Субъекты И Объектыадминистративного Права

Российское административное право

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно-правовых отношений, т.е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т.д.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти. Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения.

Субъекты И Объектыадминистративного Права

Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.

При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Субъекты и объекты административных правоотношений

организованной совокупностью. Первичными «кирпичиками» административного права, «клеточками», на базе которых формируется система отрасли, являются админтративно-правовые нормы и акты управления.. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти. Акт и норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию)

В правовых нормах субъектом административного права называет­ся лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определеляются общим ( родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и него­сударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управ­ления).

Субъекты и объекты административных правоотношений

  • а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект — объект»), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это — собственно властеотношения;
  • б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением. Иногда названные группы административно-правовых отношений характеризуются как основные и неосновные управленческие связи.

Субъект — это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

Рекомендуем прочесть:  Социальная Карточка Скольк Делается

ТЕМА 4 СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Субъекты административного права — это физические и юридические лица, которые в соответствии с установленным административного законодательства и административно-правовых норм наделены определенным объемом прав и обязанностей вязки в сфере административно-правового регулирования управленческих отношений, а также реализуют функции исполнительной властей.

Вопрос о суб объекты административного права является одним из важных, поскольку речь идет об участниках административно-правовых отношений, которые решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, к координируют распорядительные и контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела об административных правонарушениях, совершаемых физическим и и юридическими лицами в хозяйственной, финансовой, таможенной сферах, а также о нарушении общественного порядка [25, с418].

Понятие и виды субъектов административного права

Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

Наука административного права насчитывает не так много исследовательских работ, посвященных этому вопросу. Тем не менее, определенный понятийный аппарат уже создан. Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти. Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Объект административного права: понятие и предмет

Современное административное право – одна из наиболее сложных, масштабных отраслей права Российской Федерации, которая является базовой. Почему? Дело в том, что деятельностью структур государственного управления в данном случае затрагиваются практически все субъекты и объекты административного права , а также их интересы. Рассматриваемая правовая отрасль объективным образом связана с процессами управления в качестве социального явления. Именно поэтому термин, наделенный латинским происхождением (администрация – это в первую очередь управление), сегодня считается универсальным инструментом для формирования соответствующей характеристики того или иного вида деятельности. Что является объектом административного права ? Правовая отрасль как раз этим и занимается, что регулирует отношения, возникающие в процессе данной деятельности и считающиеся непосредственно объектом.

  • Публично-правовой характер отношений и их возникновение, связанное в первую очередь с практическим осуществлением исполнительными государственными органами собственных полномочий. Важно дополнить, что именно государство определяет рамки своего вмешательства в плане общественной жизни. Так, с одной точки зрения, данные ограничения обусловливаются необходимостью в обеспечении реализации интересов социума; с другой – неминуемой обязанностью организовать автономию каждой личности гражданского общества.
  • Посредством административного права регулируются отношения общественного характера в особой сфере жизни государства – управленческой области. Кроме того, государственное управление представляет собой организованную деятельность со стороны исполнительных органов власти. Важно дополнить, что она наделена разносторонним характером и организуется в плане разных сфер жизни: административно-политической, экономической, социальной, культурной и так далее. Кстати, в данное русло включена также система местного самоуправления.
Рекомендуем прочесть:  Суд Мед Экспертиза Московской Области История

Объекты и субъекты административно-правовых отношений

Объектом административно–правовых отношений является воля, сознание и опосредованное ими поведение управляемых в сфере государственного управления, реализации публично–правовых интересов. Для (а иногда и в результате) совершения определенного поведения возникают административно–правовые отношения, для которых эти действия (бездействия) являются объектом.

Для государственных органов, государственных организаций, предприятий, учреждений, государственных служащих, должностных лиц и общественных объединений как субъектов административно–правового отношения характерно совпадение административной право – и дееспособности, т.е. административная правоспособность и административная дееспособность этих субъектов возникают одновременно, как правило, с момента их образования, регистрации.

Субъекты И Объектыадминистративного Права

Субъектом права является участник общественных отношений которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Он обладает двумя признаками: во-первых, социальным (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способно­го вырабатывать и осуществлять единую волю, повелевшего, персонифицированного субъекта); во-вторых, юридическим (признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях).

Если же за основу деления взять такие критерии, как форма собственности и принадлежность к определенной системе, то можно говорить о следующих общностях: государственные, общественные, религиозные, частные и иные (смешанные, иностранные и др.) организации и их структурные подразделения.

Объекты и субъекты административно-правовых отношений

Рассмотрим теперь то, как определяются объекты административно-правовых отношений. В современной юридической науке есть самые разные критерии, позволяющие выделить и классифицировать их сущность. По одной из концепций, объекты административно-правовых отношений нельзя выделить во множественности. Почему? Дело в том, что их не может быть несколько: объект соответствующих правоотношений один, и это поведение человека, продиктованное его волей. Которая, в свою очередь, может быть следствием возникновения неких обязательств или же стремления осуществить какие-либо действие — в рамках правомерного или не предусмотренного действующим нормативным источником начинания.

Субъекты административных отношений после выявления юридических фактов могут обрести некие права или же обязанности. Их последующие действия могут попасть под некоторую ответственность. В какой конкретный момент возникают административно-правовые отношения? Примеры здесь могут быть самыми разными. Рассмотрим очень простой. Допустим, некий гражданин обращается в мэрию города с целью пожаловаться на низкое качество асфальтового покрытия во дворе своего дома — в письменном виде. Он тем самым совершает действие, формирующее юридический факт. В соответствии с предусмотренными нормами административно-правового характера, мэрия принимает заявление на рассмотрение. И с этого момента соответствующие отношения, собственно, и начинаются.

Рекомендуем прочесть:  Приложение К Постановлению Курорт Соль Илецк

Субъекты административного права

Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно- правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

К числу коллективных субъектов административного права относятся создаваемые в течение нескольких последних лет государственные корпорации. Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственных корпораций определяются федеральными законами. Например, Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» устанавливает, что данная организация по организационно-правовой форме является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Целью корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организации эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта.

СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

  • 1) основные (напомним, что в НК они называются "участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах") – это налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы, Минфин России, таможенные органы, органы внутренних дел;
  • 2) дополнительные (это все остальные участники налоговых правоотношений, не указанные прямо в ст. 9 НК, но являющиеся таковыми на основании норм НК) – органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с гл. 25.3 НК ("Государственная пошлина") совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина; органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, физических лиц но месту жительства, транспортных средств, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы); органы, осуществляющие лицензирование; органы опеки и попечительства, социальные учреждения; адвокатские палаты; процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики) и кредитные организации (банки); и др.

При этом налогоплательщики (плательщики сборов) – физические лица – это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (индивидуальные предприниматели и лица, не имеющие такого статуса), на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы.