Объекты Административного Права

Объекты Административного Права

Административно-правовое отношение, как и все другие правоот­ношения, имеет структуру (см. схемы 4 и 5), а именно системную сово­купность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (сто­роны) правоотношения — субъект и объект управления; их субъектив­ные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

Действия — результаты активного волеизъявления участника пра­воотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объ­единений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дис­циплинарные проступки.

Объекты и субъекты административно-правовых отношений

В отношении процессуального аспекта субъекты административных отношений со стороны ГПС (гражданско-правовых специализаций в вузах и научных учреждениях) понимаются как совокупность трех типов участников коммуникаций. Во-первых, это субъекты, которые обладают исключительными полномочиями в аспекте политической власти — президент, правительство и другие высшие исполнительные органы. Во-вторых, это группа участников, в отношении которых осуществляется управление — граждане, бизнесы, некоммерческие организации. В-третьих, это субъекты, которые занимают промежуточное положение: одновременно могут быть носителями властных полномочий, а также быть подотчетными вышестоящим политическим структурам. Это, собственно, региональные и муниципальные органы и должностные лица.

Административно-правовые отношения, субъекты правоотношений возникают при следующей совокупности условий. Данный перечень не исчерпывающий, но он представляет собой базовый спектр факторов, актуальность которых фиксируется в среде современных российских юристов. Во-первых, должны быть в действии административно-правовые нормы, предписывающие субъектам правоотношений соответствующие правила поведения, обязательства. Во-вторых, предполагается, что участники отношений обладают признанной правоспособностью. В-третьих, должны быть основания для возникновения соответствующего типа взаимодействия субъектов.

Объект административного права: понятие и предмет

Понятия «администрация» и «администрировать» наделены, как отмечалось выше, латинским происхождением. Таким образом, их русский перевод говорит о «руководстве» и «управлении». Администратора можно трактовать как управляющего. Кстати, в последнее время современный деловой лексикон предполагает использование неплохой альтернативы – такого понятия, как «менеджер».

Важно отметить, что окончательное деление правовой системы на некоторые обособленные элементы сегодня произвести невозможно, несмотря на то, что объект правового регулирования является основным критерием классификации права на отдельные отрасли. Вместе с объектом важную роль играет метод правового регулирования, служащий основанием, которое позволяет произвести классификацию права по отраслям.

Объекты Административного Права

Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.

При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Рекомендуем прочесть:  Внесение Изменений В Птс В Связи Со Сменой Фамилии

Объекты Административного Права

1. Регулятивная. Выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации и деятельности, прежде всего органов исполнительной власти, в том числе в установлении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, определении их правового статуса.

Раздел 1. «Общие положения» состоит из четырех глав: 1.«Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях»; 2. «Административные правонарушения, административная ответственность» (формы вины, возраст наступления административной ответственности, административная ответственность должностных лиц, военнослужащих, иностранных граждан, юридических лиц и т.д.­); 3. «Административное наказание (цели, виды), 4. «Назначение административного наказания» (обстоятельства смягчающие и отягощающие административную ответственность и т.д.).

Справка РФ

Государственное управление – это практически организующееся и регулирующее воздействие государства на общественную жизнь и деятельность людей, в целом ее упорядочения, сохранения и преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, т.е. целесообразности, обоснования и эффективности государственного управления, выступает социальная сфера и наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданием, реальным бытием людей. Свойства государственного управления: -) в государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляется и обеспечивается ею. -) государственное управление распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, на другие общества и группы людей и даже за его пределами в рамках проводимых государством международной политики. -) государственное управление объективно, системно и организованно. Субъектом государственного управления выступает государство, как политико-правовая организация общества. Особенности государственного управления: -) государственное управление – это управление в масштабе всего общества, призванное управлять в рамках закона (посредством нормативно-правовых и других юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для любых видов и сфер человеческой деятельности. -) государственное управление является сложным социальным явлением. Оно многоэлементно и многомерность. Оно наполнено объективно-необходимым содержанием (целями и функциями) и имеет целесообразные формы – такие как структура и процесс. -) государственное управление существует чтобы удовлетворять потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их и намечать такие цели, которые приводили бы к прогрессивному результату. -) цель социального механизма можно изобразить в виде цепи: Потребности => Интересы => Цели => Решения (воля) => Действия => Результат => Потребности.

