Сколько Договоров Должно Быть Между Рсо И Ук

  • если УК эти сведения не передаст или не передаст вовремя, и из-за этого потребителю будут ошибочно начислены платежи, а РСО заплатит за эту ошибку штраф, то УК возместит РСО сумму этого штрафа. Кстати, в своих заявлениях о выплате штрафа потребители теперь должны указывать свой ИНН;
  • УК обязана предоставлять РСО и регоператору по обращению с ТКО не только указанную выше информацию, но и сведения из реестра собственников (ФИО с указанием размера долей в общем имуществе МКД), причем еще и постоянно актуализировать эти сведения в дальнейшем;
  • и сведения из реестра собственников, и все остальные сведения, необходимые РСО для начисления платы, УК должна передавать одновременно на бумаге и в электронном виде;
  • срок проверки запроса потребителя о правильности начисленных ему сумм платежей можно рассмотреть в течение месяца. Это в равной степени относится и к УК, и к РСО, и к регоператору;
  • уточняется (в полном соответствии с ЖК РФ) процедура перехода на «прямые договоры», при этом особенно акцентируется внимание на обязанность РСО распространять перед своими «прямыми» потребителями ту информацию, которую исполнитель коммунальных услуг и должен предоставлять (в последнее время участились случаи наказаний РСО за несоблюдение этой обязанности);
  • предусматривается обязанность инициатора общего собрания собственников помещений в МКД, которое решило перейти на «прямые договоры», также сообщать своим соседям по дому информацию, полученную от РСО (даты заключения и начала исполнения «прямых договоров», сроки и способы передачи показаний ИПУ и т.п.). Донести эту информацию нужно путем размещения на досках объявлений во всех подъездах МКД или придомовом земельном участке, в течение 5 календарных дней со дня ее получения от РСО;
  • за содержание внутридомовых инженерных систем отвечают УК, даже если жители находятся на «прямых договорах» с РСО/регоператором, – это прямо предусматривается новой редакцией Правил № 354. РСО всегда отвечает только за подачу ресурса к границе с внутридомовыми инженерными системами;
  • принимать сообщения потребителей о некачественной коммунальной услуге – даже в случае «прямых договоров» – должна УК. Проверять это сообщение и составлять акт нужно совместно с РСО/регоператором. Аварийно-диспетчерская служба – тоже «вотчина» УК;
  • прямо прописывается обязанность УК ставить ОДПУ даже в доме на «прямых договорах», но только в том случае, если собственники помещений в МКД приняли решение о включении расходов на приобретение и установку ОДПУ в плату за содержание жилого помещения;
  • предупреждать должников об ограничении/приостановлении коммунальной услуги теперь не обязательно в письменном виде – можно и устно. А сумма расходов на ограничение/приостановление комуслуг, которую можно взыскать с потребителя-должника, ограничивается 3 000 руб.;
  • если УК не может подтвердить, что управляемый ею МКД внесен в региональный реестр лицензий на управление МКД, то РСО вправе отказаться заключать с УК договор ресурсоснабжения в части обеспечения ресурсами этого спорного МКД.
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,
  • Правила заключения договоров ресурсоснабжения между РСО и УК, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124,
  • Требований к организации расчетов за коммунальные ресурсы, утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253.
  • утвержден типовой «прямой договор» – договор между собственником жилого помещения в МКД и РСО о предоставлении коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании и использовании общего имущества в МКД. Заключение именно таких типовых договоров между собственниками квартир и РСО прямо предусмотрено ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ. Напомним, что собственники нежилых помещений (кроме машино-мест) давно обязаны заключать с РСО индивидуальные письменные договоры ресурсоснабжения, а с регоператором по обращению с ТКО – отдельные договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кстати, типовой «прямой договор» по обращению с ТКО тоже упомянут в рассматриваемых поправках – он будет частью Правил № 1156 от 12.11.2022;
  • если уж переход на «прямые договоры» в конкретном МКД свершился – по воле жителей или РСО, неважно – УК обязана передать РСО большой объем данных о собственниках помещений не позднее чем за 5 рабочих дней до дня, с которого РСО начнет предоставлять коммунальную услугу (если переход на «прямые договоры» произошел из-за долгов УК, она также обязана передать эти данные в течение 5 рабочих дней со дня расторжения своего договора с РСО). Эти данные нужны для начисления платы за коммунальные услуги; среди них – ФИО, паспортные данные, телефон, E-mail каждого собственника и пользователя жилых помещений, адреса жилых помещений с указанием общей площади и количества проживающих, реквизиты или копия документа о праве собственности, все сведения об ИПУ и другая информация, в том числе о «должниках».

