Проблемы Общества 2022

ЕГЭ по обществознанию — демоверсия 2022 года

Отметим, что задание 12 во всех вариантах проверяет знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (позиция 5.4 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию), а задание 13 – позиции 4.14 и 4.15 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию.

Задание-задача с порядковым номером 22 требует анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в решении познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задания части 2 (17–25) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней школы (социальную философию, экономику, социальную психологию, социологию, политологию, правоведение). Задания 17–20 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста или нормативного правового акта.

Задание 1 – понятийное задание базового уровня – нацелено на проверку сформированности знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов. На первой позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания.

Задание 20 предполагает использование информации из текста и контекстных обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.

Демоверсия ЕГЭ 2022 по обществознанию

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2022.

Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2022, приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ 2022 по обществознанию.

17. Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

4. Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.

1) Одна из функций правоохранительных органов — укрепление законности и правопорядка.
2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов, называется адвокатура.
3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.
4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.
5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

В период с 2013 по 2022 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза. Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.

22. В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоемкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.

ОГЭ по обществознанию в 2022 году

Задание 1 – умение знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

В официальной справке ФИПИ принципиальные изменения в КИМе ОГЭ 2022 года по обществознанию сформулированы так: «усилена аналитическая составляющая КИМ: большинство заданий требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания».

Они принесут большую пользу при подготовке к ОГЭ по обществознанию как по части знаний, так и для отработки навыков для сдачи экзамена. Пишите пробные экзамены и решайте экзаменационные варианты — как можно больше. Нужно натаскивать себя на формат. На ОГЭ по обществознанию недостаточно показать свои знания, нужно оформить их «по шаблону». Засекайте время, которое уходит на выполнение заданий во время подготовки, чтобы точно успеть выполнить все задания на реальном экзамене.

Ещё можно использовать мнемотехнику — совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Создавайте яркие ассоциации к терминам и понятиям. Этот метод поможет эффективно подготовиться к ОГЭ по обществознанию и другим предметам.

Задания 2, 3, 6, 8, 13, 17 – умение приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Таким образом, мы рассмотрели все изменения в ЕГЭ по обществознанию, с которыми столкнутся выпускники 2022 года. Несомненно, система ЕГЭ будет подвергаться постепенным изменениями в связи с современными запросами. Не стоит забывать, что для получения достаточно высокого балла на экзамене необходима специальная и своевременная подготовка. Каждый выпускник должен проявить внимательность, усидчивость и трудолюбие, чтобы поступить на желанную специальность. Нацеленность на результат и уверенность в себе помогут школьникам добиться больших успехов.

  1. Известно, что в 2022 году КИМ ЕГЭ по обществознанию претерпел значительные изменения. Рассмотрим их поподробнее.
  2. Из первой части контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию убрали задания 1, 2 и 20 в соответствии с нумерацией 2022 года.
  3. Задание номер 10 с кратким ответом из КИМ 2022 было преобразовано в задание номер 21 с развернутым ответом согласно нумерации 2022 года. Данное задание проверяет умение выпускника анализировать график спроса и предложения.
  4. Из второй части КИМ ЕГЭ по обществознанию 2022 были убраны задания 22 и 26, номера 25.1 и 23 были сохранены в составном задании к тексту. Перечисленные номера дублировали друг друга по проверяемым навыкам выпускника.
  5. Разработчики КИМ увеличили максимальный балл за выполнение задания 22 (согласно нумерации 2022 года) с 3 до 4 баллов.
  6. В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию не стали включать альтернативное задание, в котором необходимо написать мини-сочинение. Согласно нумерации заданий 2022 года, это задание было под номером 21. Эти изменения в ЕГЭ по обществознанию 2022 года понравятся многим выпускникам. Но они же забирают легкие баллы у тех, кто хорошо справляется с сочинениями.
  7. В будущем году выпускники должны будут продемонстрировать свои знания по законодательству Российской Федерации и Конституции РФ. Соответствующее задание с развернутым ответом представлено под номером 23.
  8. В задания 24 и 25 (согласно нумерации 2022 года) было включено бывшее задание 28 из КИМ 2022 на составление плана по предложенной теме.
  9. Разработчики КИМ ЕГЭ 2022 уменьшили максимальный балл за всю работу с 64 до 57.
  1. Соотношение материала и сознания.
  2. Пространство и время как формы бытия.
  3. Движение и развитие как способы существования.
  4. Проблема сущности сознания.
  5. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.
  1. Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.
  2. Проблема экономического выбора.
  3. Факторы производства и их значение в экономике.
  4. Труд как вид деятельности и экономический ресурс.
  5. Капитал как экономический ресурс.
Рекомендуем прочесть:  Как Взять Кредит С Плохой Кредитной Историей В Спб Если Не Дают Банки

