Проблемы Регулирования Социальных Прав Граждан Судами Общей Юрисдикции

Организационно-правовые вопросы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Наличие спора о праве в делах из публичных правоотношений нередко доказывают опосредованно, через тесную связь с иными взаимосвязанными и взаимообусловленными правоотношениями (как правило, материальными, гражданскими, жилищными, трудовыми, налоговыми и т. п.), поскольку часто оказывается, что ответить на вопрос о правомерности или неправомерности обжалуемых действий должностного лица или органа, наделённого властными полномочиями, т. е. разрешить публично-правовой спор по существу, практически невозможно, не вникая в корни материального права.

В. М. Жуйков объясняет особое значение права на судебную защиту тем, что данное право никакой угрозы основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и интересам других лиц, обороне страны и безопасности государства представлять не может, поэтому оно и не может быть ограничено. Право на судебную защиту Конституция РФ закрепляет не в качестве самого по себе, как другие права, а в качестве гарантии всех прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 46), поэтому ограничение этого права означало бы ограничение федеральным законом действия положения ст. 46 Конституции РФ, что является недопустимым в силу верховенства Конституции над всеми иными нормативными правовыми актами.

Проблемы Регулирования Социальных Прав Граждан Судами Общей Юрисдикции

Выполнение задач судебной власти возможно при условии неуклонного выполнения судами всех норм процессуального и материального права по каждому делу. Суды обязаны соблюдать законность на всех стадиях процесса и при совершении любого процессуального действия. Большое значение имеет так же высокая культура организации и проведение не только судебных процессов, но и работы судов в целом и каждого из его звеньев (прием граждан, работа канцелярии, решение хозяйственных вопросов и т.п.).

Указанные выше задачи органически взаимосвязаны и относятся так же и к задачам судов, как носителей судебной власти. Специфическая задача суда как органа государственной власти – рассмотрение и разрешение судебных дел, хотя и другие задачи судопроизводства так же имеют самостоятельное значение. Воспитательная работа суда приобретает первостепенное значение в системе мероприятий, направленных на претворение в жизнь планов российского строительства, осуществление которого требует повышения сознательности и активности граждан, формирования личности человека в духе коллективизма и трудолюбия, сознание общественного долга, соблюдения высоких принципов морали нового общества, в частности, суды присущими им методами должны бороться с такими явлениями, как нарушение плановой, трудовой дисциплины, выпуск недоброкачественной продукции, потеря рабочего времени, текучести кадров, приписки т.п., умело, используя рычаги обеспечения задач, определенных законодательством.

Роль информационного права в регулировании применения информационных технологий в судах общей юрисдикции

Однако следует исходить не просто из понимания судебной информации как сведений независимо от формы их представления, но и из того, что с этим связана мера возможного, должного и запрещенного поведения человека в общественных отношениях, вероятность самовыражения личности, а также необходимость установления надлежащих гарантий реализации и защиты конституционного права на информацию <3>. ——————————— <3> См.: Мархгейм М. В., Гавришов Д. В. Проблемы развития юридического содержания права граждан на информацию // История государства и права. 2008. N 10. С. 8.

Судебная информация при этом становится безусловным средством, снимающим такую неопределенность. Обеспечение эффективного правового регулирования применения информационных технологий в судах общей юрисдикции вызывает необходимость в первую очередь выработать единый подход к определению понятия «судебная информация». В современных научных и правовых источниках встречаются термины, являющиеся по существу частью сведений, входящих в состав судебной информации. Примечательно, что даже в находящемся в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекте Федерального закона «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции» наряду с понятием «информация о судебной деятельности» используются такие термины, как «материалы и документы», «информация о разбирательстве дел в судах», «информация о деятельности судов» и даже «справочная информация». Не отрицая их важность, тем не менее представляется необходимым определить юридический термин, унифицировано используемый в сфере правовых отношений, обозначающий правовое понятие и отличающийся строгой смысловой определенностью, однозначностью, функциональной устойчивостью. Наиболее широким, включающим в себя весь объем сведений, циркулирующих в судебном информационном пространстве, является понятие «судебная информация». Многие исследователи предлагают доктринальные определения правового понятия «судебная информация», основанные, как правило, на понятии «информация», содержащемся в информационном законодательстве. Так, с учетом основной, системообразующей функции судебной власти (реализация правосудия), В. А. Чаплинский под судебной информацией предлагает понимать сведения независимо от формы их представления, формирующиеся в результате непосредственной деятельности органов судебной власти по организации, обеспечению и осуществлению судопроизводства <2>. ——————————— <2> См.: Чаплинский В. А. Об одном подходе к определению и классификации судебной информации // Информационные отношения и право: Сб. науч. тр. Вып. 1 / Под ред. В. В. Ершова, Д. А. Ловцова. М.: Российская академия правосудия, 2006. С. 41.

