Смягчения Накозания Для Осуждённых Инволидов 2022

Два шага назад из колонии

Одновременно Минюст предлагает увеличить срок, который осужденному за особо тяжкое преступление необходимо отбыть для перевода на принудительные работы — с половины наказания до двух третей. Таким образом, «сроки для возможности обращения с ходатайством об УДО и о замене наказания уравниваются», указывает руководитель юридического департамента «Руси сидящей» (НКО внесена в реестр иностранных агентов) Ольга Подоплелова.

Госпожа Подоплелова считает необходимым новый порядок исчисления срока наказания для УДО при переводе на принудительные работы без «обнуления».«Несмотря на отрицательную позицию ВС и КС, Минюст, по сути дела, пытается привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами», — добавила она.

Минюст разработал ряд предложений для гуманизации отбывания наказания осужденными. Ведомство предлагает переводить больше заключенных на принудительные работы, облегчая им при этом возможность освобождаться условно-досрочно, а также разрешить переходить из колоний строгого режима в колонии-поселения. Тем не менее гуманизация «светит» не всем, положение некоторых категорий заключенных поправки фактически ухудшают. Прежде всего это касается лиц, осужденных за распространение наркотиков, а также за ряд экономических преступлений.

Поправки в законодательство об отбывании наказания глава Минюста Константин Чуйченко анонсировал в июне. Это было сделано на фоне дискуссии о необходимости шире использовать осужденных на различных работах, заменив ими трудовых мигрантов. Для этого предполагалось шире применять принудительные работы как вид уголовного наказания, в том числе и в порядке замены лишения свободы. Сами заключенные встретили идею без энтузиазма. Дело в том, что при переходе на принудительные работы необходимый для УДО срок обнуляется и начинает отсчитываться заново — не с первого дня наказания, а с момента его замены.

Также Минюст предлагает сократить для осужденных за особо тяжкие преступления срок, после которого станет возможным перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, с двух третей до половины. Но по ряду преступлений — в их числе преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних либо связанные с незаконным оборотом наркотиков, террористической деятельностью, организацией преступного сообщества и участием в нем — срок увеличивается с половины до двух третей.

В силу пункта 197 Правил осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, разрешается передвигаться по территории исправительного учреждения вне строя, а при посещении администрацией исправительного учреждения и другими лицами мест нахождения осужденных-инвалидов при наличии медицинских показаний осужденные могут не вставать.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена, в том числе, на поддержку инвалидов. Права, обязанности, гарантии, льготы, предоставленные осужденным к лишению свободы инвалидам, установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ), уголовно-исполнительным и другим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 192 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2022 № 295 (далее – Правила), администрация исправительного учреждения размещает осужденных-инвалидов первой и второй группы в отрядах для проживания осужденных, расположенных на первых этажах зданий, оказывает содействие в проведении реабилитационных мероприятий для инвалидов, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации, обеспечивает доступ в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время.

Согласно пункту 194 Правил администрация исправительного учреждения, исполняющего наказание, обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.

При отсутствии медицинских противопоказаний в соответствии с требованиями статьи 108 УИК РФ осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут по своему желанию пройти профессиональное обучение и получить среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

В этом ходатайстве обвиняемый указывает, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.

Примечание: В одном из дел, мой подзащитный обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ.Уголовное дело было рассмотрено в особом порядке судопроизводства и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей.При этом, минимально возможный размер уголовного наказания в виде штрафа составляет 5.000 рублей.

Пример: В одном деле, мой подзащитный обвинялся в совершении преступления предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ, т.е. в совершении разбоя, совершенного с использованием предметов в качестве оружия, за совершение которого предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы.В ходе рассмотрения дела, квалификация его действий была изменения на ч. 1 ст. 116 УК РФ, ч. 1 ст. 158 УК РФ по которым назначено наказание в виде 10 месяцев исправительных работ условно.

Пример: Совершение тяжкого преступления в период условного осуждения влечет безусловную отмену условного осуждения и назначение наказания в виде реального лишения свободы.Снижение категории преступления с тяжкого до средней тяжести позволяет сохранить условное осуждение.

