В чём отличие административного права от трудового

Соотношение трудового права с другими смежными отраслями (гражданским, административным, предпринимательским и правом социального обеспечения)

Предметом административного права являются отношения по прохождению службы сотрудниками МВД, ФСБ, уголовно-исполнительной системы и другими. Данные отношения также связаны с трудовой деятельностью лиц, состоящих на службе. Однако этот вид трудовой деятельности имеет свои особенности. Прежде всего следует заметить, что служебные обязанности зачастую не ограничиваются рамками выполнения конкретной трудовой функции, их диапазон гораздо шире. В связи с чем у проходящих службу гораздо меньше прав, чем у работников, и намного больше обязанностей. Хотя и на трудовую деятельность указанных лиц нормы трудового права могут быть распространены, как минимум, по аналогии.

Предметом гражданского права являются имущественные отношения, которые возникают в связи с конечным результатом труда. При достижении определенного в гражданско-правовом договоре о труде результата прекращаются и отношения, входящие в предмет гражданского права. Возникающие на основании гражданско-правового договора отношения не приводят к подчинению одной стороны другой. Тогда как заключение трудового договора означает возникновение отношений власти работодателя над работником в процессе трудовой деятельности.

Отграничение трудового права от смежных отраслей права

Различие трудового и административного права заключается также в различии основных субъектов правоотношений: в тру­довых правоотношениях — это работники и работодатели, в ад­министративном праве — управляющие и управляемые органи­зации, государственные служащие и государственные органы, начальники и подчиненные.

в) по организации труда. Если по трудовому договору работник включается в трудовой коллектив и обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан организовывать его труд и охрану труда, то по граждан­ско-правовому договору гражданин не включается в состав кол­лектива организации, на него не распространяется обязанность выполнять меру труда, подчиняться установленному внутрен­нему трудовому распорядку. Иначе говоря, трудовое задание исполнитель выполняет по своему усмотрению и на свой страх и риск;

Трудовое право

Трудовое право и право социального обеспечения. Право социального обеспечения как образование системы российского права появилось относительно недавно, в конце прошлого столетия, и представляет собой комплексную отрасль, возникновение и развитие которой связаны с системной интеграцией норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере); норм трудового права (в части определения трудового стажа и других связанных с трудовыми отношениями оснований социального обеспечения); норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения); норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению); финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению), а также норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, кроме права социального обеспечения (в части установления субъективных прав граждан на социальное обеспечение).

Такую возможность предоставляет только трудовой договор. Российским законодательством предусматривается ряд льгот для наемных работников. Например, Конституция РФ, закрепляя право на отдых, предусматривает, что работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37). Трудовое законодательство в развитие этой и других конституционных норм устанавливает для работника высокий уровень гарантий от необоснованного увольнения: трудовой договор может быть расторгнут только по основаниям, предусмотренным ТК РФ. при этом работодатель обязан соблюдать указанный в законе порядок увольнения и предоставлять работникам гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора (ст. 178—181 ТК РФ), например, работодатель обязан выплатить работнику выходное пособие в случаях, установленных законом (ст. 178 ТК РФ). Существенное правило содержит норма о том, что работодатель даже по согласованию с работником не вправе снизить установленный законом уровень прав и гарантий, поскольку это прямо запрещено законом (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Подобных гарантий не имеют лица, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, кроме тех гарантий, которые могут быть предусмотрены в таком договоре по усмотрению сторон.

Рекомендуем прочесть:  Сумма Долга Приставы Могут Арестовать Автомобиль

Разница между гражданским правом и административным правом

Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения. Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

В чём отличие административного права от трудового

В заключение, говоря о смежных отраслях права, следует рас­смотреть соотношение трудового права с правом социального обеспечения. Как самостоятельное структурное образование (от­расль) право социального обеспечения сформировалось сравни­тельно недавно (в 60—70-х гг. XX столетия). До этого большин­ство юридических норм, регулирующих отношения по социально­му обеспечению, входило в отрасль трудового права. Таким образом, право социального обеспечения с трудовым правом свя­зывают общие исторические корни. Но не только это. Их связы­вают, как и большинство смежных отраслей права, общие черты предмета и метода правового регулирования.

Наряду с гражданским смежной с трудовым правом отраслью выступает аграрное право. Трудовое и аграрное право имеют не­мало общего: они регулируют совместный труд, основанный на единых принципах общественной организации труда; и той и другой отрасли присуща функция охраны труда и трудовых прав работников. Однако между ними имеются и существенные различия. Трудовое право регулирует трудовые отношения, бази­рующиеся на несамостоятельном (наемном) труде; аграрное же право регулирует трудовые отношения работников-кооператоров, которые являются сособственниками орудий труда и средств про­изводства и потому не являются субъектами наемного труда1. Да­лее, нельзя не отметить и специфику в методах правового регули­рования рассматриваемых трудовых отношений. В аграрном праве метод базируется главным образом на внутрикооперативной демо­кратии. Государственное нормирование здесь (в отличие от регу­лирования трудовых отношений рабочих и служащих) имеет вспомогательное значение и применяется обычно в виде издания рекомендательных норм, которые приобретают юридическую силу лишь после того, как будут одобрены общим собранием или соб­ранием уполномоченных колхоза, товарищества.

