Принудительный снос самовольной постройки

Принудительный снос самовольной постройки

Глава муниципального образования своим решением предписал производственному кооперативу снести здание ангара в установленный срок. В решении также указывалось, что при неисполнении этого распоряжения в добровольном порядке постройка подлежит сносу силами специализированного муниципального предприятия с последующим взысканием расходов с кооператива.

Вторая и третья судебные инстанции удовлетворили это заявление. Суды указали, что, приняв распоряжение о сносе ангара как самовольной постройки, орган местного самоуправления решил тем самым вопрос о праве собственности кооператива (абз. 1 п. 2 ст. 222 ГК РФ предусматривает, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности). Но федеральное законодательство не предоставляет такого права административным органам.

Порядок сноса самовольных построек

В пункте 11 указанного Постановления предусмотрено, что после осуществления мероприятий по сносу самовольной постройки лицо, являющееся собственником самовольной постройки по состоянию на момент принятия решения о ее сносе, вправе обратиться в префектуру соответствующего административного округа г. Москвы за получением компенсации за снос самовольной постройки. Но не совсем понятна природа подобной компенсации. Видимо, ее следует квалифицировать как предусмотренную ст. 16.1 ГК РФ компенсацию ущерба, причиненного имуществу правомерными действиями органов местного самоуправления. Тогда неясно, о какой самовольной постройке может идти речь, ведь ее строительство рассматривается как гражданское правонарушение, которое не может рассматриваться как обстоятельство, причиняющее ущерб совершившему его лицу.

Для реализации права на получение компенсации за снос самовольной постройки Постановление Правительства Москвы N 829-ПП требует представления документов, подтверждающих прекращение права собственности на снесенную самовольную постройку и внесение соответствующих сведений в ЕГРП. Очевидно, что необходимость представления подобных сведений для получения компенсации свидетельствует о том, что лицу, осуществившему самовольную постройку, предлагается согласиться с законностью произведенного сноса и отказаться от борьбы за свои права.

Предписание о сносе самовольной постройки

Аренда зданий и сооружений. Рекомендации по заключению договора Поскольку в силу ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, а постройка подлежит сносу, арендатор не может требовать передачи такого объекта и, соответственно, получить то, на что он рассчитывал при заключении сделки.

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

ПОНЯТИЕ САМОВОЛЬНОГО СТРОЕНИЯ

Повторное предупреждение расклеивается непосредственно перед днем принудительного сноса. В случае аварийных ситуаций на коммунальных сетях предупреждение о дате сноса наклеивается на самовольных постройках комиссией в день установления факта аварии. Принудительный снос производится без дополнительного предупреждения.

Рекомендуем прочесть:  Телефонное Мошенничество Статья

Как уже отмечалось, единого мнения судов по данному вопросу нет. Кроме того, нет и четких разъяснений высших судебных инстанций. Сложившаяся ситуация привела к тому, что норма ст. 222 ГК РФ стала рассматриваться судами и как средство правовой защиты собственника от неправомерных действий третьих лиц, и как средство наказания нарушителя правопорядка в сфере строительной деятельности путем применения санкции в виде сноса строения.

Cнос самовольной постройки по решению суда — судебная практика

Перед обращением в суд истец должен осуществить попытку легализации постройки иным, внесудебным образом. Это положение указывает на то, что подача искового заявления является крайней мерой при легализации строения – предварительно истцу придется попытаться оформить право собственности, основываясь на законе о дачной амнистии, или путем обращения с соответствующим заявлением в местные исполнительные органы.

Соответствие постройки градостроительным и строительным нормам, а также отсутствие угроз с ее стороны жизни и здоровью граждан. Эта же норма, как отмечено выше, установлена и п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ. Для того чтобы подтвердить данный факт, потребуется получить соответствующие заключения во всех уполномоченных органах, или же произвести судебно-техническую экспертизу по данному вопросу.

Принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда

Суд указал, что в силу пункта 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, а сама постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом или за его счет. Следовательно, самовольная постройка подлежит сносу и без соответствующего судебного решения и ее снос возможен на основании распоряжения, принятого в административном порядке.

Следовательно, решение о сносе постройки, принятое в административном порядке, противоречит статье 35 Конституции Российской Федерации, а также общим началам гражданского законодательства. Статья 222 ГК РФ не предусматривает административного порядка сноса самовольных построек. Принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда, которым удовлетворен иск о сносе.

Порядок проведения и судебная практика по сносу самовольных построек: как это бывает

  • Если сооружение/здание возведено с нарушением правил и норм, то представители
  • Собственники земельных участков, на которых возникла «самоволка» (то есть практически любое физ- либо юрлицо).
    • муниципальных образований;
    • контролирующих и прочих государственных органов.
  • Владельцы соседних участков, если их права нарушены.