Органы исполнительной власти, выполняя возложенные на них задачи и функции, руководствуются рядом принципов. Под принципом понимается основополагающая идея, положение и подход, а так же причина, опирающаяся на обыкновенные закономерности в развитии процессов и явлений в природе и обществе. В организации деятельности исполнительной власти они отражают наиболее существенные стороны и подразделяются на правовые и организационные. К правовым принципам следует отнести: -) народовластие (демократия) -) социальная справедливость -) верховенство закона -) разграничение предметов ведения -) функциональная самостоятельность ветвей власти -) законность -) приоритет прав человека и гражданина -) легитимность -) гласность -) централизация и децентрализация -) федерализм и объективный учет интересов субъектов федерации, больших и малых народов и народностей К организационным принципам относятся: -) научность -) рациональность -) дифференциация (разделение и фиксирование функций и полномочий) -) ответственность -) сочетание единоначалия с коллегиальностью -) отраслевое управление -) территориальность -) функциональность -) линейность -) двойное подчинение

Рекомендуем прочесть:  Социальный Пакет На 2022

Предмет административного права

  • регулируют отношения в сфере организации и функционирования публичного управления (государственного управления, местного самоуправления), в области действия органов исполнительной власти (организация и система управления, формы и методы осуществления управленческих действий, система и структура органов исполнительной власти, исполнение административных регламентов);
  • определяют порядок совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур (например, принятие административных актов, заключение административных договоров);
  • создают гарантии судебной правовой защиты физических или юридических лиц от незаконных решений (нормативных правовых актов) и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих посредством административного судопроизводства, осуществляемого судами обшей юрисдикции, арбитражными и военными судами;
  • устанавливают многочисленные административно-правовые режимы, обеспечивающие общественный порядок и общественную безопасность;
  • определяют виды административного принуждения за «отрицательные» результаты управления (противоправное управление), неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также устанавливают ответственность за совершение правонарушений в различных областях управления (ответственность органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; административная ответственность физических и юридических лиц);
  • обеспечивают права, свободы и законные интересы как граждан, так и юридических лиц.

Наряду с регулирующими функциями административному праву присущи и правоохранительные (т. е. принуждающие, ад- министративно-юрисдикционные) методы воздействия на конкретных участников правоотношений. Субъекты административного права, представляющие государство и его органы, также применяют в деятельности принудительные механизмы и правовые средства, используют в установленных законодательством пределах административно-властные правоохранительные, контрольно-надзорные полномочия.

Предмет, объект и система науки административного права

Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное управление, государственная администрация, административная власть.

Своеобразие текущего периода для науки административного права заключается в том, что она начинает новую эру в своей истории. В этих условиях возрастает роль отраслевой библиографии, выполняющей функцию регистратора всех опубликованных ранее работ по административному праву. Библиография, занимая вспомогательное место в иерархии человеческих знаний, является необходимой частью административно-правовой науки. Давно также назрела потребность составить фундаментальный каталог книг по данной отрасли знаний, который мог бы служить путеводителем для каждого ученого и преподавателя по административному праву, знакомить с наследием ученых-административистов XIX — первой трети XX в., в котором ранее, к сожалению, видели лишь «груз буржуазных представлений».

Рекомендуем прочесть:  Нужен ли снилс на пенсии

Лекция 1

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

Субъекты, объекты и содержание административно-правовых отношений

Вот почему наличие в административно-правовых отношениях (как вертикальных, так и горизонтальных) органа государственного управления (либо в отдельных случаях общественной организации или иной негосударственной организации, которой государством поручено осуществление определенной государственной функции) обязательно.

Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

Предмет административного права

Взаимосвязь (соотношение) систем права и законодательства — существующая связь между объективно формирующейся национальной системой права и складывающейся по усмотрению правотворческих органов государства системой законодательства. В философском плане система права и система законодательства соотносятся… … Элементарные начала общей теории права

Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. В свою очередь отрасль права… … Википедия

Предмет административного права

Внутриорганизационные отношения опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управленияво всех сферах государственной деятельности, поэтому их нередко именуют внутриаппаратными административно-правовыми отношениями, в отличие от внешнеуправленческих отношений. Внутриаппаратная деятельность является обязательным атрибутом осуществления любого вида государственной деятельности, будь то собственно управленческая исполнительно-распорядительная деятельность или законодательная, судебная, прокурорская и др.

Внешнеуправленческие организационные административно-правовые отношения складываются, главным образом, между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализации многочисленных и разнообразных функций управления органами исполнительной власти и должностными лицами, а также между ними и физическими и юридическими лицами.