Рекомендуем прочесть:  Статья 2 2 8 со всеми частями читать описание

Б-6 Административное право в правовой системе Российской Федерации

Административное право взаимодействует с гражданским правом. Федеральные органы исполнительной власти могут принимать нормативные правовые акты, которые регламентируют гражданско-правовые отношения при условии, что они соответствуют нормам ГК РФ и иных федеральных законов. Взаимосвязь административного и гражданского законодательства прослеживается в некоторых институтах, например: государственная регистрация юридических лиц; лицензирование; возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц; публичный договор. Административно-правовые институты включают нормы права, устанавливающие возможность применения к субъектам гражданского права административно-властных методов, т. е. имущественные отношения испытывают на себе властно-распорядительный и императивно-регулирующий потенциал административно-правового регулирования. По справедливому мнению Ю. А. Тихомирова, административное право нужно рассматривать как одну из гарантий реализации гражданско-правовых норм1.

Административное право конкретизирует своими нормами конституционное право и устанавливает возможность полной реализации конституционно-правовых норм (например, организация единой системы органов исполнительной власти, государственной службы, развития административного законодательства и административно-процессуального законодательства, административное судопроизводство, защита прав и свобод человека и гражданина). Конституционное право определяет структуру административно-правового регулирования и устанавливает «стандарты» правового государства в установлении режима функционирования исполнительной власти.

Особенности трудового права как отдельной отрасли

Трудовое право – это определенный набор актов и норм права, цель которых состоит в регулировании отношений, формирующихся в ходе трудового функционирования рабочих и нанимателей. Трудовое право (ТП) обладает определенными сходствами и различиями с остальными сферами правами, благодаря чему оно постоянно усовершенствуется.

Когда человек выполняет определенный труд самостоятельно, то он сам определяет для себя его параметры. Он не регламентируется нормами ТП. В качестве примера можно взять ситуацию, когда человек выполняет трудовую деятельность у себя на садово-огородном участке или убирает в доме. Если труд человека – это совместные действия с другими людьми, между которыми распределены их обязательства, использование определенного орудия труда для получения необходимого результата, то в действие вступают нормы трудового правового процесса.

Отличие трудовых отношений от отношений других отраслей права

Начать рассмотрение данной темы было бы верным с трудовой правосубъектности. "Трудовая правосубъектность – это правовая категория, выражающая способность граждан быть субъектами трудовых правоотношений, приобретать своими действиями права и принимать на себя обязанности, связанные с вступлением в эти правоотношения" [3] .

6. органы по разрешению трудовых споров (процессуально-трудовых отношений) (КТС (Комиссия по трудовым спорам существовала при СССР), суд, примирительная и согласительные комиссии, трудовой арбитраж, органы надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством).

Чем отличается трудовое право от административного права

Основным отличием административно-правовых отношений от отношений трудовых является следующее: если для административного права характерно наличие только вертикальных связей, организуемых по принципу власти—подчинения, т.е. субъекты административных правоотношений всегда находятся в неравноправном положении, то организационно-управленческие отношения, которые входят в предмет трудового права, имеют договорную основу и добровольно возникают между субъектами, обладающими равными правами.

Схожими чертами с трудовым правом обладает административное право, особенно институт государственной службы, предметом которого является осуществление государственно-управленческих отношений государственным служащим. Основное отличие от трудового права состоит в том, что трудовые отношения возникают на основании индивидуального трудового договора и характеризуются равноправием сторон, а отношения в сфере государственной службы возникают на основании административного акта о назначении на должность, и при этом строятся на жесткой системе власти и подчинения.

Рекомендуем прочесть:  Региональные льготы у ветерана труда получающего досрочную пенсию вхабаровсом крае

Отличие трудового права от смежных отраслей права

В предмет гражданского права входят общественные отношения, которые так же связаны с трудом, носят возмездный характер, основаны на договорных началах. К ним относятся отношения по выполнению договоров подряда, поручения, авторского договора и т.п. Однако между этими отношениями и отношениями, входящими в предмет трудового права имеются существенные различий, обуславливающие их разную отраслевую принадлежность. Предметом и содержанием трудовых отношений выступает сам процесс труда и именно он подчиняется правовой регламентации. В гражданском праве предметом выступает конечный результат труда.

Система трудового права РК – совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с разбивкой на отдельные относительно самостоятельные структурные образования (институты), а так же на иные устойчивые общности норм, имеющие стуктурную определенность (подинституты).

Отличие административного от гражданского права

Гражданское право регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования. В свою очередь, административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования, в отличие от административно-правового, характеризуется равенством сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правовом регулировании.

Тесная взаимосвязь имеется и с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируется административно-правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.

В чем проявляется взаимосвязь трудового права с административным правом и социального обеспечения

Трудовое право и административное право Тесная взаимосвязь трудового и административного права отражается сегодня в проблеме регулирования труда государственных служащих. Сегодня институт государственной службы необходимо рассматривать как самостоятельное правовое образование, имеющее практическое оформление в виде целой системы нормативно-правовых актов.

Типичной разновидностью организационно-управленческих отношений в сфере труда выступают отношения, связанные с разработкой, принятием и исполнением коллективных договоров и соглашений (генеральных, отраслевых, тарифных и специальных). Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, охрана труда, социальное развитие, участие работников в прибыли регулируются помимо законодательства Российской Федерации также уставом (положением) организации и коллективным договором. Структурно вся система российского трудового права подразделяется на две большие части — общую и особенную.