Иск или требование о сносе могут быть выдвинуты в любой момент, если постройка несёт в себе прямую угрозу (чьей-либо жизни, благополучию, здоровью). Если нарушитель занял чужую землю, претензии также могут быть предъявлены в любой момент, поскольку истец защищает свои права.

Рекомендуем прочесть:  Акты выполненных работ по договору кем составляется

Снос самовольной постройки: в административном порядке, по решению суда

  • Строительство произведено на территории, где проходят инженерные коммуникации;
  • Использована территория общего назначения, которой может пользоваться широкий круг людей. В неё включаются бульвары, улицы, парки, береговая полоса и прочее;
  • Сооружение возведено на участке, строительство на котором возможно лишь с соблюдением определенных условий.
  • Сносу подлежит только недвижимый объект после реконструкции, когда его нельзя вернуть в первоначальное состояние (определение ВС РФ от 11.03.14г. №18-КГ13-184);
  • Совладелец участка может требовать сноса самовольно построенного помещения другим собственником в ситуации, когда использование земли нарушает интересы заинтересованного лица или несет угрозу жизни и здоровью окружающих людей (постановление ВАС РФ от 18.05.11г. №15025/10);
  • Самовольную постройку необходимо сносить при существенном и неустранимом нарушении правил градостроительного и строительного законодательства;
  • Нельзя разбирать постройку, если нарушены процедурные моменты при получении разрешения на строительство или вводе помещения в эксплуатацию, если владельцем предпринимались соответствующие действия;
  • Невозможно сносить пристройку к жилому дому, если единственным основанием для этого является отсутствие согласования таких действий при её строительстве с другими совладельцами (определение ВС РФ от 24.01.12г. №19-В11-21).

Административный порядок сноса самовольной постройки

С другой стороны, можно предположить, что полномочия по принятию решений о сносе самовольной постройки вытекают из полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности (полномочия по выдаче разрешений на строительство). В силу части 2 статьи 79 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, осуществляются органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Часть 3 статьи 8 ГрК РФ посвящена полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

Статья 222 дополняется новым пунктом 4, согласно которому органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (абзац первый).

Решение Томской городской думы от N 116 — Об утверждении Положения — О СНОСЕ САМОВОЛЬНЫХ ПОСТРОЕК и освобождении САМОВОЛЬНО ЗАНЯТЫХ участков на территрории города ТОМСКА

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации (часть первая), Градостроительным кодексом Российской федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими действующими законодательными актами и устанавливает порядок сноса самовольных построек и переноса материальных ценностей с самовольно занятых земельных участков на территории города Томска.

Рекомендуем прочесть:  Декларация по процентам по ипотечному кредиту за предыдущие годы

1.3. Размещение зданий и сооружений, объектов, складских площадок для хранения материальных ценностей допускается на земельных участках, отведенных для этих целей в установленном порядке согласно утвержденным проектам генерального плана города и иной градостроительной документации.

Судебная практика о порядке сноса самовольной постройки

Для инициации сноса в судебном порядке необходимо подать иск (определение ВС РФ от 19.11.2022 по делу № 308-ЭС15-8731). По результатам вынесенного решения обязанность по сносу или приведении СП в соответствие возлагается на виновного субъекта (определение КС РФ от 26.04.2022 № 910-О) либо лицо, владеющее земельным участком, на котором возведена СП. С правилами подачи иска можно ознакомиться в статье Иск о сносе самовольной постройки — образец.

В силу п. 3 ст. 22 закона «О введение в действие ч. 1 ГК РФ» от 30.11.1994 № 52-ФЗ в редакции от 03.08.2022 не может быть принято решение о сносе частных жилых домов, построенных на земельных участках предназначенных для индивидуального жилищного строительства, расположенных в поселении землях для личного подсобного хозяйства, на дачных и садовых участках при наличии одновременно следующих условий:

Об утверждении Порядка осуществления сноса самовольных построек на территории городского округа Самара (с изменениями на 16 января 2022 года)

привлечения уполномоченного лица (кадастрового инженера) для проведения кадастровых работ (при необходимости) по определению местоположения самовольной постройки на земельном участке посредством определения координат характерных точек контура самовольной постройки на земельном участке, а также для проведения кадастровых работ по определению местоположения самовольной постройки посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов;

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ и определяет порядок действий органов местного самоуправления городского округа Самара и других участников отношений при принятии решения о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (далее — решение о сносе самовольной постройки), а также порядок действий по сносу данной постройки.