Почти все эти изменения продиктованы необходимостью детализировать нормы, связанные с оказанием коммунальных услуг жителям МКД напрямую ресурсоснабжающими организациями, (РСО) – по так называемым «прямым договорам». Еще часть поправок связана с усилением правового статуса реестра лицензий по управлению МКД, а большинство остальных – носит технико-юридический характер.

Отметим также, что в Правилах № 354 теперь закреплен и запрет на размещение в платежном документе рекламы, за исключением социальной. Напомним, что размещать рекламу на платежках запретили еще в прошлом году – см. ч. 10.2. ст. 5 Закона о рекламе. Теперь данный запрет прямо предусмотрен и Правилами № 354.

Сколько Договоров Должно Быть Между Рсо И Ук

Например, если планируете перейти на прямые договоры предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, то включите в повестку общего собрания решение о заключении договоров горячего водоснабжения и отопления с РСО (укажите название РСО).

При этом у РСО нет прямого доступа к инженерным коммуникациям МКД, чтобы ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, поэтому РСО и УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК должны наладить порядок взаимодействия по этому вопросу. В договоре поставки КР на СОИ между управляющей МКД организацией и РСО может быть предусмотрен порядок взаимодействия по аналогии со случаем, когда собственники приняли решение об оплате КУ напрямую РСО (подп. «в» п. 27 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства от 14.02.2012 № 124).

Ограничить или приостановить подачу коммунальной услуги вправе только исполнитель таких услуг (п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг). Если собственники заключают договоры напрямую с РСО, то исполнителем коммунальных услуг будет соответствующая РСО. Это следует из определения термина «исполнитель коммунальных услуг». Такое правило распространяется в том числе на МКД, которым управляет УО или жилищное объединение.

В случае заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг между собственниками и РСО такая организация обязана предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, управляющей МКД организации информацию о показаниях ИПУ, если такие показания потребители предоставили РСО (ч. 10 ст. 157.2 ЖК).

Есть еще случай, когда РСО может перевести собственников на прямые договоры без вашего ведома. Ресурсник может расторгнуть договор ресурсоснабжения в одностороннем порядке, если долг УО, ТСЖ, ЖСК превысит две среднемесячных величины обязательств по оплате (ч. 2 ст. 157.2 ЖК).

Заключение управляющими организациями договоров с РСО при прямых договорах у РСО с жителями: какие договора заключать

У собственников есть право на предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Это право предусмотрено ст. 44 и 157.2 ЖК РФ. При переходе на прямые договора индивидуальное потребление коммунальных услуг собственниками (потребителями) относится на ресурсника, включая право требования по взысканию задолженности за коммунальные услуги, а управляющая домом организация перестает покупать у ресурсника коммунальный ресурс для этой цели и не начисляет жителям плату за коммунальные услуги. При этом поставка коммунального ресурса в дом продолжает осуществляться на основании договоров энергоснабжения.

Для управляющих организаций государством заданы весьма жесткие требования в части тайминга процедуры заключения договора.
К грубым нарушениям лицензионных требований относится незаключение лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пп. «Г» п. 4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110).

Так, в соответствии с п. 1 ст. 433 ГК РФ, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В соответствии с п. 1 ст. 438 ГК РФ, акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

При наличии решения о прямых договорах с ресурсником, договор по КР на СОИ признается заключенным с даты направления указанной заявки при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации (п. 11 Правил № 124). Поэтому крайне важно контролировать сроки ответов на любые оферты (проекты) договоров.

Эта норма является жестокой в силу того, что договора с ресурсниками изначально являются ассиметричными и написанными в его пользу (даже в случае типового договора, утвержденного органом исполнительной власти). Поскольку договора с ресурсниками всегда должны заключаться через протокол разногласий, очевидно, что данный вопрос нельзя решить за 30 календарных дней.

Как заключить договор ресурсоснабжения для; жилых помещений

Исполнитель коммунальных услуг должен отправить заявку-оферту в ресурсоснабжающую организацию (п. 4 ПП РФ № 124) в установленный срок:

  • для УО – 7 дней после заключения договора управления;
  • для ТСЖ/ТСН – 7 дней после регистрации товарищества;
  • для ЖСК – 7 дней после принятия решения об управлении МКД.