Примечание: В одном деле, я защищал несовершеннолетнего, обвиняемого по ч.4 ст.228.1 УК РФ.Пределы наказания — от 10 до 20 лет лишения свободы со штрафом до 1.000.000 рублей.Суд применил указанную норму и назначил наказание в виде лишения свободы сроком 4 года со штрафом 35 тысяч рублей.При этом, суд признал исключительной совокупность смягчающих обстоятельств – несовершеннолетие подсудимого, отсутствие судимости, условия воспитания (без попечения родителей), тяжелое материальное положение, чистосердечное раскаяние, активное способствование расследованию, а также отсутствие сведений о том, что подсудимый состоит на учете у нарколога или психиатра.

Выход по УДО и экстремизм: Пленум ВС переписал свои «уголовные» постановления

ВС подчеркивает: отрицательная характеристика сотрудников колонии, отсутствие поощрений за время заключения, отсутствие постоянного места жительства и «социальных связей» не должны мешать освобождению заключенного по причине болезни. Как и тот факт, что заключенный отбыл лишь незначительную часть назначенного наказания.

Годичный срок после административной ответственности, необходимый для привлечения к уголовной, нужно проверять. Судам следует уточнять, вступило ли постановление о привлечении к ответственности по КоАП на момент совершения повторного нарушения, исполнено ли оно и не пересматривалось ли.

При рассмотрении ходатайства судья должен убедиться, что выдвинутое в отношении несовершеннолетнего подозрение или обвинение обоснованно и подтверждается доказательствами. А в материалах дела должны содержаться «достаточные данные», подтверждающие возмещение ущерба или заглаживание другим образом причиненного преступлением вреда.

Пленум ВС подчеркивает: привлечь к уголовной ответственности за призывы к нарушению территориальной целостности РФ можно только в случае, если это деяние оказалось повторным: должно пройти меньше года после того, как человека привлекли к административной ответственности (ст. 20.30.2 КоАП).

В пункте о возможном примирении сторон ВС дал судам новое указание. По делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, совершенных несовершеннолетним впервые, суд должен выяснять у потерпевшего, заглажен ли причиненный вред и не желает ли он примириться с подсудимым. Всем участникам процесса нужно также разъяснить порядок прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон.

Адвокат АП Тульской области Сергей Сорокин посчитал, что особого внимания заслуживает внесение поправок о том, что исчисление срока для применения к осужденному условно-досрочного освобождения при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (в том числе принудительными работами) будет исчисляться из фактического отбытия срока наказания, назначенного осужденному по приговору суда. Таким образом, указал адвокат, суды не будут придавать закону расширенное толкование о начале исчисления срока, необходимого для реализации права осужденного на условно-досрочное освобождение при замене неотбытой части наказания принудительными работами.

Авторы отметили, что таким образом у осужденных за совершение особо тяжких преступлений будет возникать право на обращение в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения, а позднее наступать право на обращение в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Поэтапная смена исправительного учреждения будет способствовать более успешной подготовке осужденных за совершение особо тяжких преступлений к возвращению в общество после освобождения из мест лишения свободы, посчитали они.

Минюст опубликовал для общественного обсуждения пакет поправок в УК и УИК, направленных на уточнение применения УДО, а также срока, после которого возможна замена неотбытой части наказания принудительными работами и после которого возможен перевод из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение.

В связи с этим поправками в ст. 79 УК предусматривается, что осужденному, неотбытая часть наказания которому заменена более мягким видом наказания, срок наказания, после фактического отбытия которого может быть применено УДО, исчисляется с момента начала срока отбывания наказания, назначенного по приговору суда.

Адвокат АП Ленинградской области Виктор Ермолаев отметил, что предлагаемые Минюстом изменения в полной мере соответствуют процессуальной позиции защиты по делу Ильи Ерехинского, которую адвокат последовательно отстаивал во всех судебных инстанциях, включая ВС и КС РФ, и с которой на разных этапах обжалования и в особом мнении соглашались некоторые судьи ВС РФ и Третьего кассационного суда общей юрисдикции.

Уголовная амнистия в 2022 году будет с 1 июня 2022 года или нет: прогнозы

Совет по правам человека (СПЧ) уже направлял свои предложения по проведению амнистии в 2022 году. Правозащитники настаивали на широкомасштабной амнистии из-за стремительного распространения коронавируса и антисанитарных условий в переполненных российских тюрьмах: инфекция распространялась быстрыми темпами, а смертность существенно возросла. В качестве альтернативы амнистии предлагалось также перевести ряд заключенных под домашний арест.

