Списание Основных Средств При 100% Амортизации В Казенном Учреждении

Как правильно начислить амортизацию ос в казенном учреждении

  1. Согласование или получения ОС в вышестоящих инстанциях, и выделение на это бюджетных фондов.
  2. Заключение договора, расчеты по нему и поставка имущества.
  3. Определение группы принадлежности вновь поступившего объекта по классификатору, включая и срок его пригодности.
  4. , включая его цену и прочие расходы на транспортировку, и .
  5. Принятие на учет в организации.
  • Объектом ОС считается имущество со сроком использования более года, без учета ограничений по его минимальной стоимости.
  • Если срок полезной эксплуатации объекта менее года, то он не может считаться ОС независимо от его .
  • Исключение лишь библиотечные фонды.

Чтобы получить годовую норму, необходимо разделить первоначальную стоимость на срок полезного использования. Если бюджетному учреждению приходится приобрести актив, бывший в эксплуатации, срок его полезного использования уменьшается его на срок использования имущества предыдущим владельцем в соответствии с п. 44 Инструкции по применению единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).

В этом случае балансовой стоимостью основных средств является их первоначальная стоимость с учетом указанных изменений.Остаточная стоимость основных средств, формирующая валюту баланса, определяется вычитанием из первоначальной (балансовой) стоимости суммы начисленной амортизации по основным средствам.С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях.

Опубликовано 27.02.2022 Амортизация основных средств — это процесс, отражающий размер стоимости основных средств, которые числятся за учреждением на праве оперативного управления, а также нефинансовых активов, которые составляют государственную (муниципальную) казну, перенесенный на уменьшение финансового результата.

141 Инструкции № 162н).К казенным учреждениям относятся государственные (муниципальные) учреждения, которые осуществляют оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и занимаются исполнением государственных (муниципальных) функций с целью реализации полномочий государственных органов, предусмотренных законодательством РФ. Финансирование деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы. Помимо списка нужной документации, имеются другие формы, не отраженные законодательно, их содержание не должно нарушать действующие нормативные акты.

Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.Для бухгалтера по учету ОС есть необходимость списания основных средств, которая вызвана тем, что их невозможно больше использовать, из-за их физического и морального износа, нарушений нормальных условий эксплуатации, в результате аварий и стихийных бедствий.Для принятия решения о ликвидации основного средства в учреждении следует создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя. Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство.

  1. Краткое описание технических характеристик;
  2. Сумму износа;
  3. Возможность использования отдельных частей и узлов объекта ОС.
  4. Наименование объекта ОС;
  5. Первоначальную (балансовую) стоимость;
  6. Причину ликвидации;
  7. Стоимость и количество капитальных ремонтов;
  8. Год производства оборудования;
  9. Дату ввода в эксплуатацию;
  10. Дату закупки объекта;
  1. Предположительный срок эксплуатации;
  2. Фактический срок технического использования;
  3. Точная стоимость технического объекта – первоначальная, прошедшая переоценку;
  4. Сумма для начисления на износ объекта;
  5. Точная дата поступления технического объекта на предприятие;
  6. Текущая дата ввода в эксплуатацию производственного объекта;
  7. Текущие основания для проведения списания ОС.
  1. При установленном факте кражи;

Причины тому должны никоим образом не зависеть от воли руководителя предприятия, быть непреодолимыми. Списание осуществляется, если имеет место: Износ Как моральный, так и физический Хищение или же кража — В некоторых случаях возможно осуществлять списание основных средств по иным основаниям.

Списание основных средств в казенных учреждениях 2022

Для бухгалтера по учету ОС есть необходимость списания основных средств, которая вызвана тем, что их невозможно больше использовать, из-за их физического и морального износа, нарушений нормальных условий эксплуатации, в результате аварий и стихийных бедствий.

