Защита социальных прав граждан конституционным судом

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Доброго времени суток, дорогие читатели блога, прямо сейчас мы будем постигать возможно самую необходимую и интересующую Вас тему — Защита социальных прав граждан конституционным судом. После прочтения у Вас могут остаться вопросы, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже.

Мы всегда и постоянно обновляем опубликованную информацию, в этом модете быть уверены, что Вы прочтете всю самую новую информацию.

В области конституционной защиты социальной прав граждан проводится ряд программ по усовершенствованию. На наш взгляд, эффективная конституционная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Право на защиту материнства и детства, защиту от безработицы, защиту жилища, и других благ является важнейшим, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Государственная защита социальных прав граждан

Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 г. утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и социальной работы.

Данное правило определения подсудности по социальным спорам в сфере трудовых пенсий может быть применено при определении подсудности по всем спорам в сфере социального обеспечения, поскольку определение подсудности связано с природой правоотношений в сфере социального обеспечения, их подразделением на материальные и процедурные правоотношения, динамикой развития правоотношений в сфере социального обеспечения. Наличие субъективного права на социальное обеспечение определенного вида (например, достижение возраста и наличие стажа) само по себе не является основанием для назначения пенсии, поскольку существующее субъективное право должно пройти динамику развития от материального правоотношения к процедурному. При наличие спора по поводу субъективного права лица на социальное обеспечение того или иного вида – спор относится к подсудности районного суда (заранее субъективное право как таковое оценке не подлежит, хотя, безусловно, является по своему характеру имущественным), при наличие спора относительно реализации неоспариваемого субъективного права на социальное обеспечение определенного вида – спор относится к подсудности мирового судьи при условии, что подлежащие взысканию суммы в счет социального обеспечения не превышают 50 000 рублей (ст. 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Территориальная подсудность (подсудность между судами одного уровня) определяется по общим правилам подсудности, определенной в ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, – по месту нахождения ответчика.

Рекомендуем прочесть:  Сколько Стоит Пересдача Теории В Гаи После Автошколы

Роль Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ в защите прав граждан в сфере социального обеспечения

Конституционный Суд РФ обосновал целый ряд правовых позиций по актуальным вопросам теории и практики права социального обеспечения. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 октября 1995 г. № 11-П «О про-
верке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от
20 ноября 1990 года “О государственных пенсиях в РСФСР” в связи с жалобами граждан Г. Г. Ардерихина, Н. Г. Попкова, Г. А. Бобырева, Н. В. Коцюбки» изложены правовые позиции Суда о прямой зависимости прав гражданина в области пенсионного обеспечения от его трудовой или иной общественно-полезной деятельности, ее объема и характера. Руководствуясь ими, Конституционный Суд признал, что лишение осужденного пенсионера трудовой пенсии путем приостановления ее выплаты является недопустимым ограничением конституционного права на социальное обеспечение, поскольку такое ограничение не согласуется с целями, перечисленными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ[17]. Указанные выше правовые позиции Конституционного Суда РФ о природе трудовых пенсий были развиты и в других решениях Суда. Рассматривая дело о проверке конституционности положений ст. 2, 5 и 6 Закона РФ от 2 июля 1993 г. № 5318-1 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», в связи с жалобами ряда граждан, Суд указал, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных значимых для общества обязанностей. С учетом этого Конституционный Суд РФ признал положения Закона РФ от 2 июля 1993 г. «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 г. либо после этой даты, но не проживали непосредственно на территории РФ, не соответствующими Конституции РФ, ее
ст. 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3)[18].

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой» // Интернет-ресурс: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=101359

Рекомендуем прочесть:  Получение ветеран ттруда в архангельской области

Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина. Гарантирование конституционного права граждан на судебную защиту своих прав. Ограничение прав и свобод гражданина. Проблемы функционирования института Уполномоченного по правам человека в РФ.

Конституционная защита социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина. Установление роли, значимости существования и работы Конституционного Суда РФ в российском обществе как института защиты экономических и социально-культурных прав.

В Постановлении от 16.12.1997 № 20-П Конституционный Суд встал на защиту прав безработных граждан на социальное обеспечение в период их временной нетрудоспособности. Я полностью согласна с позицией Конституционного Суда, что «при продолжении временной нетрудоспособности более 30 календарных дней безработный гражданин практически остается без материальной поддержки государства, что в этот период отсутствие каких-либо средств к существованию может поставить под угрозу жизнь и здоровье гражданина, повлечь стойкую утрату его трудоспособности и привести к инвалидности» Постановление от 16.12.1997 г. № 20-П, что противоречит Конституции. В наше сложное время, когда растёт число безработных, а медицинское обслуживание подчас только называется бесплатным роль государства, как социального гаранта, очень велика. Государство должно стоять на страже защиты здоровья граждан, ведь оно заинтересовано в здоровом трудоспособном населении.

Социальные споры относятся к категории гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции и разрешаемых в исковом порядке. Исключение составляют гражданские дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (факт нахождения на иждивении, факт принадлежности трудовой книжки и т.п.), которые также подведомственны судам общей юрисдикции, однако разрешаются в порядке особого производства.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

В первом Определении речь идет о том, что, устанавливая в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовых пенсий в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, ч. 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения, отметил Суд, соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Суд опирался на правовые позиции, изложенные Конституционным Судом РФ в Постановлении от 3 июня 2004 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пунк-
та 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”», которые применимы и при оценке оспариваемой нормы подп. 1 п. 1 ст. 28 этого же Федерального закона. Оспариваемая норма исключает возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости отцам без разумного на то оправдания, чем нарушаются требования ст. 19, 38 (ч. 1 и 2) и 39 (ч. 1) Конституции РФ и имеет место несоразмерное ограничение конституционного права отцов детей-инвалидов с детства, воспитавших их без матерей, на пенсионное обеспечение на льготных условиях.

Рекомендуем прочесть:  Председатель гаражного коопаратива ситается общий стаж для ветерана ветерана труда в новосибирске

Роль Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ в защите прав граждан в сфере социального обеспечения

Решения конституционных, уставных судов субъектов РФ, как и решения Конституционного Суда РФ, основаны на сформулированных ими правовых позициях. При этом возникает вопрос о связанности правовых позиций органов конституционной юрисдикции по трем направлениям: по вертикали сверху вниз, по вертикали снизу вверх и по горизонтали[26]. Связанность правовых позиций по вертикали вниз означает, что конституционные, уставные суды субъектов РФ основываются на правовых позициях Конституционного Суда РФ. Связанность по вертикали снизу вверх предполагает учет Конституционным Судом РФ правовых позиций конституционных, уставных судов субъектов РФ. Наконец, весьма желательным является учет конституционными, уставными судами субъектов РФ правовых позиций конституционных, уставных судов других субъектов РФ.

В своей совокупности именно эти свойства раскрывают содержание процесса как юридической категории, [Сорокин В. Д. Семь лекций по административному праву. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 1998. С. 27–29] предопределяют его роль и значение в механизме правового регулирования общественных отношений.

[Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие. – М.: Закон и право; Юнити, 1998. – 383 с.] Таким образом, Конституционно-судебный процесс — урегулированная процессуальными нормами конституционного права деятельность конституционных судов и квазисудебных органов конституционного контроля по рассмотрению и разрешению конституционно-правовых споров и дел о конституционных правонарушениях.

Конституционный судебный процесс

Свыше 20 постановлений Конституционный Суд принял по вопросам конституционности норм Уголовно-процессуального кодекса. Главная направленность этих решений — способствовать утверждению на практике таких основных прав граждан как право на законную подсудность, на защиту, на пересмотр дела и т. д.