Рекомендуем прочесть:  Ветеран труда архангельской области что дает это звание 2022г

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Содействие Конституционного Суда РФ реализации социальной политики государства обусловлено главным образом необходимостью исправления дефектов действующего социального законодательства и, тем самым, обеспечения конституционной защиты основных социальных прав и свобод человека и гражданина. В решениях Конституционного Суда находят разрешения многие вопросы судебной практики и практики защиты права на социальное обеспечение вообще – причем важен не только сделанный судом окончательный вывод, а обоснование такого вывода, поскольку в процессе обоснования Суд делает обобщения, оказывающие влияние как на разрешение других дел (в своем роде судебный прецедент), и на развитие социального законодательства [4, с.45]. Решения Конституционного Суда РФ не только способствуют устранению противоречий в правовой системе государства, последовательному развитию социального законодательства, но также устанавливают ориентиры для реформирования социального законодательства.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием «социальная защита». Одним из направлений, одновременно являющимся и механизмом социальной защиты, и правом на судебную защиту права на социальное обеспечение является формирование и развитие в нашем государстве института квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной юридической помощи. Развитие указанного института связывается с принятием и вступлением в силу Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [8], который заложил фундамент для формирования негосударственной системы оказания адвокатами бесплатной помощи через негосударственные центры, учреждаемые адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями. Развитие бесплатной юридической помощи в России показывает рост количества видов бесплатной помощи малоимущим гражданам, а также количества субъектов, которым она оказывается – помимо сферы социального обеспечения она оказывается и в сфере здравоохранения, по сделкам с недвижимым имуществом, по защите жилищных, трудовых и семейных прав, по защите прав потребителей.

Информатизация судов общей юрисдикции и проблемы современного права

В связи с отсутствием в науке и практике единого подхода к решению вопросов о публикации судебных решений особо актуально легальное закрепление положений, определяющих объем судебных решений, могущих стать объектом информатизации, момент доступа к постановленному судебному решению.

Рекомендуем прочесть:  Какие Льготы Имеют Ветераны Труда В Твери В 2022 Году

При этом указанную технологию следует рассматривать не только как техническое средство, но и как основной путь, заставляющий пересмотреть основополагающие принципы, касающиеся доступности правосудия, представления доказательств, рассмотрения дел в судебном заседании, устности, непосредственности, гласности и процессуальной экономии.

Защита политических прав граждан федеральными судами общей юрисдикции Чередина Наталья Владимировна

Вторая особенность состоит в специфике объекта защиты, в качестве которого выступают политические права граждан. Гражданин, обращаясь в суд за защитой того или иного политического права, защищает свой публичный интерес, свое право участвовать в управлении делами государства и, наконец, одну из основ конституционного строя — народовластие.

Первоначально идеи о правах человека развивались в рамках национальных правовых систем. Всеобщее мировое признание и утверждение права и свободы человека, в том числе политические, получили лишь в XX веке, после того как человечество, пережив все ужасы мировых войн, решило объединить свои усилия в обеспечении мира и защиты прав человека. Созданная в 1945 году Организация Объединенных Наций одной из своих целей ставит осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии»1.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции

  • 1) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 000 руб. (например, в случае взыскания начисленной, но не выплаченной пенсии), — подсудны мировым судьям;
  • 2) дела по спорам, не подлежащим оценке (например, об отказе в назначении пенсии), — подсудны районному (городскому) суду.