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.
  1. Сокращение расходов на морально устаревшее имущество;
  2. Оптимизация важных производственных процессов;
  3. Представление полной и реальной картины основных средств;
  4. Упорядочивание всей финансовой информации.
  5. Рост доходности предприятия;
  6. Формирование филиалов дочерних подразделений;
  7. Систематизация данных основных средств;

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование.
Таким образом, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования.
Это подтверждается и новой редакцией п. 52 Инструкции № 157н, согласно которой к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» принимаются акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах.
То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов, в случаях, предусмотренных законодательством. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02. Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких-либо условий для этого не сделано.
Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.
В целях упорядочивания процедуры списания имущества согласно требованиям СГС ОС в учетной политике учреждения целесообразно указать примерно следующее:

В Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2022 № 64н) содержатся указания, которые бухгалтерам еще потребуется осмыслить. Понадобится корректировка привычного алгоритма выбытия основного средства, в том числе путем его списания.
Согласно новой редакции п. 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Однако в силу п. 4 Положения о списании в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение соответствующей комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения. К такому имуществу относятся:

Если основные средства списываются по причине возникновения определенной ЧС, то к основной документации требуется прикрепление дополнительного акта, где будет отражена подробная информация о текущем происшествии, размеры этих действий. Если произошло хищение, был нанесен определенный ущерб предприятию, то нужно предоставить копию о возбужденном уголовном деле либо документацию о принятии определенных мер по защите личных интересов учреждения и возмещению нанесенного урона; а также скопированный приказ в отношении виновных лиц, копия важной справки о необходимом возмещении причиненного ущерба лицами, призванными виновными в совершении определенного хищения.

  • Систематизация данных основных средств;
  • Представление полной и реальной картины основных средств;
  • Сокращение расходов на морально устаревшее имущество;
  • Оптимизация важных производственных процессов;
  • Рост доходности предприятия;
  • Формирование филиалов дочерних подразделений;
  • Упорядочивание всей финансовой информации.

Чтобы получить согласие на списание какого-либо имущества БУ у распорядителя бюджетных средств, нужно создавать специальную комиссию, предоставить распорядителям документально подтвержденную необходимость списания имущества. Сформированная комиссия выполняет следующие функции:

  • Полное наименование официального приказа;
  • Текущая дата составления;
  • Дата списания ОС;
  • Причины для списания ОС;
  • Документальное подтверждение потребности списания ОС, основанием для этого может послужить официальное заключение комиссии;
  • Точное формулирование действий исполнительных органов предприятия;
  • Подпись главного руководителя;
  • Дата официального подписания.
  • Текущая дата ввода в эксплуатацию производственного объекта;
  • Точная дата поступления технического объекта на предприятие;
  • Точная стоимость технического объекта – первоначальная, прошедшая переоценку;
  • Сумма для начисления на износ объекта;
  • Предположительный срок эксплуатации;
  • Фактический срок технического использования;
  • Текущие основания для проведения списания ОС.

Дебет 0.206.08.560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за приобретение основных средств» Кредит 0.304.05.310 «Расчет по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по приобретению основных средств» — списание средств со счета бюджета в счет перечисленных авансов поставщикам (оплата 20% стоимости основных средств).

Дебет 0.302.17.830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» Кредит 0.304.05.310 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по приобретению основных средств» — списаны средств со счета бюджета в уплату счетов поставщика.

Для того чтобы правильно отнести к счету, каждому объекту присвойте уникальный инвентарный порядковый номер. При этом необходимо использовать Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). В нем объекты группируются по классификационным признакам на определенные коды. Вторая цифра кода соответствует пятой цифре . Например, общий код для транспортных средств 15.000.000.00, значит, транспортные средства относятся на счет 101.05.000. Объектам стоимостью до 1 000 включительно, а также мягкому инвентарю, посуде независимо от стоимости, инвентарные номера не присваиваются.

  • ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой РФ, находящихся в составе государственных запасов драгоценных металлов и камней;
  • белье (рубашки, сорочки, халаты и т. п.), постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т. п.), одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т. п.), обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т. п.), спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т. п.);
  • посуда;
  • виды специальных (военных) основных средств.

По назначению и функциональной роли основные средства делятся на производственные и непроизводственные. В составе производственных основных средств выделяют их активную часть — машины, оборудование, транспортные средства. К непроизводственным основным средствам относятся те, которые не связанны с основной деятельностью учреждения (объекты социального характера — жилые дома, спортивные сооружения и др.).