Рекомендуем прочесть:  Как выплачиваются дородовые и послеродовые в уфе

С давних времен амнистия действовала в те или иные знаменательные события в стране или памятные даты и юбилеи. В 2022 году амнистию проводили в честь 75-летия Великой Отечественной Войны. В некоторых случаях данная процедура проводится для максимально разгрузить уголовно – исполнительную систему.

Изменения в экономике страны и реформирование государственной службы являются самыми важными движущими силами на пути объявления амнистии на новый 2022 год. На данную программу так же оказывает прямое влияние материальная трата денежных средств и обеспечение заключенных. В государственном бюджете наблюдается дефицит средств, а тут еще большое число правонарушителей.

Под амнистией подразумевается мера, принимаемая по решению органа государственной власти по отношению к физическим лицам, совершившим преступление. Данное действие направлено на полное либо частичное освобождение от наказания, либо замену на более мягкое. В части случаев возможно прекращение уголовного преследования.

По сути в современном правовом поле вполне можно отличить такие понятия, как амнистия и помилование. Помилованием считают индивидуальную меру для конкретного лица. Акт гуманизма по уголовным делам же распространяется на целый ряд категорий преступников, она не индивидуальна. Чаще всего это происходит по возрастному или гендерному признаку.

Согласно пункту 192 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2022 № 295 (далее – Правила), администрация исправительного учреждения размещает осужденных-инвалидов первой и второй группы в отрядах для проживания осужденных, расположенных на первых этажах зданий, оказывает содействие в проведении реабилитационных мероприятий для инвалидов, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации, обеспечивает беспрепятственный доступ в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время путем оборудования в общежитиях, медицинских частях и на коммунально-бытовых объектах учреждений пандусов с перилами или подъемников.

Права, обязанности, гарантии, льготы, предоставленные осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), уголовно-исполнительным и другим законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 197 Правил осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, разрешается передвигаться по территории исправительного учреждения вне строя, а при посещении администрацией исправительного учреждения и другими лицами мест нахождения осужденных-инвалидов при наличии медицинских показаний осужденные могут не вставать.

Они могут получать дополнительные посылки, передачи и бандероли в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением, которые не входят в общее количество посылок, передач и бандеролей установленное ст.ст. 121, 123, 125 и 131 УИК РФ (ст. 90 УИК РФ).

Согласно пункту 194 Правил администрация исправительного учреждения, исполняющего наказание, обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.

«Принятым законом устанавливается, что следователь в ходатайстве о продлении срока содержания под стражей должен указывать конкретные, фактические обстоятельства, подтверждающие необходимость дальнейшего применения в отношении обвиняемого меры пресечения в виде содержания под стражей в период его ознакомления с материалами уголовного дела», — сообщил Павел Крашенинников.

Крашенинников
Павел Владимирович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , нередки случаи, когда, предъявив обвиняемому для ознакомления десятки, а то и сотни томов уголовного дела, срок его содержания под стражей продлевается в среднем на 7–10 месяцев, несмотря на то, что преступление не является особо тяжким, а уголовное дело — особо сложным.

Государственная Дума на пленарном заседании в четверг, 13 декабря, приняла поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, направленные на пресечение злоупотреблений при многократном продлении срока содержания обвиняемого под стражей в период ознакомления с материалами уголовного дела. Поправки в УПК были внесены Правительством РФ.

Согласно действующему законодательству осужденный, заболевший тяжелой болезнью, которая препятствует отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об его освобождении от дальнейшего отбывания наказания. При этом он должен самостоятельно подать соответствующее ходатайство.

Об объявлении уголовной амнистии в 2022 году просят заключенные президента России

Его никак не поддерживает государство, ему сложно найти работу, а, порой, и место жительства. Многие бывшие заключенные просто вынуждены возвратиться на “путь” криминала, и это является главной проблемой нашего государства. И все же, проблема амнистирования осужденных остается открытой. Правительство склоняется к тому, что амнистия в апреле 2022 года в России – это необходимость.

Но выйти на свободу смогут не все категории осужденных. Акт милосердия будет касаться только лиц, которые совершили преступные деяния, не сопряженные с насилием, то есть, освободиться из тюрем и колоний не смогут ни насильники, ни убийцы, ни люди, совершившие тяжкие преступления.