Чтобы получить достаточно высокий балл на ЕГЭ по обществознанию, необходима тщательная и своевременная подготовка. Ведь ЕГЭ по обществознанию является самым объёмным экзаменом. Он состоит из заданий пяти научных профилей: философии, права, экономики, социологии и политологии. Перед тем, как начать готовиться к важному экзамену, выпускник должен зайти на сайт ФИПИ и ознакомиться с демонстрационной версией ЕГЭ, спецификацией и кодификатором. Благодаря спецификации школьник может узнать, сколько баллов даётся за конкретное задание. В кодификаторе представлен список тем, которые обязан знать выпускник.

Перед экзаменом обязательно нужно прорешать тесты ЕГЭ по обществознанию. Это поможет выявить пробелы в знаниях, приобрести нужную уверенность. Самое главное, что ученик познакомиться с самой системой и сможет быстрее сориентироваться на проверке знаний. В большинстве случаев вопросы повторяются.

Сдавать ЕГЭ по обществознанию 2022 нужно многим ученикам. Этот экзамен необходим для поступления на разные экономические и юридические факультеты. Хорошая подготовка гарантирует успешную сдачу и получение максимально высоких баллов. Внимание нужно уделить теории и практике.

Если прорешать максимальное количество тестов, то есть вероятность, что будут такие же задания. Это облегчит работу на экзамене. На нашем ресурсе собраны все последние варианты, которые предоставлены министерством образования. Удобно отдельно выполнять часть А и Б, чтобы систематизировать свои знания. После тщательной подготовки с помощью нашего сайта, любой может сказать, я решу ЕГЭ обществознание 2022.

Проблемы Общества 2022

3) ответ на второй вопрос, например: отечественные специалисты не просто предлагают наилучшие уникальные программные решения, а, по сути, создают новую сферу знаний, новую среду для развития экономики и жизни ИЛИ благодаря отличным школам в области математики, теоретической физики мы способны добиваться лидерства по ряду направлений так называемой новой экономики, прежде всего цифровой.

1) Артур – добрый и отзывчивый человек, у него много друзей.
2) У Артура, как и у его родителей, тёмные волосы и серые глаза.
3) Рост Артура – 175 см.
4) Артур помогает сотрудникам Дома ветеранов ухаживать за пожилыми людьми.
5) Артур преуспевает в профессиональной сфере.
6) Артур играет в баскетбольной команде предприятия, на котором работает.

1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3) Один из критериев социальной стратификации общества – доход.
4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.

1) составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.);

2) одно предложение с информацией о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе Российской Федерации, опирающейся на знание курса, например: Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе Российской Федерации.)

Из средств гранта не оплачиваются расходы, связанные с: проведением презентационных мероприятий проекта (конференции, круглые столы, пресс-конференции и т.п.); арендой и содержанием рабочих помещений (если только методика реализации полевого этапа не требует специально оборудованного помещения); закупкой техники и программного обеспечения (если только последнее не является уникальным и не связано исключительно с целями и задачами проекта); редакционно-издательской деятельностью; публикацией в СМИ и Интернете результатов проекта и другие расходы, которые не связаны исключительно с реализацией проекта.

Проблемные области (разделы) тематики конкурса: «Приоритетная тематика. Актуальные проблемы модернизации», «Государственное строительство, демократия и национальные процессы модернизации», «Институциональные вопросы модернизации», «Вопросы гуманитарной модернизации».

Конкурс проводится среди некоммерческих неправительственных организаций на предоставление грантов для реализации проектов по осуществлению конкретных программ и научных исследований и мониторинга состояния гражданского
общества. Исследовательские усилия должны быть направлены на исследование тех проблемных областей, которые связаны с новыми задачами национального развития.

К участию в конкурсе приглашаются некоммерческие неправительственные организации, отвечающие следующим требованиям: срок государственной регистрации в качестве юридического лица к дате окончания приема заявок должен быть не менее одного календарного года; не должны находиться в процессе ликвидации или реорганизации; должны реально осуществлять социально значимую деятельность.

Гражданское общество — это общество структурированное

Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно по нему проехать и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я — член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» — очень серьёзная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.

Рекомендуем прочесть:  Снятие С Учета Автотранспорта В Гаи Стоимость 2022 Год В Магилеве

В нашем обществе ещё только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеки. Существует широкое движение за гражданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2022

Задание 11.
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.
Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
2) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) наличие этапа предвыборной агитации
4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
5) процедура тайного голосования
6) голосование по одномандатным округам

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.


Задание 21.

На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение.
(Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?

Задание 2.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

(С.И. Самыгин)

Задание 17.
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.)
Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

  • 2 задания по разделу «Социальная сфера»;
  • 2 задания на знание политических процессов и сферы социального управления;
  • 3 задания по разделам: «Сфера духовной культуры» и «Человек и общество»;
  • 3 задания по правоведению;
  • 4 задания по экономике, в том числе на владение навыками финансовой грамотности;
  • остальные задания могут варьировать в зависимости от варианта КИМ.
  • 1 блок из 16 вопросов-тестов с выбором одного из нескольких вариантов ответов, указанием последовательности цифр или с ответов в виде словосочетания, за которые можно получить 17 баллов или 45,9% от максимально возможного результата за весь экзамен;
  • 2 блок из 8 заданий с развернутым ответом, за которые можно получить 20 баллов или 54,1% от максимально возможного результата за весь экзамен.

«Готовь сани летом, а ОГЭ — за два года» — это модернизированная мудрость в полной мере относится к основному государственному экзамену по обществознанию. Предмет считается одним из наиболее популярных у российских девятиклассников, но одновременно является одним из самых сложных, особенно в гуманитарном блоке. Если вы поставили перед собой цель «Решу ОГЭ обществознание на 5 баллов», та статья поможет вам подготовиться к аттестации.

Очевидно, что изображенные на фото родители пришли в магазин за продуктами, поэтому в качестве вида деятельности можно указать «покупку продуктов питания» или любой аналогичный ответ, не искажающий смысла ответа. Следует отметить, что один лишь ответ на вопрос на дает возможность получить даже 1 балл — обязательно требуется выполнение других условий задания. В частности, баллы начисляются следующим образом:

В 2022 году в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуации выпускники 9 классов не будут сдавать ОГЭ по обществознанию. Вместе с тем, опубликованные ФИПИ материалы вполне могут стать ориентиром для тех восьмиклассников, которые хотят заранее подготовиться к основному государственному экзамену в 2022 году. Именно на действующую редакцию спецификации и кодификатора мы и опираемся в нашем обзоре.

Задание 22

Гражданин Зинченко умер, не оставив завещания. Родной сын наследодателя отказался разделить наследство со своей сестрой гражданкой Анной, которая была удочерена Зинченко. Она обратилась с заявлением в суд по поводу правомерности действий сводного брата. Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде? Назовите два вида наследования согласно ГК РФ. Имеет ли Анна право на наследство? Свой ответ объясните.

В государстве Z граждане для реализации своих прав и свобод создают относительно независимые от государства ассоциации, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам. Глава государства и члены парламента избираются всенародно на свободных конкурентных выборах. Государство Z включает в себя 25 территориальных единиц, обладающих правом устанавливать собственные налоги. Какова форма государственного (территориального) устройства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названных в условии задачи.

Супруги Николай и Анна Новиковы расторгли брак. По решению суда их четырёхлетняя дочь осталась с матерью. Николай переехал из Ростова-на-Дону в соседний город Азов. Будучи очень привязан к ребёнку, отец каждую субботу или воскресенье приезжал к дочери, чтобы повидаться с ней и провести вместе несколько часов. Но через некоторое время бывшая жена заявила ему, что больше не будет отпускать с ним дочь, так как эти встречи травмируют психику ребёнка. Анна стала препятствовать встречам отца с дочерью, отправлять её к своим родителям, к знакомым. Николай обратился в суд с требованием обязать Анну дать ему возможность видеться с дочерью и принимать участие в её воспитании. Назовите отрасль права, нормы которой регулируют данное правоотношение, и нормативно-правовой акт, который станет основой для решения данного вопроса. Правомерны ли требования Николая? Какое решение будет принято судом по его требованию?

Рекомендуем прочесть:  Образец Приказа О Выплате Выходного Пособия При Увольнении По Инвалидности

Отвечая на недобросовестную экономическую конкуренцию со стороны других стран, страна Z ввела эмбарго на продовольственные товары из стран-конкурентов. Определите и сформулируйте три возможных последствия, которые возникнут на рынке продовольственных товаров в стране Z.

  1. тенденция (по тексту задания) — гуманизация образования;
  2. другая тенденция с соответствующей характеристикой, допустим:
    — интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);
    — информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у учащихся навыков поиска и анализа разнообразной информации).