  1. Дт 0 401 10 271 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — недостача или уничтожение основного средства).
  2. Дт 0 401 10 273 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — воздействие поражающих факторов при стихийных бедствиях).
  3. Дт 0 401 10 172 Кт 0 101 ** 410 (если списание осуществляется по иным причинам).
Рекомендуем прочесть:  Самые Распрастраненные Права Ребенка

По итогам своей продуктивной работы специальная комиссия оформляет подробный протокол, к которому добавляются акты инвентаризации оценки технического состояния, акты на списание и иные важные документы. При списании автомобиля может потребоваться оценочное заключение работников ГАИ.

В то же время из категории основных средств вынесены сразу две группы объектов — биологические активы, если они служат для производства биопродукции, и предназначенная для продажи недвижимость. Многолетние насаждения сами по себе (не производящие биопродукцию) остаются в составе ОС.

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Далее согласно п. 34 «Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений» (утв. Приказом Минфина от 16 декабря 2010г. № 174н) принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов(материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров и т.п.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.
  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Амортизация не используемых в предпринимательской деятельности объектов основных средств представляет собой процесс потери вследствие изнашивания их стоимости, которая списывается за счет соответствующего источника в течение нормативного срока службы каждого объекта.

— цель создания — осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;
— учредитель казенного учреждения — органы государственного управления и органы местного самоуправления;
— закрепление имущества — на праве оперативного управления;
— источники финансирования — средства соответствующих бюджетов Российской Федерации на основании бюджетной сметы, объем которой устанавливается на основе государственного (муниципального) задания;
— высокая степень государственной регламентации их финансовой деятельности и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы.

Нормами п. п. 6 и 8 Инструкции № 162н проведено разделение форм первичных документов, используемых для оформления движения недвижимого имущества, движимого имущества, а также объектов основных средств стоимостью менее 3000 рублей. В приложении 6 приведена таблица с указанием форм первичных документов применяемых в казенных учреждениях при отражении операций с основными средствами.

Порядок учета расчетов с поставщиками по приобретению основных средств практически одинаков для всех типов государственных учреждений. В соответствии с п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» закупка основных средств на сумму, превышающую установленный Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ (100000,00 руб.) между юридическими лицами по одной сделке, должна производиться путем размещения заказа способом запроса котировок и заключения государственного контракта.

Одной из особенностей учета основных средств казенных учреждений является их выбытие (списание). В отличие от коммерческих организаций, казенное учреждение вправе списать имущество, которым оно распоряжается на праве оперативного управления, только по согласованию с его собственником, если законодательством РФ не установлен иной порядок (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ). От лица собственника выступают, как правило, органы имущественных отношений. Они устанавливают порядок согласования с ними списания государственного (муниципального) имущества. На основании этого порядка главные распорядители бюджетных средств устанавливают для подведомственных учреждений порядок документооборота при списании основных средств, находящихся в оперативном управлении данных учреждений.

А процедура сдачи документов на согласование регламентирована приказом Минэкономразвития и Минфина РФ № 96/30н от 10.03.2011. Списание основных средств в бюджетных учреждениях сопровождается оформлением определенных документов. Их формы приняты приказом Минфина РФ № 52н от 30.05.2022 и используются до сих пор.

  1. нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  2. мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  3. исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).
  4. транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  1. на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества;
  2. объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию;
  3. на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.
  • Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  • Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  • Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  • Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  • Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.
  • Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.

Ответ от 28.09.2022: В соответствии с указаниями, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), на подстатью 172 «Доходы от операций с активами» относят операции, которые формируют финансовый результат от операций с активами (основными средствами, нематериальными активами, непроизведенными активами, материальными запасами).

Списание ос в казенном учреждении проводки

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание 110434410 110134410 Списание начисленной амортизации 75000,00 Акт о списании по ф. № ОС-4, бухгалтерская справка-расчет 140110172 110134410 5000,00 110536340 140110172 Оприходование запчастей 3000,00 Приходная накладная Читайте также: Оценка статьи:

приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н) в редакции приказа Минфина России от 17.08.2022 № 127н: Выдержка из документа «выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность, при принятии решения об их списании отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 „Амортизация

Для государственных (муниципальных) учреждений таким правовым актом является приказ Минфина России от 30.03.2022 № 52н. Согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета (часть 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 30.03.2022 № 52н) для отражения учреждением операций, совершаемых в ходе ведения хозяйственной деятельности, предназначена Бухгалтерская справка (ф. 0504833). Перемещение объектов основных средств между группами и (или) видами имущества следует оформить Бухгалтерской справкой (ф.

Имущество, которое относится к категории казенных основных средств имеет лимит, поэтому его лучше всего списывать в том случае, когда его восстановление не представляется возможным или же нецелесообразно с экономической точки зрения. Проведение процедуры списания основных средств предусматривается только в определенных ситуациях, но вне зависимости от причины должен соблюдаться определенный порядок. Перемещение любых видов имущества между несколькими структурами организации не относится к выбытию и не предусматривает возможность списания средств.

Чтобы избежать образования на конец года , было решено произвести наличными доплату долга из кассы через .Были оформлены бухгалтерские проводки: Счет Дт Счет Кт Сумма Содержание операции 1 105 34 340 1 302 34 730 30200 Приобретены материальные запасы 1 302 34 830 1 304 340 — Оплата материальных запасов в сумме 30 000 руб. 1 208 34 560 1 201 34 610 200 Выданы денежные средства подотчет для осуществления доплаты 1 30 480 1 208 34 660 — Произведена доплата подотчетным лицом за материальные запасы В территориально удаленном подразделении казенного учреждения оплата труда сотрудникам осуществляется через раздатчика.

5 рованной первоначальной (балансовой) стоимости отражаются по дебету следующих счетов: «Основные средства недвижимое имущество ; «Основные средства иное движимое имущество ; «Основные средства предметы лизинга». При этом счета данных групп корреспондируют по кредиту с соответствующими аналитическими счетами счета «Вложения в основные средства». Принятие к бюджетному учету вновь выстроенных зданий, сооружений, а также реконструированных и достроенных казенными учреждениями зданий, сооружений отражается в соответствии с Инструкцией 162н: Д-т сч «Основные средства» ( , , ) К-т сч «Увеличение вложений в недвижимое имущество учреждений основные средства». Основными способами поступления объектов основных средств являются: приобретение отдельных объектов за плату у поставщиков; внутрисистемная передача; принятие к учету объектов, законченных капитальным строительством; принятие к учету объектов, выявленных по результатам инвентаризации. Пример 1 Покупка оборудования за счет бюджетных средств. Бюджетное учреждение за счет бюджетных средств приобрело оборудование стоимостью руб. (в том числе НДС руб.). Доставку основного средства осуществила транспортная организация, стоимость доставки руб. (в том числе НДС 900 руб.). Основное средство было введено в эксплуатацию. В бюджетном учете данные операции будут отражены следующими проводками (табл. 3). Начисление амортизации и определение срока полезного использования. Отражение данных, характеризующих степень изношенности основных средств учреждения, предусматривается на счете «Амортизация». Начисленная (принятая к учету) сумма амортизации основных средств учитывается на счете, содержащем (по объектам основных средств учреждения, находящихся на праве оперативного управления) соответствующий аналитический код группы синтетического счета (10, 30, 40) и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета: 1 «Амортизация жилых помещений»; 2 «Амортизация нежилых помещений»; 3 «Амортизация сооружений»; 4 «Амортизация машин и оборудования»; 5 «Амортизация транспортных средств»; 6 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря»; 7 «Амортизация библиотечного фонда»; 8 «Амортизация прочих основных средств». По объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке: на объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной законодательством РФ: стоимостью до руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % Отражение в учете покупки оборудования за счет бюджетных средств Операция Корреспонденция счетов Дебет Кредит «Увеличение вложений в основные «Увеличение кредиторской задолженности средства иное движимое имущество по приобретению основных средств» Поступило оборудование Отражены затраты по доставке оборудования Оборудование введено в эксплуатацию «Увеличение вложений в основные средства иное движимое имущество «Увеличение стоимости машин и оборудования иного движимого имущества «Увеличение кредиторской задолженности по транспортным услугам» «Уменьшение вложений в основные средства иное движимое имущество Таблица 3 Сумма, руб БУхгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 13

Рекомендуем прочесть:  Вологда Пенсионерам Пособие От Губернатора

1 ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (на примере казенных учреждений) В. И. СУПРОТКИНА, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Всероссийская государственная налоговая академия С вступил в силу Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее Закон 83-ФЗ), в соответствии с которым изменился правовой статус бюджетных учреждений. Согласно нормам этого документа государственное (муниципальное) учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным. Нормативные документы, принятые во исполнение Закона 83-ФЗ, существенно меняют систему финансового обеспечения и бухгалтерского учета данных учреждений. После вступления в силу приказа Минфина России от н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее Инструкция 157н) появились новые учетные процедуры, сопутствующие отражению в учете операций по поступлению основных средств. Рассмотрим вопросы учета основных средств в казенных учреждениях. Организация учета объектов основных средств в казенном учреждении. Казенное учреждение государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Статьи 120, 296, 298 Гражданского кодекса РФ определяют основные нормы гражданского законодательства о правовом положении казенного учреждения. Государственное (муниципальное) имущество принадлежит казенному учреждению на праве оперативного управления. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. При этом финансовое обеспечение всей деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. Основным нормативным актом, регулирующим особенности ведения учета вне зависимости от типа учреждения, является Инструкция 157н. В соответствии с п. 34 Инструкции 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется, как правило, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, которое оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме БУхгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 9

3 казенное учреждение, которое в переходный период осуществляет приносящую доход деятельность с зачислением доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ: исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 2 приносящая доход деятельность, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 1 деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность). Оценка и переоценка объектов основных средств. К основным средствам относятся материальные объекты имущества, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 мес. Балансовая стоимость объектов основных средств формируется в соответствии с требованиями п. 27 Инструкции 157н. Первоначальной стоимостью объектов основных средств признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость (НДС), если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств представлен в табл. 2. Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов основных средств. Согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ к модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. Учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ. Принятие к учету объектов основных средств. У казенных учреждений все запланированные на текущий финансовый год расходы отражаются в бюджетной смете (в отличие от бюджетных и автономных учреждений, деятельность которых осуществляется в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности). Приобретение основного средства происходит в несколько этапов. При этом все операции, связан- Таблица 2 Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств п/п Направления поступления объектов Суммы, включаемые в первоначальную стоимость объекта 1 Приобретение за плату от поставщика Фактические вложения на их приобретение: суммы, уплачиваемые в 2 Сооружение соответствии с договором купли-продажи, договором строительного подряда, регистрационные сборы, пошлины, затраты по доставке, включая 3 Изготовление страхование доставки, не возмещаемые налоги и прочие затраты, связанные с приобретением объекта 4 Получение по договору дарения Текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету с учетом затрат, производимых бюджетной организацией: на доставку, регистрацию и приведение объектов в состояние, пригодное для использования 5 Приобретение по договору лизинга (сублизинга) Первоначальная (фактическая) стоимость определяется условиями договора и признается в сумме расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов 6 Поступление арендованных объектов Стоимость, указанная в договоре аренды БУхгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 11

8 сформированной первоначальной стоимости или операций по увеличению первоначальной (балансовой) стоимости объектов основных средств на сумму фактических затрат по их достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию; в Журнале по прочим операциям по иным операциям поступления объектов основных средств. Для организации достоверного учета целесообразно организовать ведение журналов операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов по каждой группе объектов основных средств: недвижимое имущество; иное движимое имущество; предметы лизинга. Записи в журналах операций следует производить на основании соответствующих первичных документов: актов, накладных и т. п., а операции по внутреннему перемещению объектов основных средств отражаются на основании Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф ). В то же время в п. 26 Инструкции 157н отмечается, что принятие к учету объекта основных средств, являющегося предметом лизинга, в случае, если по условиям договора лизинга указанный объект поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, осуществляется на основании первичного документа лизингополучателя по дате получения имущества лизингополучателем. Выбытие основных средств. Выбытие основных средств происходит по следующим причинам: списание по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации вследствие физического износа, морального устаревания; безвозмездная передача, внутрисистемная передача; недостача, хищение; реализация объектов. Порядок списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями, установлен в постановлении Правительства РФ от «Об особенностях списания федерального имущества». Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден приказом Минэкономразвития России и Минфина России от / 30н. На примерах рассмотрим отражение в учете операций по списанию оборудования, установленных излишков основных средств по результатам инвентаризации и в рамках внутриведомственной передачи. Пример 2 Бюджетное учреждение ликвидировало (списало) оборудование первоначальной стоимостью руб. и начисленной амортизацией руб. При ликвидации оприходованы запчасти рыночной стоимостью руб. (табл. 5). Пример 3 В результате инвентаризации обнаружено оборудование, не учтенное на балансе предприятия, рыночной стоимостью руб. (табл. 6). Таблица 5 Отражение в учете операций по списанию оборудования Операция Корреспонденция счетов Сумма, Дебет Кредит руб «Уменьшение за счет амортизации стоимости «Уменьшение стоимости машин и машин и оборудования иного оборудования иного движимо- движимого имущества го имущества 1. Списана сумма начисленной амортизации 2. Списана остаточная стоимость оборудования 3. Оприходованы запчасти «Доходы от операций с активами» «Увеличение стоимости прочих материальных запасов иного движимого имущества «Уменьшение стоимости машин и оборудования иного движимого имущества «Доходы от операций с активами» БУхгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях

2 зданий, сооружений) (ф ) или Актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф ), а также Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф ). При отсутствии решения комиссии и соответствующего акта, оформленного в соответствии с требованиями, операции по поступлению основных средств не могут быть отражены в бухгалтерском учете учреждения. Перечень унифицированных форм первичных учетных документов и указания по их заполнению утверждены приказом Минфина России от н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее Инструкция 173н). Согласно п. 25 Инструкции 157н в каждом государственном (муниципальном) учреждении независимо от его типа должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию активов. Такая комиссия создается приказом руководителя учреждения и должна состоять из компетентных сотрудников учреждения, обладающих соответствующими знаниями и навыками. Комиссия наделена широкими полномочиями. Согласно Инструкции 157н члены комиссии должны принимать решения относительно основного средства в разные моменты использования его в деятельности учреждения. Действия комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов при принятии к учету объектов основных средств представлены в табл. 1. Одним из основных моментов правильной постановки учета основных средств является группировка остатков имущества на У казенных учреждений не может быть особо ценного движимого имущества. Все основные средства казенных учреждений делятся на недвижимое, иное движимое имущество и предметы лизинга. Согласно п. 1 письма Минфина России от /1546 «Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа», в 18-м разряде номера счета для казенных учреждений предусмотрены следующие обозначения: исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 1 бюджетная деятельность, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 1 деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность); исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 3 деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 3 средства во временном распоряжении; казенное учреждение, которое в переходный период осуществляет приносящую доход деятельность без зачисления доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ: исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 2 приносящая доход деятельность, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 2 приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения); Таблица 1 Действия комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов при принятии к учету объектов основных средств Хозяйственная операция Решение комиссии Основание для принятия решения Принятие к бухгалтерскому учету Определение текущей рыночной стоимости Пункт 34 Инструкции 157н объекта основного средства Определение срока полезного использования Пункт 44 Инструкции 157н Изменение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств Уточнение срока полезного использования Пункт 44 Инструкции 157н 10 БУхгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях

Рекомендуем прочесть:  Снижение Ставки По Действующей Ипотеки После Рождения 2 Ребенка

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

В соответствии с п. 8 СГС «Основные средства» и п. 3 Письма № 02‑07‑07/84237 материальные ценности, принятые к учету в составе основных средств, в отношении которых комиссией учреждения установлено несоответствие критериям их признания в качестве таковых (в отношении которых в дальнейшем не преду­сматривается получение экономических выгод (извлечение полезного потенциала)), подлежат отражению на забалансовом счете, определенном учреждением в рабочем плане счетов самостоятельно.

