Проблемы Уголовно Процессуального Законодательства

Проблемы Уголовно Процессуального Законодательства

В настоящее время появились основания вполне определенно говорить о том, что восторг по поводу суда присяжных исчезает, это украшение нашей судебной системы заметно тускнеет. Многие, в том числе судебные работники убеждаются в том, что никаких реальных дивидендов правосудию он не принес.

Но такой вывод можно было сделать гораздо раньше, на основе всестороннего и объективного анализа всех обстоятельств, характеризующих возникновение и функционирование суда присяжных. Важно было также учесть, что такого суда нет в ряде цивилизованных стран (Японии, Голландии и Др.) и непредвзято посмотреть на те судебные учреждения, которые обеспечивают там довольно приличное правосудие .

Научная статья по теме Проблемы гармонизации уголовно-процессуального законодательства стран СНГ Государство и право

Однако вследствие распада Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств в составе бывших республик СССР (сюда не вошли страны Балтии) эти законы в прежнем виде не могли действовать. Возникла необходимость создания Модельного уголовно-процессуального кодекса для государств — участников СНГ и принятия новых УПК в этих странах. Модельный УПК (далее — МУПК) был принят в виде рекомендательного законодательного акта 17 февраля 1996 года на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ.1

Хотя ст. 6 УПК РФ и называется «Назначение уголовного судопроизводства», ее содержание не совсем согласуется с содержанием ст. 2 МУПК. Она носит абстрактный, безадресный характер, никого ни к чему не обязывает. В ней отсутствует указание о защите общества и государства от преступлений. Положение, изложенное в ч. 2 этой статьи, аморфно, трудно воспринимается, к тому же юридически безграмотно, в том смысле, что после слов «отказ от уголовного преследования невиновных» следуют слова «освобождение их от наказания». Такая конструкция ошибочна, так как, согласно ст. 79, 83, 92 УК РФ и ст. 302 УПК РФ, от наказания может быть освобождено только лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным в этом. Далее, в отличие от МУПК, в УПК РФ нет статьи, определяющей задачи уголовно-процессуального закона.

Актуальные проблемы уголовно-процессуального законодательства в третьей Республике Армения (Сравнительно-правовое исследование) Казинян Гагик Сергеевич

На этой основе были рассмотрены наиболее актуальные и дискуссионные положения досудебных и судебных стадий уголовного процесса, что позволило оценить новое уголовно-процессуальное законодательство Армении в контексте опыта ряда государств Европы, получить важные научные результаты и выработать обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию как уголовно-процессуального законодательства, так и практики его применения.

Большое значение при разработке проблем диссертации имел личный опыт, приобретенный нами в связи с участием в комиссиях по подготовке проекта УПК РА, проектов законов РА «О прокуратуре», «О статусе судьи», «О судоустройстве», а также опыт преподавания уголовного процесса и судоустройства в Ереванском государственном университете в период с 1983 г. до настоящего времени.

Евразийский юридический портал

УПК РФ нуждается в коренном улучшении и в силу многих иных своих изъянов. Он должен отвечать идеям демократического правового государства и лучшим мировым образцам. При его обновлении должны учитываться конструктивные научные разработки, ибо опора на науку – наиболее рациональный путь совершенствования законодательства. Наука, объективно отражающая истинные общественные потребности, есть самый высший уровень законотворческой грамотности и компетентности.

Рекомендуем прочесть:  Семья Из 4 Человек До 25 Лет Хотят Квартиру Для Совместного Проживания Какие Льготы

Учитывая, что органы уголовного преследования являются, по международным меркам, компонентами системы уголовного правосудия, их задачи резонно изобразить так: «Орган уголовного преследования обязан: 1) в пределах своей компетенции принимать необходимые меры по обнаружению преступлений, быстрому, всестороннему, полному, объективному их расследованию и раскрытию в целях установления истины по делу, изобличению виновных лиц, решить вопрос о привлечении их к уголовной ответственности, создать условия для постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора, равно как принять меры к реабилитации невиновного; 2) обеспечить потерпевшему доступ к правосудию и принять меры к возмещению вреда, причиненного преступлением; 3) принять все предусмотренные законом меры по предупреждению и пресечению преступлений». Попутно заметим, что, изображая такой текст задач, мы имели в виду, что раскрытие преступлений касается только органов уголовного преследования и досудебного производства по уголовному делу. Оно является главным в данной уголовно-процессуальной функции, ибо реально защищать права и законные интересы потерпевших можно только путем раскрытия преступления. Очевидно, поэтому в Рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 14 июня 2006 года «Относительно помощи жертвам преступлений» в числе способов защиты указываются раскрытие преступления и доказывание вины преступника (п. 10.1, 11.2).