  • ветераны ВОВ;
  • активные участники военизированных действий в “горячих” точках;
  • “чернобыльцы”;
  • инвалиды 1, а также 2 групп;
  • одинокие родители (мужчины или женщины), имеющие на иждивении малолетних детей;
  • несовершеннолетние осужденные;
  • лица с тяжелыми патологиями.

Внесла коррективы пандемия коронавируса, сказалось ухудшение социально-экономической ситуации. Закон о сокращении сроков для осужденных отложили, но надежда на смягчение наказания осталась. В прежние годы правительство издавало указы к годовщинам победы и датам принятия Конституции.

Население страны с большим опасением относится к подобным актам милосердия для осужденных, так как большое количество бывших преступников, оказавшихся на свободе, способны повлечь за собой “пик” активности криминала. Осложняет ситуацию и тот фактор, что человек, который был за решеткой, и оказался на свободе, по сути, предоставляется сам себе.

Амнистию проводят к праздничным датам примерно 1 раз в 5 лет. Последняя состоялась 6 лет назад. В 2022 году депутаты Государственной Думы выходили с инициативой о проведении амнистии по уголовным делам в честь 75-летия победы в ВОВ. Но этого не произошло.

Последняя амнистия была проведена в 2022 году. Это позволило тысячам заключенных «избавиться» от своего прошлого и начать жизнь с чистого листа. Ведь амнистия предполагает не просто освобождение осужденного из мест лишения свободы, но и снятия с него судимости.

Внесла коррективы пандемия коронавируса, сказалось ухудшение социально-экономической ситуации. Закон о сокращении сроков для осужденных отложили, но надежда на смягчение наказания осталась. В прежние годы правительство издавало указы к годовщинам победы и датам принятия Конституции.

Между тем, многие россияне уверены, что следовало бы освободить тех, кто совершил преступление по неосторожности, независимо от его тяжести. По их словам, заключенный итак себя наказал тем, что сделал это противоправное деяние. А на свободе его ждут любящие жены и дети, которым приходится очень непросто.

Причем, не только российским, но и зарубежным. И никто, ни один представитель власти не может решить эту проблему. Шнуров предположил, для решения этой проблемы нужно меньше сажать, а уже заключенных – отпустить. По его мнению, тюрьма не исправляет человека, а калечит его.

Освобождение от уголовной ответственности

  1. В связи с деятельным раскаянием.
  2. В связи с примирением с потерпевшим.
  3. В связи с назначением судебного штрафа.
  4. По уголовным делам в сфере экономической деятельности.
  5. В связи с истечением сроков давности.
  6. В отношении несовершеннолетних с назначением принудительных мер воспитательного характера.
  7. В отношении невменяемых преступников с назначением принудительных мер медицинского характера или без такового.

Освобождение от ответственности (прекращение уголовного дела, уголовного преследования, вынесение судом постановления об освобождении от ответственности) по пунктам 1-3, 7 из перечисленных оснований – право, а не обязанность органов следствия и суда. В то же время при истечении сроков давности освобождения от уголовной ответственности, невменяемости, либо при наличии оснований для освобождения от ответственности по делам в сфере экономической деятельности гражданин подлежит освобождению от юридической ответственности независимо от усмотрения лица, в чьём производстве находится уголовное дело.
Также необходимо иметь в виду тот факт, что по первым четырём из названных оснований уголовное дело или преследование может быть прекращено исключительно в отношении лиц, впервые совершивших преступление небольшой или средней тяжести и возместивших причинённый ущерб. Для избавления же от ответственности в связи с истечением сроков давности, в виду невменяемости или несовершеннолетия лица, совершившего преступление, наличие судимости и возмещение ущерба такого значения не имеют, а категория преступления влияет на величину сроков давности, но сама по себе не лишает права на прекращение дела по указанным основаниям.

  • обвинительный приговор после вступления в законную силу не был приведён в исполнение в указанные в законе сроки: два года по деяниям небольшой тяжести, шесть – средней тяжести, 10 – тяжким, 15 – по особо тяжким преступлениям;
  • осуждённый не уклоняется от отбытия наказания (при уклонении срок приостанавливается).

