Почему Законодатель Проводит Следственные Дейсвтия На Стедии Возбуждения Уголовного Дела

Почему Законодатель Проводит Следственные Дейсвтия На Стедии Возбуждения Уголовного Дела

Также в ходе проверки сообщения о преступлении могут производится оперативно-розыскные мероприятия, назначаться ревизии и проверки, а также привлекаться для консультирования специалисты. Доказательственная ценность результатов оперативно-розыскной деятельности, проводимой до возбуждения уголовного дела является предметом острых дискуссий. По мнению автора, оперативные данные, которые получены органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, до возбуждения уголовного дела и без поручения могут носить сугубо информативный характер, являться основаниями для возбуждения уголовного дела, а также являться информативной базой для сбора доказательств в ходе предварительного расследования. Но данные результаты оперативно-розыскной деятельности, опять же по мнению автора, никак не могут быть доказательствами по уголовному делу, которые могут быть положены в основу обвинения.

В этом случае будет обеспечена гарантия соблюдения законности при производстве следственных действий, осуществляемых до возбуждения уголовного дела, а также исключена возможность для недобросовестных сотрудников правоохранительных органов злоупотреблять своими полномочиями.

ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ И ИНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Из-за несвоевременности производства либо допущенных нарушений при производстве проверочных действий некоторые следы преступления, обнаруженные в стадии возбуждения уголовного дела, к началу предварительного расследования могут оказаться утраченными, вследствие чего органы предварительного расследования лишаются возможности установить полный перечень обстоятельств, входящих в предмет доказывания, а также должным образом определить пределы доказывания по уголовному делу.

В этой связи первоочередной задачей является всестороннее рассмотрение системы проверочных действий, производство которых в сегодняшних условиях возможно уполномоченным должностным лицом при проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Для того чтобы определить систему проверочных действий, производство которых возможно при проверке сообщения о преступлении, необходимо очертить границы, в которых эти действия проводятся, а границы эти определены стадией возбуждения уголовного дела (с момента получения заявления, сообщения о преступлении до принятия решения о

Почему Законодатель Проводит Следственные Дейсвтия На Стедии Возбуждения Уголовного Дела

В-третьих (и это следует из второго вопроса), являются ли предусмотренные в ч. 4 ст. 146 УПК РФ следственные действия (осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение экспертизы) следственными действиями, специально предусмотренными законодателем до возбуждения дела, и является ли этот перечень исчерпывающим?

В. Исаенко и Ф. Багаутдинов полагают, что указанные следственные действия специально предусмотрены законодателем до возбуждения дела в качестве исключения и расширительному толкованию их перечень не подлежит. При этом В. Исаенко предлагает иметь в виду, что до возбуждения уголовного дела могут быть назначены только такие экспертизы, для производства которых не требуется получение образцов для сравнительного исследования, поскольку таковые могут быть получены только на основании постановления лица, производящего расследование, с оформлением соответствующего протокола согласно ст. 202 УПК РФ.

Почему Законодатель Проводит Следственные Дейсвтия На Стедии Возбуждения Уголовного Дела

Поскольку в части 2 ст. 176 УПК данное условие прямо обозначено, пред — ставляется, что указание на конкретные сведения, свидетельствующие о нали — чии случаев, не терпящих отлагательства, должно стать непременным атрибу — том каждого протокола, составляемого следователем на стадии возбуждения уголовного дела. Если этого не сделано, все сведения, содержащиеся в прото — коле осмотра места происшествия, могут быть признаны недопустимыми дока — зательствами в соответствии с пунктом 3 ч. 2 ст. 75 УПК РФ.

Рекомендуем прочесть:  Аттестация Делется При Уволнение По Достижению Предельного Возраста

В некоторых работах обсуждается и вопрос о возможности производства до возбуждения уголовного дела иных следственных действий. Вместе с тем, ис — ходя из назначения исследуемой стадии, нельзя признать верным мнение А. П. Гуляева о том, что «… было бы логично правила получения показаний от свиде — телей на предварительном следствии распространить на стадию возбуждения уголовного дела»1, а также и позицию других процессуалистов, полагающих, что производство допроса возможно осуществлять до возбуждения уголовного дела2. Это стирает самое существенное отличие стадии возбуждения уголовно — го дела от последующих стадий уголовного судопроизводства, превращая ее, по словам А. М. Ларина, «в суррогат расследования»3.