Проблемы совершенствования российского уголовно-процессуального закона

Принятие Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности побуждает обнаруживать объективные функциональные связи оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и последовательно отражать их в уголовно-процессуальном законе. Практическая потребность именно такого подхода вряд ли нуждается в обосновании. К сожалению, в проектах уголовно-процессуального закона данный вопрос решается также неудовлетворительно.

В разработке нового уголовно-процессуального закона многое стало определяться идеей защиты прав личности и прежде всего правами, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства в связи с совершением ими преступлений. Эта идея была сформулирована в Концепции судебной реформы в Российской Федерации следующим образом: «Вопреки вульгарным идеям целью уголовной юстиции является не борьба с преступностью, а защита общества от преступлений путем реализации уголовного закона, защита прав и законных интересов граждан, попавших в сферу юстиции (обвиняемых, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков)».

Задачи уголовно-процессуального законодательства

Стадии — это взаимосвязанные, но относительно самостоятель­ные части процесса, отделенные друг от друга итоговым процес­суальным решением и характеризующиеся непосредственными задачами (вытекающими из общих задач уголовного судопрои­зводства), кругом органов и лиц, участвующих в производстве по делу, порядком, (формой) процессуальной деятельности (про­цессуальной процедурой) и характером уголовно-процессуальных отношений.

Уголовно-процессуальное законодательство имеет своей задачей создание необходимых условий и гарантий для реализации уго­ловного закона путем установления порядка возбуждения уголовного дела, осуществления уголовного преследования, рассмотрения и разрешения дела судом, вынесения законного и обоснован­ного приговора Уголовно-процессуальное законодательство должно защищать от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, обеспечивать реабилитацию каждо­го кто необоснованно подвергся уголовному преследованию и осуждению.

Рекомендуем прочесть:  Можно Ли Прикрепиться К Поликлинике В Москве Жителю Подмосковья

Уголовно-процессуальное законодательство РФ

В системе источников уголовно-процессуального права почти на протяжении двух десятилетий важную роль играют постановления Конституционного Суда РФ. Осуществляя конституционный контроль, он наделен правом признавать те или иные законы противоречащими Конституции РФ.

Не утихают споры относительно идентичности понятий "источники права" и "формы права". Ранее отмечалось, что право социально обусловлено, т.е. факторы экономического развития, культурного состояния общества не могут не влиять на содержание права; право не может быть выше экономики и обусловленного им культурного развития общества. Например, в настоящее время в целях повышения качества правосудия, доверия общества к суду было бы желательно расширить участие граждан в рассмотрении уголовных дел в федеральных судах, и только отсутствие достаточных материальных средств и должного понимания важности участия граждан в отправлении правосудия исключает такую возможность. Тем самым утрачивается контроль со стороны общества за осуществлением правосудия. Возникает опасность, что судебная система будет замкнутой и самодостаточной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Полагаться в решении этой проблемы только на Интернет было бы наивно.

Проблемы Уголовно Процессуального Законодательства

В период с 1991 по 1998 гг. в УПК РА 1961 г . были внесены некоторые изменения и дополнения. Представляется, что среди изменений и дополнений, внесенных в УПК в течение 1991-1998 гг., существенным оказался лишь отход от принципа коллегиальности и частичная ликвидация института народных заседателей.