При указанных основаниях лицо подлежит обязательному освобождению. Исключение составляют дела, по которым назначено наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, — по этой категории дел возможность освобождения зависит от судейского усмотрения, однако в любом случае не могут быть применены смертная казнь и пожизненное лишение свободы. Также сроки давности исполнения обвинительного приговора не применяются в отношении лиц, обвиняемых в совершении перечисленных в законе преступлений террористической направленности и преступлений против мира и безопасности человечества.

  • у лица после совершения деяния наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими;
  • лицо после совершения преступления заболело иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания (перечень заболеваний утверждён Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 г. N 54).
  1. по чч. 1, 2 ст.205.1, ст.205.2, ч. 2 ст.205.4, чч. 1-3 ст.206, ст.360 УК РФ.
  2. при опасном и особо опасном рецидиве.
  3. в отношении лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие деяния в течение испытательного срока при условном осуждении за умышленное преступление или в течение неотбытого срока при условно-досрочном освобождении за умышленное преступление.
Рекомендуем прочесть:  Региональный социальный проезной документ березники

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

При этом, смягчение категории преступления улучшает правовое положение осуждённого, поскольку может повлиять на вид и срок наказания, возможность применения амнистии. Также менее тяжкая категория будет иметь значение при расчёте срока давности преступления и времени, когда можно просить об условно-досрочном освобождении.

Например, грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (пункт «а» части 1 статьи 213 УК РФ), или совершение кражи в составе группы лиц по предварительному сговору (пункт «а» части 2 статьи 158 УК РФ) само по себе не должно исключать возможность изменения судом категории такого преступления на менее тяжкую, поясняет высшая инстанция.

Разрешая данный вопрос, суд принимает во внимание способ совершения преступления, степень реализации преступных намерений, роль подсудимого в преступлении, совершенном в соучастии, вид умысла либо вид неосторожности, мотив, цель совершения деяния, характер и размер наступивших последствий, а также другие фактические обстоятельства преступления, влияющие на степень его общественной опасности, говорится в проекте постановления пленума.

МОСКВА, 24 апр — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ разъяснил нюансы смягчения категории преступления: решения должны приниматься индивидуально в отношении каждого обвиняемого и по каждому эпизоду, смягчение возможно не более, чем на одну категорию, преступление должно быть менее опасным для общества, чем считало следствие.

«Если подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений, то суд при постановлении приговора разрешает вопрос о возможности применения положений части 6 статьи 15 УК РФ по каждому из входящих в совокупность преступлений в отдельности, а если в совершении преступления обвиняется несколько подсудимых — в отношении каждого подсудимого в отдельности (части 2 и 3 статьи 299 УПК РФ)», — говорится в документе.

Определение Конституционного Суда РФ от N 557-О; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Германова Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой

По смыслу же статьи 80 УК Российской Федерации, основанием, предопределяющим возможность замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, является поведение осужденного в период отбывания наказания, подлежащее всесторонней судебной оценке в совокупности с другими характеризующими его данными (включая отношение к труду, совершенному деянию и т.п.). Тем самым при разрешении соответствующего вопроса судом оцениваются позитивные изменения в поведении осужденного, свидетельствующие о возможности смягчения уголовной репрессии до необходимого и достаточного минимума принудительных мер, обеспечивающих достижение целей наказания (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 2-О и от 29 мая 2022 года N 1383-О). Так, в соответствии с частью четвертой статьи 80 УК Российской Федерации при рассмотрении ходатайства осужденного или представления администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления.

Следовательно, оспариваемые заявителем положения не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права в указанных им аспектах, а потому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Положениями статьи 78 УИК Российской Федерации устанавливаются правила изменения уже назначенного вида исправительного учреждения для лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы. Данные нормы уголовно-исполнительного закона, исходя из требований индивидуализации наказания и дифференциации условий его отбывания, наделяют суд правом в зависимости от поведения и отношения к труду осужденного в течение всего периода отбывания наказания решить вопрос об изменении вида исправительного учреждения, в том числе о переводе положительно характеризующихся из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение. Следовательно, решение суда о таком переводе основывается на его выводе, полученном с учетом изученных и оцененных обстоятельств, о признании осужденного к лишению свободы положительно характеризующимся (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 640-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1506-О-О, от 29 сентября 2022 года N 1940-О и от 28 сентября 2022 года N 2177-О).

Принимаемые на основании положений статей 79 и 80 УК Российской Федерации судебные решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными (часть четвертая статьи 7 УПК Российской Федерации), что предполагает исследование и оценку судом всех сообщаемых сведений и представленных материалов, в том числе относящихся к личности осужденного.