В течение 30 дней после получения заявки на заключение договора ресурсоснабжения РСО предоставляет ответ. Это может быть:

  • согласие на заключение договора;
  • предложение иных условий договора;
  • отказ от заключения договора по основаниям, предусмотренным п. 13 ПП РФ № 124.

Если коммунальные услуги собственникам помещений предоставляются через УО или ТСЖ, то в предмете договора с РСО должна быть указана закупка коммунальных ресурсов:

  • для предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в МКД
  • и на обслуживания общего имущества МКД.

П. 14 ПП РФ № 354 устанавливает, что управляющая организация предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений с даты, указанной в решении ОСС о выборе управляющей организации, или с заключения договора управления МКД. Но эта дата не может быть раньше начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении такого ресурса.

Возможна ситуация, когда через управляющую организацию собственникам предоставляются коммунальные ресурсы на содержание общего имущества, а коммунальные услуги собственникам предоставляет РСО. Так может быть, если:

  • между собственниками и РСО до 30 июня 2022 года был заключён договор, и он действуют, согласно п. 17 ст. 12 № 176-ФЗ;
  • при смене способа управления МКД или выборе управляющей организации ОСС приняло решение сохранить прежний порядок предоставления коммунальных услуг и расчётов за них в соответствии с п. 18 ст. 12 № 176-ФЗ.

Деятельность ГосЖилНадзора регулируется ст. № 20 ЖК РФ, в которой сказано, что сотрудники ГЖИ имеют право на проверку документов по начислению коммунальных платежей. Основная работа ведомства – упреждать и пресекать любые нарушения, связанные с ущемлением прав потребителей.

Рекомендуем прочесть:  Ситуационные Задачи По Административному Праву Рк С Ответами

Поэтому выставление платежек лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в этом случае является нарушением лицензионного требования. Лицензионный контроль в отношении управляющих организаций осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.

На этот вопрос попыталось ответить Министерство строительства. По мнению оного, передачу данных с приборов учета (квартирных), а также общедомовых должна осуществлять УК – управляющая компания. При этом Министерство строительство ссылается на 161 статью Жилищного кодекса, в частности, на 11 подпункт.

В апреле 2022 года исполняется два года закону, сделавшим возможным предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией (РСО), региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Два года – достаточный срок для того, чтобы подвести некоторые итоги работы выстроенного государством правового механизма.

Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.

Прямые расчеты за коммунальные услуги

Применение на практике модели прямых расчетов за коммунальные услуги между собственниками помещений и РСО обнаруживает определенные недостатки, прежде всего, для управляющих МКД, если РСО не готова предоставлять исчерпывающую информацию о платежах потребителей.

В соответствии с пп. «а» п. 27 Правил заключения договоров ресурсоснабжения в контракте следует предусмотреть порядок, сроки и форму предоставления РСО исполнителю информации о размере поступившей от потребителей платы за коммунальную услугу и задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса. Однако на практике РСО далеко не всегда готовы согласовать соответствующие условия и, главное, предоставлять информацию именно в разрезе лицевых счетов. Общей суммы без детализации по лицевым счетам недостаточно для целей бухгалтерского учета управляющего МКД, даже если в бухгалтерской программе принят единый контрагент-заказчик – собственники помещений в МКД. В этой ситуации аналитический учет в разрезе лицевых счетов должен быть организован в рамках отдельного программного продукта или иным образом, но отказаться от него никак нельзя. Получив от РСО лишь информацию об общей сумме поступивших за расчетный период платежей собственников помещений, управляющий, конечно, сможет сделать бухгалтерскую проводку Дебет 60 Кредит 62, однако в дальнейшем может возникнуть вопрос об обоснованности остатков по счетам 60 и 62.

В ситуации, когда одновременно УК и РСО выставляют платежные документы на оплату коммунальных услуг, суд будет на стороне УК. В частности, АС ЗСО поддержал орган госжилнадзора, который выдал РСО предписание прекратить выставлять платежные документы собственникам помещений, поскольку исполнителем коммунальных услуг является УК (Постановление от 20.07.2022 № Ф04-18454/2022 [1] ). Арбитры полагают, что если признать право РСО выставлять собственникам помещений счета на оплату коммунальных услуг, потребленных в жилых помещениях, то это будет означать, что собственники помещений являются абонентами РСО, что возможно только при непосредственном управлении домом (Постановление от 19.06.2022 № Ф04-19819/2022).