18.Автор пишет об отношениях между правом и государством. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение /определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях).

4.Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.

При анализе ответа учитывается:

  • соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
  • наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть данную тему по существу;
  • количество подпунктов каждого пункта;
  • корректность формулировок пунктов плана.

В то же время между государством и правом возможны противоположные отношения, когда государств оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает сознавать, что государство не действует в соответствии с установленными ими же самим нормами.

17.Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее положение из текста). Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства?

Коллективный договор 2022 для ООО

  • соблюдение принципа добровольности при формировании бригады;
  • назначение бригадира с учетом мнения коллектива;
  • возложение обязанностей временно отсутствующего бригадира;
  • безусловное требование о перезаключении ДКМО при смене коллектива на 50%;
  • внесение дополнительных сведений в ДКМО, не приводящее к его перезаключению, при приеме или выбытии из состава бригады ее членов.

6.4. Выдавать (при необходимости) для обеспечения своевременной стирки, химчистки и ремонта спецодежды отдельным категориям Работников два комплекта спецодежды (на два срока носки) по решению руководителей филиалов, принятому с учетом мотивированного мнения выборного органа Профсоюза.

5.8. Регулировать режим рабочего времени и времени отдыха Работников, работа которых непосредственно связана с движением поездов, в соответствии с Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2022 года № 44, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами Компании. Для Работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил (режимов рабочего времени), установленных правилами внутреннего трудового распорядка, — определять трудовым договором.

Если проект локального акта одобрен сторонами, его можно подписывать. Свою подпись со стороны организации должен поставить руководитель или лицо, которое им на это уполномочено. Со стороны трудового коллектива договор может подписать председатель профсоюзной организации или другой представитель, избранный на общем собрании (конференции) тайным голосованием.

4.10. Трудоустраивать уволенных из ОАО «РЖД» в связи с призывом на срочную военную службу и обратившихся по вопросу трудоустройства в Компанию после увольнения с военной службы по призыву (за исключением уволенных с военной службы по истечении срока контракта) не позднее, чем в 3-месячный срок с даты увольнения с военной службы по призыву.

  • 17. Задание к тексту. Нужно привести прямые цитаты из текста при ответе на вопрос (2 балла)
  • 18. Составление определения (2 балла)
  • 19. Написание примеров (3 балла)
  • 20. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста (3 балла)
  • 21. Анализ экономического графика: график изменения спроса и предложения, равновесная цена (3 балла)
  • 22. Решение задания-задачи (4 балла)
  • 23. Задание по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (3 балла)
  • 24. Составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (4 балла)
  • 25. Рассуждение с привлечением актуальных реалий (4 балла)

Перейдем к самому объемному разделу экзамена — части 2. Она включает в себя 9 заданий с развернутым ответом. Всего за вторую часть можно набрать 49 первичных баллов. Самое важное, что нужно запомнить — эти задания проверяют эксперты, а они опираются на четко заданные критерии. Каждое задание во второй части — это коробка с подарком, которую нужно правильно оформить и украсить. Если вы не помните критерии, можно потерять много баллов, несмотря на хорошие знания.

  1. Излагайте мысли структурированно, используйте нумерацию и проблемы между смысловыми частями.
  2. Не зачеркивайте, так как это «загрязняет» работу. Лучше набросать ответ на черновике, а потом перенести его в чистовик.
  3. Используйте вводные предложения перед ответом, чтобы «ввести» эксперта в курс дела.
  4. Делайте предложения лаконичными, следите, чтобы они относились к сути вопроса. Если рассуждения будут непонятными, эксперт может не разобраться в них и поставить низкий балл.
  5. Не забывайте о том, что часть 2 проверяют люди. Постарайтесь создать благоприятное впечатление — чем приятнее будет читать вашу работу, тем больше шансов, что эксперты найдут всю информацию и высоко оценят ответ.

А значит, набрать этот балл не так-то просто. Только подумайте, сколько разных подтем есть в пяти блоках, которые включены в экзамен! Надо знать законы и философские течения, уметь сходу вспоминать имена ключевых социологов, политологов и философов, давать точные определения терминам… А еще уметь анализировать графики и рассуждать и аргументированно доказывать свою точку зрения.

И еще один важный пункт: отслеживайте свой прогресс. Почаще пишите пробные экзамены, решайте тесты, готовьте планы, учитесь аргументировать. Через месяц учебы сравните свои старые результаты с новыми. Что улучшилось? Что не изменилось? Где еще есть пробелы? Такая работа поможет вам понять, на какие темы и задания стоит обратить внимание непосредственно перед экзаменом.