Обексты Административного Права

Лекция 1

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

Административное право как отрасль права и наука

Связь административного права с уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным правом и судебным законодательством. Основное отличие состоит в порядке использования функций административной власти, т. е. имеет место внесудебный характер реализации их органами исполнительными власти, их должностными лицами (юрисдикционные полномочия) по рассмотрению и разрешению управленческих споров и дел об административных правонарушениях.

  1. государственное управление, исполнительные органы власти;
  2. административное право как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
  3. субъекты административного права;
  4. формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  5. административное правонарушение и административная ответственность;
  6. административная юрисдикция;
  7. административный процесс и виды административного производства;
  8. законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Субъекты административного права

Правоспособность субъекта сочетает его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Административная правоспособность — вид обшей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований. Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.

Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.

Институты административного права

Государственная служба имеет профессиональную основу. Это определено надобностью компетентного осуществления деятельности организаций государственного уровня. Государственная служба опосредуется при помощи административного права. Набор право норм, регламентирующих правовое положение государственных служащих, условия и порядок прохождения государственной службы и иные положения, составляют правовой институт.

Рекомендуем прочесть:  Кто Может Ухаживать За 80 Летним Пенсионером За Плату

Основными принципами, на которых строится государственная служба, являются: легальность, приоритет прав человека, равные права граждан при доступе к государственной службе, единство правовых основ и основ организационного содержания при осуществлении государственной службы, связь служб муниципального уровня с государственным уровнем.

Административное и финансовое право

Административное и уголовное право также не лишены признаков взаимодействия. Уголовное право предусматривает, в частности, ответственность за преступления, совершенные в сфере регулируемых административным нравом общественных отношений. Административное право регламентирует вместе с рядом других правовых отраслей (например, гражданским правом) экономическую деятельность. Уголовное право обеспечивает ее защиту, предусматривая ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрацию незаконных сделок с землей. Таким образом, уголовное право обеспечивает реализацию и защиту административного права. Часто административное правонарушение перерастает в преступление (мелкое хулиганство — в уголовно наказуемое хулиганство, административные правонарушения против собственности — в преступления, посягающие на собственность).

В УК РФ имеется ряд глав, в которых предусмотрена уголовная ответственность за преступления, прямо затрагивающие сферу деятельности государственной администрации и административно-правового регулирования. Это касается преступлений против прав и свобод человека и гражданина, преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений против общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, экологических преступлений, преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, преступлений в сфере компьютерной информации, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, государственной власти и интересов государственной службы, порядка управления и др. [52. Гл. 19, 22, 24-30, 32, 33].

Административное право

Взаимодействие с финансовым правом:финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Административное право Великобритании

К источникам административного права в Великобритании также принадлежат обычаи. Ряд полномочий исполнительная власть реализует исходя не из законов, а из прерогативы короны — власти, что принадлежит ей по обычаю. В юридической науке их еще называют конституционным соглашением, или конституционным обычаем. Например, в таких конституционных обычаев принадлежит неписаное пол идти ко-правовое правило о том, что пост главы Правительства Великобритании занимает лидер партии, победившей на выборах в Палату общин. Среди таких обычаев можно выделить обычай относительно прерогативы Короны в регулировании вопросов гражданской службы. Так же на обычаи, который берет начало еще со времен Средневековья, в Великобритании было сформировано правило, суды решают окончательно все спорные вопросы права.

Рекомендуем прочесть:  Статья слежка

Административное право Великобритании является совокупностью правил, большинство из которых являются правовыми нормами, регулирующими общий порядок управления государством в широких пределах принципов, которые установлены политикой. Такое нормативное регулирование направлено на работу ведомств центрального и местного подчинения, на отношения между этими ведомствами, обществом и отдельными гражданами, на охрану интересов последних от посягательств со стороны органов управления. В современных источниках административное право Соединенного Королевства, с формальной точки зрения, интерпретируется как отрасль публичного права, регулирующая организацию, процедуры, права и обязанности, ответственность различных органов управления, участвующих в осуществлении публичной политики. Учитывая приведенные определения, к главному задачи административного права Великобритании возможно отнести соблюдение баланса в системе разделения властей. Такой баланс играет существенную роль, с одной стороны, при обеспечении эффективной деятельности публичной администрации, с другой — при обеспечении защиты граждан и общества от возможных злоупотреблений (maladministration) этой властью. Поэтому вопрос о границах полномочий публичной администрации и соблюдение ею доктрины intra vires (деятельности в пределах полномочий) выступают первоочередным приоритетом английского административного права.