1. В Конституциях Республики Армения и Российской Федерации предусмотрен широкий комплекс прав и свобод личности, демократизация отношений личности и государства, закреплены концептуальные принципы взаимоотношений личности и государства в такой специфической и жизненно важной для ее участников сфере, как уголовное судопроизводство, где имеет место ограничение конституционных прав и свобод и используются меры уголовно-процессуального принуждения. Конституции РА и РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, имеющие приоритет над национальным законодательством, являются правовой основой для разработки уголовно-процессуального законодательства и для создания внутри его норм, определяющих законные интересы и права участников процесса, направленные на обеспечение этих интересов и ограждающие их от произвола должностных лиц. Важно подчеркнуть, что Конституции РА и РФ имеют высшую юридическую силу и прямое действие (ст. 6 Конституции РА и ст. 15 Конституции РФ). Именно они обуславливают выделение личных интересов участников процесса в качестве самостоятельного приоритета защиты в уголовном судопроизводстве, что должно найти отражение прежде всего при определении задач уголовного процесса и в расширении прав его участников;

Актуальные проблемы развития уголовно-процессуального законодательства Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Современное уголовно-процессуальное законодательство находится на переходном этапе его преобразования. Мы не призываем изменить полностью Уголовно-процессуальный кодекс. Установление норм и институтов должно быть связано с сохранением прежних, оправдавших себя и способных эффективно действовать в новых условиях, юридических установлений, регламентирующих уголовное судопроизводство. Преемственность в данном случае обязательно должна быть соблюдена, но с условием исключения правовых норм, которые не оправдали себя. Однако современные изменения, которым подвергается УПК РФ, напоминают перекраивание и латание дыр. Посредством таких изменений УПК РФ потерял свою системность, логичность построения, обобщенность, компактность, упорядоченность, которые присущи кодифицированному закону.

Рекомендуем прочесть:  Вредные Факторы Воспитателя Детского Сада

The article is devoted to modern problems of state criminal procedure law. It discusses the reasons that led the code's internal inconsistency and instability of norms. After analyzing the content, the author comes to conclusion about necessity of development of conception of the criminal procedure legislation and the creation of the new Criminal procedure code.

Уголовно процессуальный закон задачи

Обеспечение правильного применения уголовного закона означает строжайшее соблюдение всех требований нор уголовного законодательства. Лишь при этом условии открывается возможность подвергнуть виновного справедливому наказанию, соответствующему тяжести преступления, и его личности оградить невиновного от необоснованного привлечению к уголовной ответственности и осуждения.

Для эффективной борьбы с преступностью необходим комплекс таких мер, как политические , социально-экономические ,воспитательно-профилактические и специальные . Специальные меры реализуются органами уголовной юстиции(МВД, КНБ, налоговая полиция , прокуратура , таможня, органы дознания, Министерство обороны).

Понятие значение, задачи уголовно- процессуальной деятельности

Таким образом, уголовный процесс — это предусмотренная законом и облеченная в форму правоотношений деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (судьи) при участии организаций, должностных лиц и граждан, содержанием которой является возбуждение, расследование, рассмотрение и разрешение судами уголовных дел, а также исполнение приговора.

Демократическое правовое государство призвано обеспечить охрану от преступлений прав и свобод личности, жизни, здоровья, чести и достоинства, других благ граждан, общества в целом, конституционного строя государства. Этому служат, в частности, уголовное право, устанавливающее круг деяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды таких наказаний. Тем самым оно способствует предупреждению преступлений. Но если преступление совершилось, то необходимо его раскрыть, установить лицо, его совершившее, и в то же время не допустить ошибочного обвинения, тем более осуждения невиновного. Виновный же должен быть подвергнут справедливому наказанию.

Актуальные проблемы теории и практики применения уголовно-процессуального права России

Важно, что суть целей и задач уголовного судопроизводства, по-прежнему, — борьба с преступностью, а не защита прав и законных интересов личности, и именно это противоречит принципу гуманизации, построенном на комплексе общечеловеческих ценностей, это и не дает разорвать порочный круг обвинительного уклона, неизменный рост статистики по арестам, и переполненности изоляторов временного содержания.

Во-первых, данный институт регулирую различные отрасли права — Гражданское законодательство и Уголовный процесс, таким образом, нет единообразного законодательного закрепления. Закон о порядке возмещения вреда причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда регламентированный ст. 1070 ГК РФ должен был быть разработан и принят — 1996 г. Сегодня суды применяют устаревшее положение и инструкцию о порядке возмещения вреда, утвержденную в СССР 1981 г., положения которых не удовлетворяют реалиям сегодняшнего дня, в связи с чем, институт реабилитации носит формальный неработающий характер.