Согласно ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов ТСЖ (собственников помещений в МКД) собственники (наниматели) помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО. При этом внесение платы за коммунальные услуги таким организациям признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ (УК), которые отвечают перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Данные положения введены в ЖК РФ в 2011 году, анализ практики их применения позволяет выявить основные проблемы.

  • внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно РСО рассматривается как выполнение его обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем и одновременно как выполнение обязательства исполнителя по оплате коммунального ресурса перед РСО;
  • задолженность исполнителя перед РСО, не покрытая платежами потребителей, взыскивается с исполнителя;
  • РСО не вправе взыскивать плату с собственников (нанимателей) помещений.

В Постановлении от 24.09.2013 № 5614/13 Президиум ВАС обратил внимание на один очевидный, но очень важный нюанс: в случае удовлетворения требования ресурсоснабжающей организации к управляющей организации (кооперативу) об оплате задолженности за поставленные в соответствующий многоквартирный жилой дом коммунальные ресурсы повторное начисление платежей таким гражданам в части оплаченных ими ресурсов (услуг) не допускается. То есть управляющий вправе выставлять к оплате или взыскивать с потребителей в свою пользу платежи, которые они вовремя не внесли на счет РСО. Для организации работы по взысканию долгов управляющему нужна информация о платежах, фактически полученных РСО, в разрезе каждого потребителя.

Также следует учесть, что при заключении дополнительного соглашения необходимо включить в него условия, установленные п. 18 Правил 124 (в случае их отсутствия). В случае наличия разногласий при заключении такого дополнительного соглашения, спор при недостижении согласия между сторонами разрешается в судебном порядке на основании п. 2 ст. 446 ГК РФ.

Спорные вопросы по ОДН (общедомовые нужды), которое теперь называется КРСОИ (коммунальный ресурс на содержание общего имущества) многоквартирного дома (МКД) возникают в работе управляющих организаций (УО) постоянно. Один из таких спорных вопросов является как раз то, как нужно урегулировать договорные отношения между ресурсоснабжующей организацией (РСО) и управляющей организацией при переходе на прямые договоры с собственниками. Нужно ли расторгать договор ресурсоснабжения и заключать новый на поставку КРСОИ? Или все-таки нужно внести дополнения и изменения в старый договор с ресурсниками?

В связи с чем, РСО при определении месячных объемов коммунальных ресурсов обязаны руководствоваться п. 21(1) Правил 124, согласно которому объем коммунального ресурса подлежащего оплате управляющей организацией определяется за минусом индивидуального потребления собственников.

То есть, после направления в адрес РСО и РО ТКО копий решения общего собрания (Протокола ОСС) о заключении прямых договоров на поставку коммунальных ресурсов собственникам МКД, прямые договоры считаются заключенными с даты, установленной решением ОСС, если от РСО не поступит письмо (датированное и отправленное не позднее 5 рабочих дней с момента получения копии протокола ОСС о прямых договорам) об отсрочке начала их действия. От даты начала действия прямых договоров зависят и обязательства управляющей организации по действующим договорам ресурсоснабжения.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Минстрой России указал, что в Жилищном кодексе РФ не прописан порядок расторжения ранее заключенных прямых договоров, в том числе по решению общего собрания собственников. Сделать это невозможно даже в случае, если собственники решили сменить управляющую организацию и вместе с ней и схему получения коммунальных услуг.

Минстрой России в своем письме от 24.05.2022 N 20889-ОЛ/16 (далее — Письмо) разъяснил спорный вопрос в договорных отношениях при смене организации, осуществляющей управление многоквартирным домом (далее — МКД). Так, новая управляющая организация не может стать исполнителем коммунальных услуг МКД, если между ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) и собственниками помещений в МКД заключены прямые договоры на предоставление коммунальных услуг.

Таким образом, организациям, осуществляющим управление МКД, необходимо учитывать, что при наличии прямых договоров между РСО и собственниками помещений в МКД необходимо заключать договор на снабжение МКД коммунальными ресурсами только для содержания общедомового имущества.