Эти сведения могут быть представлены с учетом материалов, содержащихся в личных делах осужденных к лишению свободы, и не предопределяют решение суда, рассматривающего соответствующее ходатайство осужденного. Таким образом, перевод осужденного из одного исправительного учреждения в другое не создает препятствий для разрешения ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или для замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Тут есть несколько проблем. Во-первых, власть сотрудников учреждения налагать взыскания и давать поощрения практически не ограничена, поэтому неизбежно случаются злоупотребления. Во-вторых, сами по себе правила внутреннего распорядка включают нормы, которые не направлены на исправление, а применяются только для того, чтобы принести в жизнь осужденного дополнительные страдания. Вполне оправданно, если осужденные получают взыскания за то, что готовят брагу или бьют друг друга. Но взыскания нередко накладывают за то, что осужденный сидит на кровати, за то, что он надел что-то из домашней одежды или пошел в церковь в свободное время, но не в то, в которое было предписано.

Осуществляет ли судебная власть контроль над этим процессом? Суд, который рассматривает дело об УДО и о смягчении наказания, не рассматривает содержание взысканий и поощрений. Их законность необходимо оспаривать в суде отдельно, что сильно усложняет процесс. Помимо взысканий и поощрений сотрудники всех отделов пишут характеристики на осужденных и также направляют в суд. Продолжительные личные отношения, складывающиеся между сотрудниками и осужденными, делают принятие решения относительно УДО и смягчения наказания крайне субъективными и создают большой потенциал для злоупотреблений.

Сейчас осужденный может подать ходатайство об УДО или о смягчении наказания в суд через администрацию исправительного учреждения. Администрация, в свою очередь, вместе с ходатайством направляет в суд характеристики на осужденного. Для суда решающим аргументом при принятии решения об УДО и о смягчении наказания является число взысканий и поощрений, которые накладываются сотрудниками колоний.

Одним из возможных решений обозначенных проблем и могла бы стать комиссия, все члены которой или хотя бы часть – не сотрудники исправительного учреждения. В некоторых странах такие комиссии (parole boards) – отдельный государственный орган. В Великобритании комиссии по УДО подчиняются правительству и не входят в состав пенитенциарной системы, как и в некоторых штатах США. В части штатов, например в Калифорнии, комиссии подчиняются исправительной системе, но ее члены не работают в тех учреждениях, где они принимают решения об УДО, и назначаются губернатором. Многие представители этой комиссии имеют опыт работы с заключенными, туда могут входить и бывшие судьи. На Тайване комиссия по УДО включает как сотрудников исправительного учреждения, так и психологов, экспертов в области образования, криминологии и пенологии, а также волонтеров службы пробации.

В ежегодном докладе уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов делает несколько предложений: организация дистанционных допросов, расширение применения залога и суда присяжных. Но в докладе есть и предложения, касающиеся всех осужденных к лишению свободы, не только предпринимателей. Титов предлагает изменить процедуру условно-досрочного освобождения (УДО) и замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Однако если обратиться к пояснительной записке, то станет понятно, что поправка составлена «в целях улучшения оперативной обстановки» в исправительных центрах (ИЦ), то есть направлена на более эффективную организацию принудработ. «Все осужденные содержатся совместно, в связи с чем неоднократно судимые лица криминальной направленности оказывают негативное влияние на ранее несудимых лиц, приобщая их к криминальной субкультуре», – указывает Минюст.

Осужденным к принудительным работам обещают смягчение наказания, но в реальности их ждет что-то похожее на обновленный ГУЛАГ. Фото агентства «Москва»

Либерализовать предлагается статьи Уголовного (УК) и Уголовно-исполнительного (УИК) кодексов, связанные с механизмом замены неотбытой части срока на более мягкий вид наказания или менее строгие условия содержания за решеткой. Сейчас осужденные могут претендовать на УДО после отсидки двух третей срока. Однако сложилось так, что если суд заменяет лишение свободы, скажем, на принудительные работы, то такое право фактически обнуляется. Поэтому Минюст предлагает четко прописать в УК: время прошения об УДО рассчитывается именно по первоначальному сроку, назначенному в приговоре.

