процессуальной деятельности, если дело находится в производстве органа предварительного следствия.

Эту форму предварительного расследования осуществляет дознаватель, который не обладает процессуальной самостоятельностью, присущей следователю. Оно вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. 5.

Рекомендуем прочесть:  Чернобыльское Удостоверение Зеленое Какие Льготы

По Делам По Которым Производство Предварительного Следствия Необязательно Органы Дознания Вправе:

Иные (помимо дознавателя) сотрудники органов дознания, прежде всего оперативные уполномоченные уголовного розыска, участковые уполномоченные милиции обладают правом проведения некоторых процессуальных (доследственная проверка, получение объяснений, истребование документов, справок и др.) и неотложных следственных действий.

По буквальному толкованию ч.1 ст. 157 УПК РФ содержания данного вида деятельности органа дознания состоит в возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий. Согласно п.19 ст. 5 УПК к неотложным следственным действиям относятся только те, которые предназначены для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (следов преступления). Иногда закрепление доказательств является самой важной стадией отграничения преступления от несчастного случая.

Предварительное расследование

Ознакомив обвиняемого и его защитника с материалами дела, следователь заносит в протокол их ходатайства о дополнении следствия. Письменные ходатайства обвиняемого или его защит­ника приобщаются к делу. По каждому ходатайству следователь принимает решение.

Кроме того, обвиняемый, находясь под стражей, вправе требо­вать от следователя принятия соответствующих мер попечения о детях и охраны имущества (ст. 98 УПК). Обязанность разъясне­ния перечисленных прав возложена на прокурора, следователя и лицо, производящее дознание (ст. 58 УПК).

Производство органами дознания неотложных следственных действий

Вместе с тем отсутствие следователя и невозможность его участия в уголовно процессуальной деятельности не следует рассматривать как основание к тому, чтобы не реагировать на факт совершения преступления. В ожидании следователя (порой до нескольких дней) могут быть утрачены следы преступления, а также может скрыться лицо, совершившее преступление. В таких случаях закон обязанность возбуждения уголовного дела и производства по нему неотложных следственных действий возлагает на органы дознания (ст. 157 УПК).

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания вправе производить по нему следственные действия и оперативно розыскные мероприятия только по письменному поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, не установлено, то орган дознания обязан по собственной инициативе проводить по уголовному делу оперативно – розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, с последующим уведомлением следователя о результатах работы.

Дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно

Дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно состоит в полном расследовании дела органом дознания. Суть этого вида дознания состоит в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами, установленными УПК для предварительного следствия, принимает предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В этом случае дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела и до дня передачи его прокурору для направления в суд либо вынесения постановления о прекращении производства по делу.

Рекомендуем прочесть:  Тула Список Получивших Жилье По Программе Молодая Семья В 2022 Году

Предварительное следствие состоит из процессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса.

Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно: сроки и процессуальный порядок производства

2)привлечение лица в качестве обвиняемого при производстве дознания. По общему правилу в дознании отсутствует порядок привлечения лица в качестве обвиняемого, т.е. с момента возбуждения уголовного дела до окончания дознания и ознакомления всех участников с материалами оконченного расследования, лицо является подозреваемым. В случае, если к подозреваемому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт, содержащий формулировку обвинения, должен быть составлен в течение 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. Если это невозможно, дознаватель предъявляет обвинение в порядке, предусмотренном для предварительного следствия, то есть по правилам гл. 23 УПК РФ, либо данная мера пресечения должна быть отменена (ч.3 ст.224 УПК РФ).

В случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного правоохранительным органам другого государства с просьбой о производстве отдельных следственных действий, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

По Делам По Которым Производство Предварительного Следствия Необязательно Органы Дознания Вправе:

Предварительное следствие как особый вид государственной деятельности специально управомоченных лиц (следователей), протекающей в установленной законом форме и имеющей целью выполнение задач данной стадии уголовного процесса, является основной формой расследования. Производство предварительного следствия обязательно не только по подавляющему большинству составов преступлений, но и по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, опасных деяниях невменяемых и о преступлениях лиц, заболевших душевной болезнью после совершения преступления (ст. 404 УПК). Предварительное следствие не производится лишь по незначительному числу наиболее простых дел, по которым расследование производится в форме дознания или в протокольной форме (ч. 1 ст. 126 УПК). Однако и по этим делам может быть произведено предварительное следствие, если это признают необходимым суд или прокурор.

Предварительное расследование — это производимая под надзором прокурора деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, изобличения виновных, обеспечению законного и обоснованного их привлечения в качестве обвиняемых, принятия мер по пресечению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а также мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением, реабилитации невиновных.

Рекомендуем прочесть:  Во Сколько Лет Идут На Пенсию Инвалиды 3 Группы В Беларуси

Понятие дознания и предварительного следствия

Как уже упоминалось предварительное следствие является формой предварительного расследования. Оно осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел и органов контрразведки. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и прокуроры. Исчерпывающий перечень органов предварительного следствия дан в статье 125 УПК В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Следователь самостоятельно принимает все решения, вязанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий, кроме отдельных действий на которые необходима санкция прокурора. Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органами дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Дознание как форма предварительного расследования

Вместе с тем действующее законодательство сохранило и тот вид деятельности органов дознания, при которой они при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждают уголовное дело и производят неотложные следственные действия (ст. 157 УПК).

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, характеризуется тем, что органы дознания производят расследование в полном объеме, руководствуясь правилами, установленными для предварительного следствия. По письменному указанию прокурора дознанием может исчерпываться расследование по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). По его же письменному указанию уголовные дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК).

Чем отличается следствие от дознания

Таким образом, только процессуальная деятельность органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, может называться дознанием. Производство неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ не является дознанием.

-по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 5 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления. В случаях, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ оно производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело