Программа Поддержка Работающих Родителей

Программа работы с родителями; Сотрудничество

Целесообразность разработки Программы работы с родителями «Сотрудничество» обусловлено необходимостью совместного труда классного руководителя с родителями обучающихся. Речь идёт не только о работе с трудными подростками. Из поля зрения учителя не должен уйти ни один родитель, ни один ученик, так как у всех у них есть проблемы.

Целесообразность принятия Программы «Сотрудничество» обусловлено необходимостью совместного труда классного руководителя с родителями обучающихся. Речь идёт не только о работе с трудными подростками. Из поля зрения учителя не должен уйти ни один родитель, ни один ученик, так как у всех у них есть проблемы. Многие семьи охвачены решением проблем экономического или физического выживания. Есть семьи неполные, с отчимом, приёмные, опекунские. Все они требуют изучения, внимания, поддержки, воспитание, коррекции.

Выпускники специальной (коррекционной) VIII вида в РФ имеют право на образование, труд, создание семьи. Для того, чтобы подготовить их к полноценной жизни, к интеграции в современное общество, в школе, где обучаются учащиеся с ОВЗ, необходимо создать условия для воспитания и коррекции их недостатков.

Достичь успеха в воспитании подростков с отклонениями в развитии можно только в содружестве с их родителями. Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Разногласия школы и семьи могут привести к непоправимым последствиям. Воспитание в неблагополучной семье, раздираемой претензиями со стороны школы, ведёт к появлению асоциальной личности. Чем старше становится подросток, тем более явно могут выражаться противоречия в отношениях между родителями и подростками, родителями и школой, школой и учеником. Несогласованные действия между школой и родителями могут привести к формированию у подростка психологических проблем и комплексов.

Семья, как составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Сотрудничество с семьёй, основанное на принципах взаимного доверия и уважения, поддержки, помощи, терпения, терпимости по отношению друг к другу – основные вопросы воспитательной Программы «Сотрудничество» с родителями учащихся 7 – 9 классов.

ТОП-11 бесплатных программ родительского контроля

Программа родительского контроля от Гугл позволяет гибко настраивать и управлять устройством ребёнка. Эта система является лучшей ещё и потому, что «вшита» в систему Android, начиная с 8 версии. На этих устройствах вам не понадобятся дополнительные приложения.

Интернет может стать небезопасным времяпровождением для наших детей. Существует немало программных комплексов, которые позволяют ограничивать время, проведённое в Интернете. А также ограничивают приложения и контент, который допустим лишь для взрослых. Мы подобрали для вас ТОП-11 бесплатных приложений и программ для родительского контроля. Начнём список с наилучшего.

Многие знают, что продукты антивирусной российской компании Kaspersky Lab лучшие во всём мире. Их продукты высоко востребованы в Америке и странах Европы. Поэтому не остаётся сомнений в том, что продукт SafeKids является надёжным. Его можно загрузить для мобильной платформы Android. Или скачать для компьютера с Windows.

Вы сможете создать белый или чёрный список из веб-адресов, а также ограничивать время доступа к приложениям на мобильном устройстве или компьютере. В платной версии родительского контроля список возможностей расширяется: определение местоположения, получать отчёты онлайн, следить за уровнем батареи детского устройства, за активностью в социальных сетях и прочее.

Программы работы с семьей

Цели и задачи программы: профилактика семейного неблагополучия; повышение психолого-педагогической грамотности родителей; укрепить отношения между родителями и ребенком; научить родителей быть более чувствительным к запросам и потребностям своих детей, относиться к ним с пониманием, принятием.

Общение формирует личность во всем богатстве ее способностей, потребностей, ценностных ориентаций, сознания и самосознания. В процессе позитивного социального взаимодействия у всех членов группы (семьи) развиваются желание и потребность в сотрудничестве, появляются тенденции к проявлению нравственно-этических норм поведения. Программа разработана для детей и взрослых, у которых наблюдаются определенные трудности в общении.

Цель программы: развитие системы сопровождения (социального патронажа) неблагополучных семей, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая, правовая помощь, социальная защита и поддержка.

Цели работы Клуба: оказание социальной поддержки родителям детей с ограниченными возможностями в вопросах реабилитации, развития и воспитания детей ОВ; оказание родителям детей с ОВ психологической и правовой помощи на базе социально-реабилитационного Центра

Цель: эффективное решение проблем детской безнадзорности, повышение социального уровня семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, или иной трудной жизненной ситуации, уменьшение численности семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, духовно-нравственное просвещение семей.

Программа работы с родителями

В концепции дошкольного воспитания сказано, что «… семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом, важно чтобы общение музыкального руководителя и родителей базировалось на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В дошкольной организации ребенок получает музыкальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную музыкальную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении.

у родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей детей, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);

Таким образом, при активном взаимодействии детского сада и семьи в работе по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников показывает, что она становится наиболее эффективной. В результате, наблюдается увеличение числа родителей (законных представителей), принимающих участие в мероприятиях и занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка. Повышается компетентность родителей в вопросах эстетического воспитания, а также повышается уровень доверия родителей к ДОУ. Происходит осознание родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса, понимание своей значимости в эстетическом развитии и воспитании ребенка.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально – педагогическое наблюдение с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания – встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, создаются оптимальные условия для повышения культуры родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в музыкальном воспитательном процессе с целью развития личности ребенка.

Одной из важных форм установления контактов классного руководителя с семьями учащихся является классное родительское собрание. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий классного руководителя и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Не учет этих обстоятельств, приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние. Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более, что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию. Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.

Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованости жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков области воспитания. Родители и педагоги — две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители — это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача классного руководителя сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной проблеме. При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений:

2. Родительское собрание « Подростковый возраст: что должны знать родители» . Анкетирование родителей «Кем вы видите своего ребенка в будущем?» Анализ анкетирования учащихся «Мой жизненный выбор» Итоги успеваемости за год, подготовка к сдаче ГИА. Организация летнего отдыха учащихся.

Программа работы с родителями Воспитываем вместе

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

Цель: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника воспитательно-образовательного процесса.

Рекомендуем прочесть:  Вредные Условия Труда Воспитателя

Становление родительства – кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений (А.А.Бодалев, З.Матейчик) важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А.И.Захаров).

Отношения «воспитатель-родитель» основаны на принципах сотрудничества и свободы выбора. Сотрудничество с родителями не должно быть ограничено только педагогической пропагандой, при которой семья рассматривается лишь объектом воздействия, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. Принципиально важными являются привлечение родителей к участию в деятельности образовательного учреждения, активизации их педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско-родительских отношений.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ИЖЕВСК

  • высокого уровня психической травматизации членов семей вследствие рождения ребенка-инвалида;
  • отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных знаний у родителей по воспитанию детей;
  • непринятия родителями особенностей ребенка, что может быть обусловлено особенностями личности родителей и их культурно-ценностными ориентациями в отношении ребенка.
  • Осознание самой семьей необходимости перемен и мобилизации собственных ресурсов в решении социальной реабилитации ребенка.
  • Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями и изменения уровня родительских притязаний.
  • Создание группы взаимопомощи.
  • Разработка методических рекомендаций для родителей и специалистов.
  • собрание на тему «Социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов»;
  • практические занятия по темам «Способы общения с не говорящим ребенком», «Значение изо — деятельности в развитии детей, обучение методикам рисования», «Создание развивающей среды дома» ;
  • мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов;
  • семинар на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании особого ребенка»;
  • организован обучающий семинар на базе ГОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования» для родителей и специалистов на тему «Организация и содержание коррекционно-развивающих занятий с детьми с тяжелыми нарушениями развития в домашних условиях»;
  • занятия с участием родителей в рамках клуба «RELAX» по психологическому сопровождению семей;
  • организована выставка совместных творческих семейных работ на базе МБУ ЦСО №2 Октябрьского района города Ижевска;
  • посещение кукольного театра, зоопарка;
  • познавательно-развлекательное мероприятие «Веселая Пасха» с участием семей с детьми-инвалидами и молодых семей, посещающих молодежный досуговый центр «Электрон».

В рамках реализации программы за 9 месяцев 2012 года специалистами Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района города Ижевска были проведены разнообразные мероприятия для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в целях оказания им необходимой социально – психологической, педагогической и правовой помощи:

Актуальность социальной программы «Активная поддержка родителей» обусловлена тем, что большинство современных семей, в которых воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, не выполняет своей роли, обеспечивающей максимально благоприятные условия для оптимального развития и воспитания ребенка. Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей данной категории, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:

Программа работы с супружескими парами или одним из родителей

Существуют два основных направления в понимании психокоррекционных групп. Сторонники первого направления (Бредфорд, Гибб, Беннис и др.) ориентируют группы на решение конкретных задач, отработку навыков межличностных отношений. Руководитель не устраняется от лидерства полностью и нередко выступает в роли наставника.

Сам процесс самораскрытия заинтересованному эмпа-тизирующему слушателю приносит облегчение (эффект исповеди). Существует такое мнение, что сокрытие и вытеснение значимых для личности внутренних переживаний приводит нередко к неврозам и психосоматическим заболеваниям.

Гуманистическая психотерапия основывается на уважении к пациенту, но вместе с тем предполагает, что члены группы должны отвечать за свое поведение как в группе, так и в реальной жизни. Шутц настаивал на том, что группа не должна защищать своих членов в сложной ситуации, а, наоборот, поощрять их к реализации собственных резервов и принятию самостоятельных решений.

  • когда взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимопонимания;
  • когда тема самораскрытия связана с ситуацией, каким-то образом объединяющей людей (лечебная группа);
  • когда самораскрытие происходит не сразу, а постепенно, чтобы не ошеломить партнера.

В основу всей структуры занятий в родительской группе положен принцип рефлексивности. Он позволяет участникам проанализировать свой прошлый социальный опыт родителя-воспитателя, развивать рефлексивные способности, активизировать познавательные способности родителей в области воспитания и тем самым создать мотивацию на изменение стереотипных установок на воспитание.

В соответствии со ст. 14 п.2 Закона «Об образовании» содержание образования должно обеспечивать «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество». В соответствии со ст. 18 п.1 этого же закона родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребенка еще в раннем дошкольном возрасте, т.е. максимальная ответственность за развитие и воспитание ребенка возлагается на родителей (семью).

Актуальность программы заключается в том, что она является воспитательным инструментом, противостоящим социальной опасности, исходящей из средств массовой информации в обстановке падения нравственности и неопределенной духовности. Программа может стать и надежной профилактикой социальной угрозы и патологии семейных отношений, принести психическое, социальное и духовное оздоровление благодаря развитию глубокого осознания смысла и цели жизни.

В 2014 г. Правительством Москвы принята Модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которой были определены основные направления деятельности. Сохранение ребенка в родной семье — это приоритетная задача, которая имеет ключевое значение и требует системной и согласованной работы органов власти всех уровней, а также привлечения к этой работе социально ориентированных общественных организаций. Основной акцент в деятельности специалистов учреждений смещен на предупреждение неблагополучия в семьях, поддержку семьи даже при появлении незначительных его признаков.
На протяжении нескольких лет ГБУ «Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства «Отрадное» (далее — Центр) оказывает квалифицированную помощь детям и семьям, помогая решать различные виды проблем. Постепенно специалисты пришли к выводу, что для достижения наиболее эффективных результатов необходимо выйти туда, где живут семьи. Данное решение наиболее актуально для районов, где отсутствуют центры семейной поддержки (с юристами, психологами, педагогами) и родители лишены возможности обратиться за профессиональной помощью.
Наряду с этим профилактическая работа «Родительской приемной» по решению зарождающихся проблем посредством выстраивания доверительных, партнерских отношений специалиста с семьей является приоритетным направлением. Практика «Родительская приемная» — это выездная мобильная бригада с программами и проектами, актуальными для конкретного района, двора. Данные, полученные на основе анализа социальной карты Москвы, позволяют оказывать целенаправленное воздействие на проблемные социальнопедагогические точки города.
С июля 2014 г. Родительская приемная как пилотный проект реализуется на территории трех районов СВАО: Отрадное, Алтуфьевский, Марфино (всего на пяти площадках). Планируется внедрение проекта в практику работы специалистов социозащитных учреждений всех АО г. Москвы. С этой целью обучено 57 специалистов двух АО г. Москвы (СВАО, ТиНАО), которые на данный момент реализуют программу в рамках своих округов.
Муниципальные общественные организации Северо- Восточного административного округа г. Москвы (Совет ветеранов ВОВ и труда, советы многодетных семей районов Алтуфьевский и Отрадное, Совет ветеранов государственного и муниципального управления и др.) принимают непосредственное участие в мероприятиях Родительской приемной.
На данный момент планируется развитие Родительской приемной как комплекса мер по проведению индивидуальной профилактической работы, участниками которой станут не только представители общественных и социозащитных организаций, но и сами родители. Получив необходимую помощь и решив внутрисемейные проблемы, семьи смогут выступать в качестве волонтеров и передавать полученный опыт другим. Такое взаимодействие будет способствовать плодотворному сотрудничеству между специалистами и родителями, а также достижению быстрых и эффективных результатов в рамках профилактики семейного неблагополучия.
Цель социальной практики «Родительская приемная» — создание единой открытой системы поддержки семьи в г. Москве, с использованием ресурсов:
— самой семьи;
— молодежи;
— добровольцев;
— старшего поколения;
— религиозных конфессий;
— государственных и общественных организаций.
Задачи социальной практики:
• решение проблем социальной безопасности взрослых и детей в семье, образовательных учреждениях, местах организации досуга и на улицах;
• взаимодействие с ребенком и его семьей на основе социального партнерства, установления доверительных отношений;
• формирование культуры обращения за профессиональной помощью у детей и родителей;
• повышение родительской компетентности, формирование осознанного родительства;
• создание поддерживающей, помогающей социальной среды для семьи и ребенка;
• взаимодействие с пожилыми людьми, жизненный опыт которых благоприятно влияет на молодое поколение;
• оказание профессиональной поддержки семьям, воспитывающим ребенка с особенностями развития.
Целевая группа социальной практики:
— социально-неблагополучные семьи, в том числе семьи в трудной жизненной ситуации и в социально-опасном положении;
— родители, ненадлежащим образом исполняющие обязанности воспитания своих детей;
— семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих затруднения в социальной адаптации;
— дети и семьи на ранней стадии семейного неблагополучия.
Направления деятельности специалистов в рамках практики «Родительская приемная»:
1. Профессиональное консультирование семей по педагогическим, психологическим и социально-правовым вопросам, в частности: семейные конфликты, непонимание между родителями и детьми, вопросы оформления детских пособий и т.д. Помощь могут получить как родители, так и дети.
2. Социальные практики, направленные на активное вовлечение родителей в процесс формирования позитивных конструктивных взаимоотношений с ребенком, укрепление физического и психического здоровья ребенка.
Цель данных направлений — отработать и внедрить в практику учреждений поддержки семьи инновационную технологию раннего выявления и вмешательства в семьи группы социального риска для предупреждения развития семейного неблагополучия и предотвращения социального сиротства.
Ожидаемые результаты социальной практики «Родительская приемная
1. Формирование «социально поддерживающей сети» родителей в районе проживания семьи.
2. Проведение занятий и акций по программе социальной практики на дворовых площадках.
3. Проведение мастер-классов, семинаров для специалистов.
4. Ранняя профилактика нарушения детско-родительских отношений.
5. Выявление семей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи, для включения их в комплексную профилактическую работу.
6. Способствование росту интереса родителей к активному взаимодействию с ребенком во время ежедневных прогулок.
7. Создание условий для приобретения родителями положительного эмоционального опыта взаимодействия с ребенком.
8. Организация разносторонней игровой деятельности, направленной на формирование у родителей навыков взаимодействия с детьми в условиях временного разновозрастного коллектива по месту жительства.
9. Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и общения с ребенком.
10. Психологическая поддержка уверенности родителей в собственных родительских и педагогических возможностях, умениях, навыках.
Развитие социальной практики «Родительская приемная» обусловлено необходимостью оказания своевременной помощи семьям с учетом запросов клиентов. Поэтому в рамках данной практики выделились социальные программы работы с семьями и детьми, направленные на профилактику семейного неблагополучия в форме оказания поддержки семьям с детьми.
Программа «Передышка»:
— 1-й этап — размещение детей с особыми потребностями на территории центра в группах кратковременного пребывания (до 3 ч в сутки) с педагогом-психологом;
— 2-й этап (при наличии финансирования на оплату услуг волонтеров) — осуществление кратковременного присмотра (до 3 ч в сутки) за особым ребенком по адресу его проживания или адресу регистрации волонтера.
1-й этап внедрен на базе Ресурсного центра «Отрадное» Департамента социальной защиты населения (ДСЗН) г. Москвы.
Благодаря новой форме поддержки родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, ситуация в семье, получающей услугу, меняется к лучшему: родители получают доступ к новым методам ухода за ребенком, получают возможность решить неотложные дела или просто отдохнуть. В то же время ребенку становится проще преодолеть социальную исключенность, он приобретает навыки общения с новыми людьми.
В результате реализации проекта значительно уменьшается психологическая напряженность в семьях, имеющих детей с инвалидностью. Кратковременный присмотр за детьми с особыми потребностями в принимающих (гостевых) семьях либо по адресу проживания особого ребенка повышает качество жизни ухаживающего за особым ребенком взрослого члена семьи, удовлетворяя его физиологическую потребность в отдыхе, обучает родителей новым навыкам по уходу, воспитанию детей с инвалидностью, новым подходам к психофизическому развитию особых детей. Оказание психологической помощи родителям особых детей направлено на профилактику их эмоционального истощения, на поддержание прочных позитивных семейных отношений.
Таким образом, комплексная помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, способствует предотвращению попадания этих детей в интернатные учреждения, сохраняя естественное право ребенка на жизнь и развитие в собственной семье.
Программа «Детская площадка» предполагает выход специалистов на дворовую площадку, т.е. выход ко всем семьям, проживающим и гуляющим с детьми в данном районе. Такой выход позволяет, используя естественное общение во время прогулки, выявить семьи группы риска и вовлечь их в процесс непосредственного взаимодействия с ребенком, что создает условия для мотивирования родителей включиться во взаимодействие с ребенком посредством игровой деятельности на площадке, направляемой специалистами. Таким образом, появляется возможность большему количеству семей обеспечить социально-психологическую поддержку и своевременно выявить детей, нуждающихся в помощи государства, повлиять на изменение мировоззрения родителей и детей в сторону толерантности, взаимного принятия.
Данная программа позволяет предоставить семьям специальные возможности получения социально-психологической помощи:
— возможность анонимного участия в занятиях, что особенно актуально для семей группы риска;
— равные возможности участия для семей всех социальных групп и групп здоровья детей: отсутствие ограничений для участия в программе как по социальному статусу семьи, так и особенностям здоровья детей;
— возможность получить консультативную поддержку непосредственно по месту своего проживания.)
Программа «Родительскаямастерская» создана на основе многолетнего практического опыта работы не только с семьей в целом, но и отдельно с каждым из родителей. Программа реализовывалась при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проект апробирован на базе ГБУ «Ресурсный центр «Отрадное» ДСЗН г. Москвы с 1 января по 30 июня 2014 г.
Направления программы:
1. Диагностика внутрисемейных отношений и дальнейшее оказание помощи семье.
2. Формирование практических навыков осознанного родительства.
3. Обучение специалистов, реализующих профилактические программы и проекты в г. Москве, для дальнейшего практического использования полученных технологий.
Задачи:
1. Выявление признаков семейного неблагополучия на ранней стадии их возникновения для своевременного оказания помощи и предупреждения помещения детей в учреждения интернатного типа.
2. Разработка и апробация комплексного системного подхода по выявлению семей с детьми, нуждающихся в помощи государства, и проведению с ними индивидуальной профилактической работы.
3. Повышение родительской компетентности и ответственности в ходе специально организованных занятий по месту проживания семьи в привычных для семьи условиях.
4. Подготовка специалистов, работающих с детьми и семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
5. Распространение и закрепление эффективного опыта поддержки семей с детьми в привычных для семьи условиях в работе учреждений, решающих задачи профилактики семейного неблагополучия.
6. Содействие развитию волонтерского движения для оказания поддержки семьям в трудной жизненной ситуации.
Показателем эффективности социальной программы служит повышение интереса специалистов служб, работающих с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, к практическим технологиям работы «Родительской мастерской».
Программа «Бабушкины университеты». Основной принцип программы «Бабушкины университеты» — диалог поколений. Категория участников: ветераны государственного и муниципального управления г. Москвы, ветераны Великой Отечественной войны и труда социальных учреждений г. Москвы, дети и их родители, участвующие в профилактических или реабилитационных программах центра «Отрадное».
Направления программы:
1. Укрепление института семьи через передачу детям и их родителям семейных традиций: как вместе испечь пирог, украсить дом, сделать подарок ко дню рождения и многое другое.
2. Соединение поколений через общее дело — проведение акций «Теплый клубок», в которых участвуют не только семьи центра, но и молодые семьи выпускников.
3. Передача детьми полученных позитивных навыков людям, которые в силу возраста и болезни постоянно находятся дома и которым не хватает общения и внимания через направление Детской социальной службы.
Социально-ориентированной акцией для создания поддерживающей среды для семей является акция «Живая библиотека».
Цель акции — придать новый импульс читательской активности учащихся и их родителей. У семей появляется возможность обмениваться интересной литературой, узнавать о жизни и творчестве великих писателей, получать полезную информацию для себя и своих детей. Акция проводится не только для учащихся школ и их родителей, но и для всех желающих участвовать в бесплатном обмене книгами и журналами из домашних библиотек. В акцию включены викторины, конкурсы с награждением памятными призами наиболее активных участников.
Объедение крупных социальных программ и проектов, социально-значимых акций в рамках социальной практики «Родительская приемная» способствует комплексной работе специалистов с целью формирования благоприятной для воспитания ребенка семейной среды.
Современным ориентиром специалистов, работающих в системе защиты детства, является обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Усилия специалистов, работающих с семьями по месту жительства, направлены на профилактику семейного неблагополучия в форме оказания поддержки семьям с детьми.

Рекомендуем прочесть:  Период действия когда можно вернуть 13% за покупку квартиры

Программа работы с родителями; Родителям о детях

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Контакты с взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость : “принятие и любовь” порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, “явное отвержение” ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

  1. Предварительный этап предполагает сбор первичной информации о межличностных отношениях в семье через родительские собрания и индивидуальные консультации с родителями.
  2. Диагностический этап направлен на исследование детско-родительских отношений и проводится дважды перед началом занятий и в конце, для отслеживания результативности программы. В тренинговых занятиях могут принимать участие все родители, которых интересуют предложенные для рассмотрения темы.
  3. Коррекционно-развивающий этап предусматривает 7 встреч с родителями, ориентированные на реализацию стратегии коррекционно-развивающей работы. Продолжительность каждой встречи 1,5 – 2.5 часа. Перед проведением занятия предполагается оформление информационного родительского уголка. На занятиях используются следующие формы работы: тестирование с последующим самоанализом, сюжетно-ролевые и деловые игры, семинар-практикум, психологические тренинги, родительская гостиная, индивидуальные консультации. Встречи носят профилактический, просветительский и развивающий характер, не констатируют ошибки и неудачи родителей. На занятиях не обсуждаются личности детей.

Анализ консультативной работы педагогов-психологов показал, что по вопросам межличностных отношений за помощью в 2005-2006 г. обратились 15% родителей. Это говорит о том, что родители сегодня хотят научиться эффективно воспитывать своих детей, но им не хватает психолого-педагогической грамотности. Отсюда вытекает необходимость психопрофилактической работы по гармонизации детско-родительских отношений. И мы пришли к необходимости создания программы, направленной на оптимизацию взаимоотношений в семье.

  1. Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей дошкольников.
  2. Дать родителям знания о сотрудничестве с детьми через понимание и принятие эмоционального мира ребенка.
  3. Помочь родителям осознать сущность конфликта и конструктивно его разрешать.

Мастера отечественной и зарубежной психологии (М.И.Лисина, А.С.Спиваковская, В.Н. Дружинин и др.) в своих трудах неоднократно затрагивают вопрос о влиянии взаимоотношений в семье на психическое развитие ребенка: “Определенные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества, препятствующие или, напротив, благоприятствующие проявлению общих и специальных способностей в учебе или профессиональной деятельности”. Росс Кэмпбелл считает: “Если у родителей нет с ребенком отношений, основанных на любви, все остальное (дисциплина, взаимоотношение со сверстниками, успехи в школе) строится на неверной основе, и тогда неизбежно возникают проблемы ”.

ШКОЛА ЭФФЕКТИВНОГО РОДИТЕЛЯ» (программа оказания психологической поддержки родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья)

1 Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник» г. Сургут «ШКОЛА ЭФФЕКТИВНОГО РОДИТЕЛЯ» (программа оказания психологической поддержки родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья) Автор: Филоненко С. Д., заместитель директора Сургут 2022

6 При определении форм работы учитывается тип семьи (полная, неполная и т.д.), характер и степень нарушений развития ребенка, уровень психофизического состояния родителя, степень проявления проблем инвалидности (первично или повторно установлена инвалидность) и других особенностей семьи. Содержание работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, определяют следующие принципы: — принцип добровольности. Психологическая поддержка — добровольный процесс, он основан на стремлении сторон достигнуть честного и справедливого соглашения; — принцип комплексности и многоаспектности в анализе проблем семьи. В качестве субъекта наблюдения рассматривается не только ребенок с ОВЗ. В спектр мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие ребенка. Выбор диагностического инструментария должен также отвечать поставленным требованиям; — принцип конфиденциальности. Информация, полученная специалистами в процессе проведения работы с семьей, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов. Лица, участвующие в обследованиях, консультациях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям; — принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку. Проводимые мероприятия не должны быть направлены на ухудшение взаимоотношений между ее членами. Данный принцип обязывает соблюдать единые подходы в диагностике и коррекции с целевой группой. Точное выявление причины нарушений предполагает и возможность ее максимально успешного исправления; — принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Реализация данного принципа позволяет наметить пути коррекции дисгармоничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в семье. 3. Алгоритм деятельности отражен в таблице 1. Таблица 1 Мероприятия Сроки Ответственные п/п I этап — организационный 1.1. Подготовка необходимых ресурсов для реализации программы: — подготовка материально-технических ресурсов (помещений, оборудования); — обучение специалистов организации социального обслуживания; — изучение и систематизация информационно-методических, дидактических материалов по оказанию психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ Постоянно Директор, заместитель директора, заведующий отделением психологопедагогической помощи, методист, психологи

7 1.2. Информирование родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, о программе «Школа эффективного родителя» посредством: — проведения тематических встреч; — проведения родительских собраний; — размещения информации на стендах и официальном сайте организации социального обслуживания; — распространения информационных проспектов, брошюр, буклетов и др Формирование и актуализация базы методик, тестов для выявления уровня родительских компетенций в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ 1.4. Формирование мотивации у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, на участие в программе «Школа эффективного родителя»: — проведение индивидуальных бесед и консультаций; — проведение мероприятия «День открытых дверей»; — посещение родителями открытых занятий; — посещение родителями мастер-классов и др Проведение диагностики, направленной на изучение родительских компетенций в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ 1.6. Разработка индивидуального маршрута, психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг 1.7. Организация групп кратковременного пребывания для несовершеннолетних, родители которых принимают участие в программных мероприятиях 1.8. Создание базы данных о социальных ресурсах по оказанию психологической поддержки родителям, воспитывающим детей с ОВЗ Постоянно Постоянно При зачислении на социальное обслуживание В течение 5 дней с даты зачисления на социальное обслуживание Сроки реализации индивидуально го маршрута в соответствии со сроками действия договора о предоставлени и социальных услуг В течение реабилитацион ного курса Постоянно Заведующий отделением психологопедагогической помощи, методист, специалист по социальной работе, психолог Социальный педагог, психолог, логопед Социальный педагог, психолог, логопед Психологи, социальный педагог, логопед Психолог, специалист по социальной работе, медицинский работник, воспитатель Специалист по социальной работе, медицинский работник, воспитатель Психолог, специалист по социальной работе

3 с детьми, имеющими особенности развития, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на годы»; * приказа Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от г. 616-р «О внесении изменений в приложение к приказу Депсоцразвития Югры от р». Программа «Школа эффективного родителя» может быть использована специалистами, работающими с родительской аудиторией в сфере социального обслуживания, в сфере образования, а также, в ознакомительном плане, иными специалистами, взаимодействующими с родителями, воспитывающими особых детей. Социальный эффект от реализации программы «Школа эффективного родителя» для оказания психологической поддержки родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, заключается в сохранении семьи для особого ребенка, создании в ней благоприятного психологического климата, исключении случаев жестокого обращения с детьми, что является ключевыми ресурсами для социальной адаптации и интеграции детей, имеющих особенности развития, в общество. 2. Целевая группа: — родители (законные представители), воспитывающие детей с ОВЗ, впервые зачисленные на социальное обслуживание; — родители (законные представители), воспитывающие детей с ОВЗ, которым инвалидность установлена впервые. 3. Цель программы — повышение родительских компетенций в семьях, воспитывающих детей с особенностями развития, в вопросах эффективного взаимодействия с ребенком и формирования благоприятного психологического климата в семье. 4. Задачи программы: 1) Выявить потенциальных участников программы и подготовить ресурсную базу, необходимую для реализации программных мероприятий. 2) Определить уровень сформированности родительских компетенций в вопросах воспитания детей с особенностями развития для организации индивидуальной и групповой работы с родителями, имеющими детей ОВЗ. 3) Сформировать у родителей, воспитывающих детей с особенностями развития навыки саморегуляции, управления стрессом, конструктивного взаимодействия с ребенком, знания о коррекционно-развивающих технологиях. 4) Проведение систематического психодиагностического исследования родителей целевой группы. 5) Проанализировать эффективность реализации программных мероприятий. 5. Формы работы: Индивидуальные формы работы: консультация, практическое занятие, беседа и др. Групповые формы работы: семинар-практикум, тренинг, тематическая лекция, дискуссия, круглый стол, группы взаимоподдержки для родителей и др. 6. Методы работы Для решения поставленных задач используются следующие методы работы: — организационные (планирование, информирование, координирование); — исследовательские (анализ документации, наблюдение (прямое и косвенное), интервьюирование, беседа, анкетирование);

9 — обеспечение эффективного распределения семейных ролей с привлечением ресурсов прародительской семьи, согласование взаимных ролевых ожиданий родителей, включая роли бабушки и дедушек; изменение мнения родителей о «бесперспективности» развития их ребенка 2.3. Организация информационных семинаров для родителей по темам: — «Меры социальной поддержки детейинвалидов»; — «Порядок и условия предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг»; — «Организация социального обслуживания и поставщики социальных услуг»; — «Документы: индивидуальная программа реабилитации и абилитации и индивидуальная программа предоставления социальных услуг»; — «Инклюзивное образование в России — с чего начать»; — «Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями к психолого-медико-педагогическому комиссии» и др Организация и проведение с родителями мероприятий, направленных на снижение эмоциональной напряженности, навыкам саморегуляции и управления стрессом 2.5. Организация и проведение с родителями мероприятий, направленных на коррекцию внутрисемейных (детско-родительских, супружеских и семейных) отношений 2.6. Проведение совместных занятий с ребенком (в присутствии родителей), направленных на обучение родителей коррекционноразвивающим технологиям: — М. Монтессори; — кинезеотерапия в домашних условиях; — методы игровой психокоррекции; — методы арттерапии и музыкотерапии; — методы библиотерапии; методы гештальттерапии и телесноориентированной терапии; — проективные методы и др Организация психотерапии родителей, воспитывающих детей с ОВЗ 1 раз в месяц Специалист по социальной работе, социальный педагог 1 раз в месяц Психологи 1 раз в месяц Психологи 2 раза в неделю Психологи специалист по социальной работе, социальный педагог, логопед По мере необходимости Психотерапевт 2.8. Проведение неформальных встреч родителей По мере необходимости Психолог

Программа работы с родителями «Наш профессиональный выбор»

Выбор будущей профессии должен осуществляться не в старших классах, а значительно раньше. Это позволит обучаемому сконцентрировать свои усилия в определенных сферах деятельности, необходимых ему для прохождения и осуществления дальнейшей образовательной траектории.

6. Проведение групповых и коллективных родительских заседаний по темам:
«Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе»
«Психофизиологические особенности подростка и выбор профессии».
«Волевые качества личности и выбор профессии».
«Медицинские аспекты при выборе профессии»
«Социальная и профессиональная структура общества».

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности. Реализовать эти условия учащийся должен как можно раньше, оптимальным возрастом психологи считают 7- 8 класс.

2) системности, благодаря которому процесс реализации программы осуществляется непрерывно с опорой на взаимодействующие и взаимосвязанные элементы (классного руководителя, тьюторскую и психолого-педагогическую службы, учащихся и их родителей, педагогов школы, работников других учебных и общественных организаций);

3) непрерывности, обеспечивающий реализацию разработанной программы с учётом личностных качеств учащихся, мотивации их деятельности, интересов, склонностей, личностно значимых ориентиров, условий окружающей среды, что позволяет оперативно реагировать на социальные и личностные изменения;

Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и школы, так как их объединяет общая цель: развитие личности обучающегося через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый обучающийся одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом из нихиндивидуальное, семья и школа подготавливают обучающихся к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.

С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально-экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Современный педагог, владея такой информацией, должен хорошо представлять себе особенности семьи, предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие обучающегося, на его характер, поведение.

Идеальная цель – это полноценный человек, культурная личность. Союз с родителями может быть установлен, если обе стороны этого взаимодействия осознают, что только совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с обучающимися своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и обучающиеся будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.

Программы поддержки и; льготы для; семей

Пособие по уходу за ребенком. Размер пособия зависит от того, работал ли родитель до рождения ребенка. Если нет, выплачивают минимальную сумму — 6752 рубля в месяц. Если родитель работал, пособие считают по среднему официальному заработку, но оно будет не больше 27 984 рублей. Пособие выплачивается, пока ребенку не исполнится полтора года.Рассчитать свое пособие по беременности, родам и уходу за ребенком с учетом зарплаты можно на сайте Фонда социального страхования:

На каждого ребенка с трех до семи лет семья может получить 50% детского МРОТ. Например, в Москве детский МРОТ равен 15 540 рублей, а пособие — 7 770 рублей. Эти деньги семья может получать каждый месяц, пока ее доход не вырастет или ребенку не исполнится восемь лет.

  • Родитель получает зарплату — 60 000 рублей до вычета налога. С этой зарплаты работодатель платит 13% налога — 7800 рублей в месяц, на руки родитель получает 52 200 рублей.
  • Родитель применяет вычет 1400 рублей, и работодатель платит налог уже не с 60 000 рублей, а с 58 600 рублей, получается 7 618 рублей. Разница между налогами без вычета и с вычетом достается родителю. В нашем примере это 182 рубля.

Сумма субсидии рассчитывается не по рыночной цене квартиры, а по расчетным нормативам. Например, в Москве по нормативу квадратный метр жилья стоит 90 400 рублей — по этой сумме и будут рассчитывать субсидию. Если квартира стоит дороже, доплачивать придется самим.

  • Жена и муж состоят в официальном браке. При этом неважно, как давно они поженились.
  • Жене и мужу не больше 35 лет. Если мужу 25 лет, а жене 36, участвовать в программе не получится. Если при подаче документов на участие в программе жене и мужу было меньше 35 лет, а когда до них дошла очередь, исполнилось по 36 лет, деньги не дадут.
  • Семья нуждается в жилье. Например, сейчас живет в аварийном доме или в маленькой квартире, площадь которой не отвечает нормам. В Москве норма для семьи из двух человек — 42 квадратных метра, на троих и больше — по 18 квадратных метров на человека.
  • Семья может оплатить 70 или 65% стоимости жилья. Подойдет оплата всей суммы наличными или с помощью ипотеки.