Снижение суммы задолженности на долю отрицательного значения ОДН не предусмотрено действующим законодательством. В случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом коммунальной услуги, определенным исходя из показаний ОПУ, и суммарным объемом потребления коммунальной услуги непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД размер платы за коммунальную услугу для потребителей в жилых помещениях подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце, оставшаяся же часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается)

Ключевой вывод ВС РФ: если величина Vпотр превышает величину Vодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу указанных величин, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванное невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

Считаем, если УК не выступает в роли исполнителя коммунальных услуг по причине заключения РСО и собственниками помещений прямых договоров (независимо от основания для возникновения таких отношений, в том числе по инициативе самих собственников), в связи с чем приобретает у РСО только КР на СОИ, объем коммунального ресурса необходимо устанавливать с учетом положений п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.

На практике УК сталкиваются с возникновением отрицательной разницы между общедомовым потреблением коммунального ресурса по ОПУ и индивидуальным потреблением за расчетный период, допустим, по причине невозможности единовременного снятия показаний ИПУ во всех помещениях МКД и использования в связи с этим при расчете данных, не соответствующих фактическому потреблению, либо предоставления потребителями некорректных сведений. В связи с этим возникает необходимость последующего перерасчета объема КР на СОИ на отрицательную величину, однако РСО в этом отказывают. Важно, что судьи зачастую их поддерживают, аргументируя это тем, что пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения не предусматривает случаев перерасчета ранее выставленных объемов коммунального ресурса поставщиком исполнителю. Приведем примеры.

Договоры снабжения коммунальными ресурсами с РСО заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила заключения договоров ресурсоснабжения).

Отвечая на вопрос о том, как будет осуществляться передача показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета при переходе на прямые договоры, Минстрой России ответил, что предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками/ нанимателями) и коллективных (общедомовых) приборов учета, должны лица, осуществляющие управление МКД.

Освещен также вопрос о разграничении зон ответственности управляющей организации и РСО в случае заключения прямого договора при предоставлении некачественных коммунальных услуг, Указано , что лицо, осуществляющее управление МКД, выступает «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и отвечает за качество таких услуг внутри многоквартирного дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций. Ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.

В связи с этим Минстрой России в письме от 4 мая 2022 года № 2073-АЧ/04 разъяснили некоторые вопросы, связанные с заключением «прямых» договоров. В частности, Минстрой России указал, что принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о заключении прямого договора с РСО, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.

В письме дано разъяснение, что плата за общедомовые нужды при переходе на прямые договоры выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.

3 апреля 2022 года вступили в силу изменениния в Жилищный кодекс РФ, позволяющие собственникам помещений в МКД заключать договоры предоставления коммунальных услуг (договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения) и договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Что же касается воды и водоотведения, то до принятия закона о прямых договорах с РСО Водоконал не заключал контракты с частными лицами, только с юридическими. Теперь же эта организация должна будет заключать договоры с частными лицами, если эти лица того захотят. Но массовый наплыв потребителей договорной отдел Водоканала просто не выдержит. Согласование договора с юрлицом занимает от месяца до года, а если вместо юридического лица вдруг появятся сотни частных…

Рекомендуем прочесть:  С какого времени можно пользоваться льготами ветерана труда субъекта федерации

Если помещение коммерческое, то некоторые договоры собственник обязан заключать напрямую. Например, на вывоз мусора и поставку электричества. Электричество в жилые и нежилые помещения поставляют разные посредники. К примеру, в Петербурге жилье обслуживает Петроэлектросбыт, а коммерцию – «Петербургская сбытовая компания». Они владеют сетями от колодцев ЛенЭнерго до распределительных щитов на домах. Собственник коммерческого помещения может заключить прямой договор и с ЛенЭнерго, если есть техническая возможность прямого подсоединения.

В сфере загородной недвижимости свои нюансы. Сети, которые ведут от точки подключения государственного поставщика ресурсов до участка и дома в загородном поселке, могут принадлежать посредникам. Например, ДНП (дачному некоммерческому партнерству), садоводству, УК. И возможностей прямого подключения может не быть. В этом случае недобросовестные посредники-собственники сетей (особенно если они вдруг оказались не коллективной организацией типа ДНП, а частной) могут откровенно «выкручивать руки», самостоятельно диктуя цены на ресурсы.

Начнем с того, что скрыто под термином «ресурсоснабжающие организации». Это поставщики воды, электричества, газа, услуг по водоотведению и канализации, вывозу мусора, горячей воды и отопления. Любая управляющая компания, ТСЖ или ЖКС, управляющая общим имуществом жилого дома, обязана иметь договоры со всеми этими организациями. За этим следит администрация района. Именно на основании этих договоров собственникам квартир вносят в квартплату затраты на ресурсы.