Особенности производства следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела

Поскольку закон не содержит других прямых предписаний по порядку производства осмотра в стадии возбуждения уголовного дела, то на данном этапе судопроизводства применяются общие нормы, регламентирующие осмотр. Например, практика полностью переносит на осмотр жилища, которое является местом происшествия, требование испросить разрешение проживающих в нем лиц. Если такое разрешение не получено, то следуют либо обращение в суд для дачи разрешения на принудительное вхождение в жилище для осмотра, либо производство осмотра по правилам ч. 5 ст. 165 УПК РФ, т. е. в случаях, не терпящих отлагательства, с последующим информированием суда.

Назначение и производство судебной экспертизы как следственное действие надо отличать от другой формы использования специальных знаний в стадии возбуждения уголовного дела — исследования документов, предметов, трупов с помощью специалистов. Сходство между данными проверочными действиями в том, что они оба сопряжены с исследованием на основе специальных знаний[98]. Но поскольку исследование (не экспертиза) организуется органом расследования в одностороннем порядке (вне правоотношений с участниками процесса, без их участия), то доказательственная сила акта исследования ниже, чем заключения эксперта. На основе результатов исследования допустимо решение задач стадии возбуждения (имеются ли признаки преступления), но не основного вопроса уголовного дела — вопроса о виновности или невиновности лица.

Понятие, значение и задачи стадии возбуждения уголовного дела

Из текста нормы однозначно следует, что эти следственные действия должны быть направлены на закрепление следов преступления и установление лица, его совершившего. Являются ли таковыми предусмотренные в ст. 146 УПК РФ действия, и в чем их исключительность, заставившая законодателя специально их выделить?

Начало производства по уголовному делу как процессуальной деятельности начинается с момента его возбуждения уполномоченным лицом. Соответственно все следственные действия для получения допустимых доказательств должны проводиться только по возбужденному делу. Период между вынесением постановления о возбуждении дела и получением согласия прокурора также является уже периодом расследования по возбужденному делу.

Производство следственных действий в рамках стадии возбуждения уголовного дела Текст научной статьи по специальности — Государство и право

сутствие специального решения о возбуждении уголовного дела, .фиксирующего наличие данных, указывающих на признаки преступления, способно негативно сказаться на сроках расследования, которые могут непомерно затягиваться; на обоснованности производства следственных действий; на соблюдении законных интересов граждан, ибо тяготы пребывания под следствием в качестве подозреваемого не должны быть неопределенно длительными. Кроме того, отсутствие стартового акта, каковым служит решение о возбуждении уголовного дела, затрудняет контроль со стороны потерпевшего за ведением расследования в защиту им своих прав и интересов» [10]. Считается, что данная стадия способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка и т. д. [11] Эта наиболее типичная позиция является далеко не бесспорной.

Рекомендуем прочесть:  Как Заполнить Графу Свидетельство О Рождении На Сайте Ржд

Практические показатели подтверждают высказанную точку зрения. Реализация требования ч. 4 ст. 146 УПК о возбуждении уголовного дела следователем и дознавателем с согласия прокурора привела к резкому сокращению числа преступлений, раскрытых «по горячим следам». Именно обеспечение раскрытия преступлений «по горячим следам» является одной из приоритетных задач производства неотложных следственных действий в досудебном производстве. В 2001 году (до введения указанной нормы в уголовно-процессуальное законодательство РФ) количество раскрытых таким образом преступлений составляло 865 тыс. от общего числа зарегистрированных преступлений, после введения в действие указанной нормы оно составило только 240 тыс. [7], что, несмотря на косвенность статистических данных, является достаточно наглядной иллюстрацией. Подобное положение, как правильно указала Т. Н. Москалькова в своем выступлении на международной научно-практической конференции «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: год правоприменения и преподавания», «. приводит к снижению гарантий потерпевшего, размыванию принципов неотвратимости наказания и доступа к правосудию» [8].