  1. Решение о списании, принятое субъектом учета.
  2. Прекращение использования ОС в целях, определенных в момент принятия к учету, и невозможность получения экономической выгоды и полезного потенциала от продолжения эксплуатации.
  3. Передача в неоперационную аренду или по договору безвозмездного найма. При этом ОС должно появиться на балансе принимающей стороны.
  4. Продажа или дарение.
  5. Передача иной организации госсектора экономики.

Таким образом, до внесения изменений в названные инструкции и иные нормативные правовые акты в целях перехода на новые правила ведения учета основных средств следует руководствоваться, в частности, указанными федеральными стандартами и разъяснениями финансового ведомства.

а) для использования субъектом учета самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания субъекта учета, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, необязательно обеспечивается при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств);

Если подрядчик, выполнявший работы по ликвидации ОС, в выставленной счет-фактуре предъявит НДС, в казенном учреждении налог следует включить в стоимость услуг (п.4.1 ст.146 НК РФ). В бюджетных и автономных учреждениях при списании ОС, использовавшихся в приносящей доход деятельности, входной НДС можно принять к вычету (п.6 ст.171 НК РФ).

  • — по наибольшему сроку, установленному для амортизационных групп с 1 по 9 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»;
  • — исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072;> СП СССР, 1990, N 30, ст. 140. для десятой группы;
  • — рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии в законодательстве Российской Федерации норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • — в случаях отсутствия информации в законодательстве Российской Федерации и в документах производителя — на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Согласно п. 7 Инструкции 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы, унифицированные формы которых утверждены приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н. Согласно поступление основных средств оформляется первичными учетными документами, представленными в таблице 1.4.

Если учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, то эти доходы и приобретенное за счет них имущество согласно ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на самостоятельном балансе. Инструкция № 107н предусматривает раздельный учет операций по бюджетным средствам и средствам из внебюджетных источников. Имущество, поступившее в распоряжение бюджетного учреждения из различных источников, учитывается на субсчетах счета 01 «Основные средства» с присвоением отличительных признаков в виде номера: при наделении его имуществом от собственника или приобретении имущества за счет бюджетных средств — 1, при покупке имущества за счет средств от предпринимательской деятельности — 2, при получении имущества безвозмездно для его использования за счет целевых и безвозмездных поступлений — 3.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее в целях настоящей Инструкции — учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Для того чтобы определить срок полезного использования, надо воспользоваться двумя документами — постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359 «Общероссийский классификатор основных фондов» и постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Амортизация в казенных учреждениях

Пример 1 . Персональные компьютеры отнесены к 3-й амортизационной группе. Срок полезного использования в этой группе — свыше 3 лет до 5 лет включительно. Срок полезного использования имущества бюджетных учреждений определяется в соответствии с максимальными сроками. То есть для расчета амортизации персональных компьютеров будет применен срок полезного использования 5 лет (60 месяцев).

Для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу указанной Классификации, расчет суммы амортизации осуществляется в соответствии со сроками полезного использования имущества, рассчитанными в соответствии с Годовыми нормами износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденными Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28.06.1974 в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11.11.1973 N 824.

б) получен безвозмездно от государственного учреждения автомобиль стоимостью 450 000 руб. Срок его полезного использования — пять лет (60 мес.). Данный автомобиль передан с начисленной за два года его эксплуатации амортизацией, равной 180 024 руб. Оставшийся срок полезного использования по нему составляет три года (36 мес.);

В целях налогового учета согласно п. 3 ст. 259 НК РФ учреждение самостоятельно определяет метод начисления амортизации: линейный или нелинейный. Выбранный метод начисления амортизации необходимо отразить в учетной политике бюджетного учреждения для целей налогообложения. Поскольку линейный метод рассмотрен в бюджетном учете амортизации, обратимся к нелинейному методу амортизации.

Таким образом, Классификацией определяются допустимые пределы срока полезного использования основных средств в зависимости от амортизационной группы. Эта Классификация применяется коммерческими организациями с 2002 г., а на бюджетные учреждения Классификация распространена Письмом Минфина России от 13.04.2005 N 02-14-10а/721.