С принятием закона о договорах с РСО любое частное лицо – собственник квартиры может заключить договор на поставку ресурсов непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. Для этого необходимо обратиться туда с заявлением и заключить договор, потом предъявить данный документ в УК. Договор заключается по правилам ресурсоснабжающей организации и при наличии технической возможности.

У управляющего нет договора с РСО: кто является исполнителем КУ

Летом 2022 года Верховный суд рассмотрел два дела, поводом для которых стали иски прокуроров из двух различных регионов, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, о запрете начислять и взимать с жителей МКД плату за электроэнергию на ОДН. В одном случае прокурор предъявлял претензии РСО (см. Определение ВС РФ от 23.06.2022 № 8‑КГПР15-2), в другом – управляющей организации[3] (см. Определение ВС РФ от 14.07.2022 № 35‑КГ15-1). Налицо противоположная трактовка надзорным органом норм закона о том, кто же вправе предъявлять потребителям плату за коммунальные услуги на ОДН в отсутствие заключенного между УК и РСО договора ресурсоснабжения.

А вот Постановлением АС УО от 24.04.2022 № Ф09-2037/15 иск РСО к собственнику нежилого помещения о взыскании стоимости тепловой энергии был удовлетворен. Доводы собственника о том, что он не является надлежащим ответчиком, суд отклонил, поскольку установил, что между УК и РСО договор заключен не был, РСО самостоятельно выставляла платежные документы жильцам дома, УК счета не выставляла. Такие же выводы сделаны в Постановлении АС ЦО от 22.05.2022 № Ф10-1160/2022 в ситуации, когда РСО в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора ресурсоснабжения.

Действительно, в ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 30.06.2022, было однозначно указано, что по решению общего собрания жильцы могут вносить плату непосредственно РСО только за коммунальные услуги, потребленные в помещении. Выходит, плата за коммунальные услуги на ОДН должна в любом случае поступать УК, если она выступает в роли исполнителя коммунальных услуг. Поэтому вопрос о правомерности выставления счетов за коммунальные услуги на ОДН напрямую связан со статусом исполнителя коммунальных услуг. Обратим внимание, что здесь ВС РФ не углублялся в обсуждение вопроса о наличии или отсутствии фактических договорных отношений между УК и РСО. Суд оперировал только положениями Жилищного кодекса, из которых явно следует, что в случае управления домом УК плату за коммунальные услуги на ОДН получает она.

Также арбитры АС СКО посчитали, что в отсутствие договора ресурсоснабжения между УК и РСО собственник нежилого помещения должен оплачивать РСО не только потребление ресурса в помещении (на основании заключенного между собственником помещения и РСО договора), но и стоимость ресурса, предоставленного на ОДН. Суд указал: при отсутствии договора между РСО и УК договорные отношения в силу закона возникают непосредственно между РСО и собственниками помещений в МКД (Постановление от 27.03.2022 № Ф08-1047/2022).

  • представитель УК принимал участие в приемке общедомового прибора учета, расположенного в МКД, подписывал акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейную схему электроснабжения в отношении указанного дома, в счетах-извещениях, выставляемых потребителям на оплату коммунального ресурса, РСО указывает УК в качестве исполнителя коммунальных услуг (Постановление от 03.09.2022 № Ф04-22583/2022);
  • УК подписала гарантийные обязательства, согласно которым она должна заключить с РСО договоры в установленные сроки (Постановление от 20.07.2022 № Ф04-18454/2022);
  • с УК была взыскана задолженность за коммунальный ресурс в пользу РСО (Постановление от 20.07.2022 № Ф04-19855/2022);
  • после подписания соглашения между УК и РСО о расторжении договора ресурсоснабжения фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети между сторонами не прекратились, РСО продолжает указывать в платежных документах УК в качестве исполнителя, новый договор находится на стадии согласования (постановления от 24.06.2022 № Ф04-20076/2022[4], от 13.05.2022 № Ф04-18864/2022).

Управляющая компания в соответствии с договором берет на себя обязанность по оплате услуг теплосети, а также взысканию долга с должников, тепловая сеть же должна бесперебойно осуществлять поставку горячей воды в трубы в холодное время года. Любое несоблюдение пунктов договора, ведет к судебному разбирательству.