Минюст подготовил предложения по дальнейшей гуманизации уголовного закона. Они вроде бы касаются разных ситуаций, но все связаны с процедурами смягчения наказания. Например, это перевод в колонию-поселение или на принудительные работы. После этого заключенных можно задействовать на различных объектах народного хозяйства. Однако сейчас уход на те же принудработы позволяет судам фактически обнулять право граждан на условно-досрочное освобождение (УДО). Минюст обещает ситуацию исправить, однако эксперты подозревают, что такими обещаниями осужденных просто заманивают на стройки века типа БАМа, где они заменят собой мигрантов в сфере малоквалифицированного и низкооплачиваемого труда. Правозащитники также допускают, что в условиях нехватки в стране трудовых ресурсов поправки Минюста приведут к увеличению числа посадок.

Рекомендуем прочесть:  До Скольки Можно Делать Ремонт В Квартире В Ставрополе По Закону Рф 2022

Так что прежде чем стимулировать осужденных к труду на стройках века, сперва надо было бы создать прозрачные условия этой деятельности. Правозащитники, напомнил Мельников, давно предлагают скорректировать закон для доступа ОНК в эти ИЦ. Или хотя бы подтвердить искренность обещаний ФСИН о «достойных условиях» трудовыми договорами с прописанными там зарплатами на уровне рыночных, не говоря уже о возможности создавать профсоюзы трудящихся из числа заключенных. Потому что, когда людей направляют на работы не по их специальностям и квалификациям, те часто калечатся или вовсе погибают. Так что надо сделать так, «чтобы сперва они проходили ускоренную спецподготовку и инструктаж по технике безопасности». Но все эти проблемы игнорируются властями: «Нужно понимать, что сейчас проводится большой эксперимент, который может привести к трагическим последствиям». Потому что теперь, после поправок Минюста, «на принудительный труд, может, и подпишется большее количество сидельцев, но без дополнительных для них гарантий это может стать первым шагом к возвращению того, что когда-то называлось каторгой».

В силу пункта 197 Правил осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, разрешается передвигаться по территории исправительного учреждения вне строя, а при посещении администрацией исправительного учреждения и другими лицами мест нахождения осужденных-инвалидов при наличии медицинских показаний осужденные могут не вставать.

Согласно пункту 192 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2022 № 295 (далее – Правила), администрация исправительного учреждения размещает осужденных-инвалидов первой и второй группы в отрядах для проживания осужденных, расположенных на первых этажах зданий, оказывает содействие в проведении реабилитационных мероприятий для инвалидов, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации, обеспечивает беспрепятственный доступ в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время путем оборудования в общежитиях, медицинских частях и на коммунально-бытовых объектах учреждений пандусов с перилами или подъемников.

Они могут получать дополнительные посылки, передачи и бандероли в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением, которые не входят в общее количество посылок, передач и бандеролей установленное ст.ст. 121, 123, 125 и 131 УИК РФ (ст. 90 УИК РФ).

При отсутствии медицинских противопоказаний в соответствии с требованиями статьи 108 УИК РФ осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут по своему желанию пройти профессиональное обучение и получить среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Права, обязанности, гарантии, льготы, предоставленные осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), уголовно-исполнительным и другим законодательством Российской Федерации.

Обсуждаться будет следующая поправка: «Осужденному, неотбытая часть наказания которому была заменена более мягким видом наказания, срок наказания, после фактического отбытия которого может быть применено условно-досрочное освобождение, исчисляется с момента начала срока отбывания наказания, назначенного по приговору суда».

«Это действительно облегчение, на принудительных работах человек живет почти что на воле, семейные даже могут снимать жилье. Но существует серьезная проблема. Дело в том, что после отбытия 2/3 срока наказания осужденный имеет право на УДО. После отбытия половины срока я был переведен на принудительные работы в ИЦ при ИК № 1 в Копейске. Полагал, что уже скоро смогу подать прошение на условно-досрочное. Однако выяснилось, что право на УДО отчитывается с момента перевода на другой режим, а не с момента вынесения приговора. Очень ждал принятия поправок к закону, а теперь все откладывается еще на год», — рассказал ЕАН свердловчанин, осужденный по громкому уголовному делу.

В соответствии с п.п.192-199 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2022 № 295 (далее – ПВР ИУ), администрация исправительного учреждения размещает осужденных-инвалидов I и II групп в отрядах для проживания осужденных, расположенных на первых этажах зданий, оказывает содействие в проведении реабилитационных мероприятий для инвалидов, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации, обеспечивает доступ лицам с ограниченными возможностями в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время.