Понятия административного и гражданского права и их особенности

Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство). Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны; одной из сторон выступает соответствующий орган управления. При этом он не является юридическим лицом, не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денежные формы. Орган управления воздействует на имущественные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые имеются в его распоряжении.

Во взаимоотношениях административного и гражданского права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования (например, отношения иму­щественного характера, возникающие в хозяйствен­ной сфере). Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права. В таком случае различие между данными отраслями права следует искать в прису­щих им методах правового регулирования.

Административное право Российской Федерации

Основные положения излагаемого курса базируются на принципах историзма, объективности и конкретности, а также общепризнаваемых закономерностей формальной и диалектической логики. При характеристике рассматриваемых государственно-правовых явлений используются и частнонаучные методы.

Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются с использованием новых методических подходов.

Административная юриспруденция

Человеческое стремление и желание пробовать себя в новом качестве, в области общественного служения, большой политики, бизнесе или в творчестве проявляется с большой долей вероятности у профессионалов адвокатов. Отчасти это происходит потому, что выбранный новый путь в той или оной мере будут .

Рекомендуем прочесть:  Программа Жилье Молодым Федеральная? Махачкала

Административная ответственность — это обязанность лица, установленная нормами права, дать отчет о неправомерных своих действиях и получить наказание в виде взыскания. Административная ответственность — это государственное принудительное наложение наказания к виновному лицу за правонарушение, установленное административно-правовой нормой и налагаемое органами администраций.

Субъекты административного права

Министерства и агенства образуются и упраздняются, а также реорганизуются Президентом РК. Они действуют на основании положений, утверждаемых Правительством РК, где определяются задачи, функции, компетенция и сфера деятельности, структура, управление и другие необходимые вопросы.

Вторая группа рассматриваемых субъектов — учреждения. Это организационные образования, основная форма их работы связана с хозяйственно-коммерческой деятельностью, а цели не связаны с получением прибыли. К ним относятся организации, функционирующие в основном в социально-культурной, административно-политической сфере, классифицировать их также можно по различным основаниям:

Обексты Административного Права

В конечном итоге всякое понимание административного права в современных политико-правовых теориях не может не учитывать того обстоятельства, что государство в целом, его институты, в том числе административные, не имеют никакой другой глобальной цели, кроме служения интересам каждого отдельного индивида и общества в целом, защиты прав гражданина и человека. Государство во всех проявлениях его сущности не может возвышаться над гражданским обществом и индивидами, его составляющими, — оно не более чем инструмент в руках общества и индивидов по обеспечению гармоничных условий жизни людей. Административные же институты власти в наибольшей степени должны подчинять свои действия интересам индивидов, поскольку на них, согласно законодательству современных демократических государств, возлагается обязанность обеспечивать выполнение конституции, законов, закрепляющих права и свободы гражданина и человека;

Указанные стандарты, в свою очередь, проверяются набором принципов и практик, среди которых принципы административного права составляют важный элемент. Например, администрация, которая добивается хороших результатов и которая при этом уважает права граждан и их групп, близка к тому, чтобы рассматриваться как законная. Это представление о законности будет далее укреплено соблюдением промежуточных стандартов, о которых уже говорилось. Например, если управление осуществляется открыто и прозрачно, то оно, вероятно, завоюет дополнительное уважение, в котором будет отказано власти, действующей закрыто и тайно. То же самое относится и к другим стандартам и практикам: соблюдение правил уведомления, слушания, открытия информации, обоснования, соблюдение сроков и регресс. Законность — это вопрос степени, которой ни одна система не достигнет полностью; но чем выше соответствие управления принципам административного права, тем большая степень уважения к власти будет завоевана, а следовательно, будет обеспечиваться прогрессивно-стабильное развитие общества.