Между организациями не выстроены прочные правовые отношения. Взаимоотношения РСО с УК определяют заключенные соглашения. Работа между поставщиками и исполнителем ведётся по договорам, которые соответствуют требованиям законодательства: Закона о правах потребителя, Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, письма Минстроя РФ № 45097-АЧ. Основные моменты и нормы указывают в прилагаемых документах.

Какие минусы у такого взаимодействия? Не каждый жилец многоквартирного дома готов платить за все услуги по срокам. И таких много. Так как в договоре управляющая компания как представитель жильцов пообещала оплачивать ресурсы своевременно, она попадает в шкуру ответчика.

Как происходит данное действие в правовом аспекте, мы не знаем, но зато догадываемся, что происходит такое исправное обслуживание благодаря взаимодействию управляющей компании и ресурсоснабжающей организации. Рассмотрим поставку ресурсов жильцам более детально.

Некоторые жильцы оплачивают услуги с задержкой, кто-то не платит совсем. УК обязана выплачивать долги перед РСО из своих средств. Если она не в состоянии компенсировать задолженность, ресурсоснабжающее предприятие обращается с иском в суд, где ответчиком будет управляющая компания, так как договор заключен с ней. Ответчик должен вернуть долг и погасить пени.

Из приведенного положения Правил N 354 следует, что в случае расторжения договора о приобретении управляющей организацией, товариществом или кооперативом коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, которые являлись ее исполнителями, до заключения нового договора о приобретении коммунального ресурса в отношении этого многоквартирного дома исполнителем коммунальной услуги является РСО.

Вместе с тем из положений частей 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ следует, что плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме РСО в случае принятия решения общим собранием членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. При этом внесение платы за коммунальные услуги РСО признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо перед управляющей организацией, которые отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

в связи с поступающими запросами о применении отдельных положений статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2022 г. N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29 июня 2022 г. N 176-ФЗ), а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее — Правила N 124), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Минстрой России) в пункте 2 письма от 30 декабря 2022 г. N 45097-АЧ/04 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг» (далее — Письмо) по вопросу о предоставлении ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случае расторжения договоров ресурсоснабжения, заключенных РСО с управляющей организацией (товариществом, кооперативом), сообщило следующее.

По смыслу пунктов 8, 9, 10 Правил N 354, исполнителями коммунальных услуг могут выступать: управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив (далее — товарищество или кооператив), а также РСО.

В названных нормативных правовых актах приводятся идентичные понятия коммунальных услуг — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных данными правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (пункт 2 Правил N 354 и пункт 2 Правил N 124).

О преимуществе перехода на прямые договоры между собственниками помещений многоквартирных домов с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг

Изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ (далее — ЖК РФ) Федеральным законом от 03.04.2022 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее — ФЗ РФ № 59), предоставили такую возможность всем МКД, независимо от формы управления ( п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ ). Инициировать процесс перехода к прямым договорам могут либо жители МКД, приняв решение на общем собрании собственников, либо РСО, если у УО есть задолженность, превышающая размер средней оплаты по договору за два платёжных периода. При этом задолженность должна быть подтверждена подписанным УО актом сверки или вступившим в силу решением суда ( п. 7.5 ч. 7 ст. 155 ЖК РФ ).

Говоря о плюсах прямых расчетов с гражданами, необходимо отметить что их главным преимуществом является исключение нецелевого использования денежных средств населения исполнителями коммунальных услуг, каковыми являются УО, и сокращение сроков их получения РСО, так как они поступают напрямую в адрес РСО.

  • по решению общего собрания собственников помещений в МКД, принятого простым большинством голосов в соответствии с ч. 4.4 ст. 44 ЖК РФ ;
  • по решению РСО согласно ст. 157.2 ЖК РФ. Такое решение возможно в случае, если УО имеет задолженность перед РСО в размере 2-х среднемесячных оплат за поставленные ресурсы;
  • исторически сложившиеся отношения. Так при смене управляющей организации или формы управления МКД, если у собственников помещений в МКД уже были прямые договоры с РСО, то в этом случае, если собственники помещений на общем собрании подтвердят, что они хотят оставаться на прямых договорах, они продолжают по ним работать и с новой управляющей организацией или формой управления.
Рекомендуем прочесть:  Электрослесарь По Ремонту И Обслуживанию Электрооборудования На Вредном Производстве Есть Ли У Них Льготы

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2022 № 897 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями» были внесены изменения в:

Следует отметить, что переход на прямые договоры приведет к контролю собственника (нанимателя) помещения МКД над объемами и стоимостью предоставляемых ему коммунальных услуг, и как следствие будет стимулировать к рациональному и бережному использованию коммунальных ресурсов.