Инвалиды могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с заключением врачебной комиссии или лечащего врача медицинского подразделения уголовно-исполнительной системы; иметь при себе технические средства реабилитации, в том числе при водворении в штрафной изолятор, переводе в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночные камеры; участвовать (по желанию) в культурно-массовых и спортивных мероприятиях.

Согласно ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при содержании под стражей и отбывании наказания в виде лишения свободы инвалидам гарантируется проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Право осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, на медицинскую помощь, освидетельствование и переосвидетельствование, проведение реабилитационных мероприятий, пользование техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, закреплено также в ст.101 УИК РФ.

Право осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, на медицинскую помощь, освидетельствование и переосвидетельствование, проведение реабилитационных мероприятий, пользование техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, закреплено также в ст.101 УИК РФ.

29. Судам следует иметь в виду, что положение пункта 2 части 1 статьи 399 УПК РФ не исключает право уполномоченных государственных органов и должностных лиц независимо от наличия ходатайства осужденного обращаться в суд с представлением о приведении вынесенного по уголовному делу приговора в соответствие с новым уголовным законом, устраняющим преступность деяния, смягчающим наказание или иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление (пункт 13 статьи 397 УПК РФ).

10. Решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного по приговору суда, в отношении условно осужденного, скрывшегося от контроля в течение испытательного срока, может быть принято судом и в случае, когда рассмотрение данного вопроса осуществляется по истечении установленного ему испытательного срока.

35. Исходя из положений части 4 статьи 7 УПК РФ постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением приговора, должно быть законным, обоснованным и мотивированным. С учетом того, что в установленном главой 47 УПК РФ порядке суд решает, в частности, вопросы замены, назначения или смягчения наказания, освобождения от отбывания наказания, постановление судьи должно отвечать и требованию справедливости.

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм главы 46 УПК РФ («Обращение к исполнению приговоров, определений и постановлений») и главы 47 УПК РФ («Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора»), и в целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»,

м) о конкретизации ограничений и обязанностей, установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы в соответствии с частью 1 статьи 53 УК РФ (например, уточнение времени суток, в период которого осужденному предписано не уходить из дома, уточнение числа явок в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденным наказания, для регистрации);

Путин одобрил идею принудительного труда вместо лишения свободы

«Мы исходим из того, что на сегодняшний день около 100 тыс. человек достойны того, чтобы применить к ним эту меру, а именно — заменить лишение свободы на принудительные работы… достоинство этой меры состоит в том, что люди работают, получают деньги, они уже готовятся, как говорится, к выходу в свободную жизнь», — приводит слова Чуйченко сайт Кремля.

Президент РФ Владимир Путин одобрил идею главы Минюста Константина Чуйченко о замене лишения свободы на исправительные работы для тысяч российских заключенных. Министр в ходе встречи с главой государства отметил, что такой шаг может быть выгодным для бюджета , потому что заключенные будут де-факто сами оплачивать свое содержание.

По данным министра, с 2000 года количество заключенных в РФ снизилось в два раза. Минюст отмечает, что в 2000 году в местах лишения свободы пребывал 1,06 млн человек, а в 2022 – 483 тыс. заключенных, из которых порядка 20% находились в следственных изоляторах.

Глава ведомства добавил, что заключенный в этом случае «будет трудиться в рамках общежития или снимать квартиру, при желании с семьей, получать достойную зарплату». Калашников выразил мнение, что так решится не только трудовая проблема, но и будет дан старт решению проблемы социализации освободившихся.

Возможность привлекать осужденных к лишению свободы к труду предусмотрена законодательством РФ – статьей 103 УИК. На заключенных распространяются конституционные гарантии, обычно привлекают к работам добровольцев, это учитывается при рассмотрении ходатайств об условно-досрочном освобождении. Работать заключенные должны на основании договоров, их труд должен оплачиваться. Бесплатно трудиться они могут только на благоустройстве колоний и прилегающих территорий.
К ряду работ осужденных привлекать нельзя – это работа в административных зданиях, где хранятся специальные технические средства и служебная документация, работа ночными сторожами на удаленных объектах и водителями оперативных машин.