Какие следственные действия следователь может проводить до возбуждения дела

Следственный эксперимент – своеобразное сопоставление определённых моментов, стимулирующее воспоминания о случившемся. Зачастую это позволяет выявить некорректные сведения. Следственные действия проводимые до возбуждения уголовного дела, несопоставимы с этим видом, поскольку до его назначения определён основной фигурант. Поэтому нельзя говорить о неотложном характере действий.

Освидетельствование производится в отношении всех лиц из первой группы участников производства. Так, первоначальное освидетельствование преступника может помочь установить его состояние в момент совершения уголовно наказуемого деяния, а манипуляции с потерпевшим – степень нанесённых увечий или его эмоциональное состояние.

Процессуальные действия, проводимые на стадии возбуждения уголовного дела

Вопрос о лишении неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы решает соответственно Совет Федерации и Государственная Дума. Представление Председателя Следственного комитета рассматривается на заседании соответствующей палаты, причем от Председателя Следственного комитета могут быть потребованы дополнительные материалы. При рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты вправе присутствовать лицо, в отношении которого внесено представление.

2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Возбуждение уголовного дела

Начало производства по уголовному делу как процессуальной деятельности начинается с момента его возбуждения уполномоченным лицом. Соответственно все следственные действия для получения допустимых доказательств должны проводиться только по возбужденному делу. Период между вынесением постановления о возбуждении дела и получением согласия прокурора также является уже периодом расследования по возбужденному делу.

Рекомендуем прочесть:  Ссп Нижегородской Области Узнать Задолженность

В нем же должна отражаться и всякая другая информация о совершенных и готовящихся преступлениях, поступающая из сообщений, полученных из иных источников. В настоящее время учет сведений о преступлениях, поступивших из иных, кроме заявлений граждан и сообщений должностных лиц учреждений, организаций и предприятий, источников информации, практически не ведется. И поэтому полной и точной картины о совершенных и готовящихся преступлениях у соответствующих правоохранительных органов нет. Кроме того, такой порядок регистрации и учета подобных сведений позволяет укрывать тысячи нераскрытых преступлений. По данным Генеральной прокуратуры, в 2001 г. органами внутренних дел было укрыто от регистрации 122 тысячи преступлений. См.: Информационное письмо заместителя Генерального прокурора РФ от 21.02.02 г. «О состоянии законности в органах внутренних дел при регистрации, учете, раскрытии и расследовании преступлений в 2001 г.».

Почему Законодатель Проводит Следственные Дейсвтия На Стедии Возбуждения Уголовного Дела

Необходимые предметы и документы могут быть истребованы по почте или непосредственно у граждан или должностных лиц. В последнем случае должен быть составлен соответствующий протокол с указанием места, времени и обстоятельств истребования и получения необходимых материалов.

Дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня получения указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить указанный срок до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Процессуальная деятельность следователя на стадии возбуждения уголовного дела

Таким образом, чтобы разрешить возникающие вопросы, представляется целесообразным рекомендовать скорректировать норму ч. 4 ст. 146 УПК РФ: либо расширить перечень предлагаемых следственных действий, либо использовать такое обобщающее понятие, как «неотложные следственные действия». Согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложные следственные действия – это как раз те действия, которые выполняются в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Нацеленность этих действий в полной мере отвечает задачам не только стадии возбуждения уголовного дела, но и в целом уголовного судопроизводства, а также соответствует принципу публичности, логически вписывается в конструкцию нормы.

Уголовный процесс начинается со стадии возбуждения уголовного дела, основной задачей которой являются, с одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, с другой – ограждение последующих этапов уголовного процесса от рассмотрения происшествий, бесспорно не связанных с совершением преступления.