Аналогично правилам определения подсудности правила относительно уплаты государственной пошлины по делам о взыскании социальных пособий, явившихся следствием трудовых отношений и отношений по возмещению вреда здоровью, зависимы от первичных отношений (трудовых и деликтных). Истцы по искам о взыскании пособий но временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, ответчиками по которым выступают работодатели, в силу положений ст. 393 ТК РФ, ст. 333.36 ПК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины и несения судебных расходов (в частности, по оплате судебной экспертизы и т.п.). Истцы по искам о взыскании пособий вследствие причинения вреда здоровью освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу положений ст. 333.36 НК РФ.

Проблемы Регулирования Социальных Прав Граждан Судами Общей Юрисдикции

Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются место, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования.

Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности, заключающийся в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту. Охота включает промысловое добывание диких зверей и птиц, а также любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.

Проблемы Регулирования Социальных Прав Граждан Судами Общей Юрисдикции

* вносить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Какой Штраф Налагается На Продавца Продавшего Пиво 14 Летнему Ребенку

6. В связи с проведением реформы пенитенциарной системы страны и совершенствованием системы исполнения уголовных наказаний в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» предусматривается передать уголовно-исполнительную систему в ведение Министерства юстиции и возложить на Министерство юстиции функцию по обеспечению исполнения уголовных наказаний.

Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации

Обобщая судебную практику, в том числе по вопросам, касающимся защиты социальных прав человека и гражданина, Президиум Верховного Суда РФ всегда обращает внимание на то, насколько правильно суды, решая те или иные споры по защите социальных прав граждан, руководствуются положениями Конституции РФ, следуют заложенным в ней принципам социального государства. Такая практика способствует усилению внимания судов к прямому обращению к нормам Основного закона, наряду с нормами иных нормативных правовых актов, не допуская снижения установленных Конституцией РФ основных социальных прав человека и гражданина.

Применение конституционных норм в сфере социальных прав и свобод человека отмечается и в практике конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом эффективность судебной защиты социальных прав на данном уровне нередко зависит от состава субъектов, наделенных правом инициировать рассмотрение дела в суде. Представляется, что в первую очередь правом на обращение в конституционные (уставные) суды по таким вопросам должны обладать граждане. Между тем анализ законодательства о конституционных (уставных) судах субъектов РФ показывает, что граждане как носители социальных прав в большинстве субъектов РФ не обладают правом на обращение в конституционные (уставные) суды с запросом о неконституционности того или иного нормативного правового акта субъекта РФ, а в некоторых субъектах РФ — даже с жалобой на нарушение их конституционных прав примененным или подлежащим применению в конкретном деле законом или иным нормативным актом <23>.

Электронный каталог диссертаций

Однако подверженное бесконечным изменениям отечественное избирательное право, активное развитие избирательных технологий, обширная судебная практика непрерывно ставят новые задачи для исследователей-конституционалистов. Одна из малоисследованных тем, особенно в условиях отсутствия соответствующих федеральных конституционных законов, -конституционные основы деятельности судов общей юрисдикции, в компетенцию которых входит разрешение избирательных споров.

Теоретическую и методологическую основы исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных исследователей по философии, социологии, общей теории права, по конституционному праву и другим отраслям юридической науки, в которых рассматриваются вопросы, относящиеся к теме диссертации.

Оспаривание актов органов исполнительной власти в судах общей юрисдикции Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Keywords: administrative-legal regulation, challenging acts of the executive power in the courts of law, the distinction between the competence of the courts of general jurisdiction and arbitration courts form the judicial protection of rights and freedoms.

выявлены через правоприменительную практику, которая осуществляется с помощью деятельности судов по инициативе граждан и организаций. Несоответствия актов органов власти закрепленным нормам законодательства, юридическая сила которых распространяется на определенный круг общественных отношений, как следствие влечет на собой нарушение прав и законных интересов одного из субъектов правоотношений.