Мы ресурсоснабжающая организация. Предоставляем услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Заключили договор ресурсоснабжения с управляющей компанией. Какой договор (агентский или может быть уступки прав) заключить с УК, чтобы РСО непосредственно могла заниматься начислением платежей населению и сбором платежей? И нужно ли отдельно заключать договор с УК на ОДН, т.к. с 01 января 2022 г. плата за общедомовые нужды входит в состав платы за общее имущество.

Также обращаю внимание на следующий пункт Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124):

В первую очередь речь идет о тарифе, подлежащем применению в расчетах с РСО. Из ст. 157 ЖК РФ и п. 15 прежних Правил предоставления коммунальных услуг (п. 38 новых Правил предоставления коммунальных услуг) следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из тарифов, установленных в соответствии с законодательством РФ и используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги потребителями (гражданами). Когда исполнитель приобретает коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) РСО, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей. Еще в период действия прежних Правил предоставления коммунальных услуг это правило приходилось неоднократно напоминать участникам рынка (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 15.02.2011 N 12845/10, от 27.07.2010 N 3779/10, от 02.03.2010 N 13936/09, от 09.06.2009 N 525/09).

С другой стороны, если УК прекращает предоставлять коммунальные услуги, она больше не имеет статуса исполнителя, не получает платежи от собственников помещений . Эти обстоятельства могут указывать на прекращение договора ресурсоснабжения в связи с невозможностью его исполнения, если такая невозможность вызвана ситуацией, за которую ни одна из сторон не отвечает (ст. 416 ГК РФ). Именно такие выводы были сделаны в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 9367/09. Согласно материалам дела ГУП обратилось к энергоснабжающей организации с требованием изменить договор энергоснабжения в части исключения из него объектов, переданных из государственной собственности в муниципальную. В связи с тем что ГУП уже не могло выступать в качестве потребителя электроэнергии в отношении этих объектов (потребителем должен быть новый собственник или балансодержатель), обязательство по договору электроснабжения прекратилось в силу ст. 416 ГК РФ (ст. 451 «Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств» ГК РФ не применяется к спорным положениям).

С одной стороны, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями (ст. 309 ГК РФ). Прекращение договора управления в связи с изменением способа управления МКД означает, что одновременно УК прекращает предоставлять коммунальные услуги (п. 14 новых Правил предоставления коммунальных услуг). Однако этот факт сам по себе, казалось бы, не является основанием для прекращения договора ресурсоснабжения, поскольку прямо не назван в качестве такового. Сказанное подтверждает хотя бы формулировка пп. «б» п. 30 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124: «в договоре ресурсоснабжения может предусматриваться право отказаться от его исполнения полностью для исполнителя — в случае прекращения обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу». Таким образом, нормативным документом не установлено право абонента отказаться от его исполнения, а лишь предоставлена возможность включить такое условие в договор (см. Постановление ФАС СЗО от 17.03.2014 по делу N А42-2299/2013). Если условие о праве на односторонний отказ в договоре ресурсоснабжения не прописано, договор действует в общем порядке — до прекращения по соглашению сторон или до истечения срока его действия.

Это широко распространенная позиция , приобретающая особенную актуальность в спорах о взыскании в пользу РСО сумм за поставленные коммунальные ресурсы с прежнего управляющего. Арбитры отказывают в исках к лицам, которые больше не исполняют обязательства по предоставлению коммунальных услуг (прежним управляющим). При этом отсутствие письменного соглашения о расторжении (прекращении) договора энергоснабжения между истцом и третьим лицом правового значения не имеет, поскольку при изменении способа управления многоквартирным домом обязанной стороной в таких отношениях (абонентом) будет являться новая управляющая организация (товарищество) (Постановление ФАС УО от 05.08.2014 N Ф09-4468/14).

Ранее в журнале подробно рассматривался алгоритм действий УК, «остающейся» в доме при смене способа управления (с управления УК на непосредственное управление) . Но рекомендации актуальны и для компаний, вновь привлеченных к содержанию и ремонту общего имущества в рамках непосредственного управления, которым поручено также заключение договоров с РСО.

Особенности перехода на прямые договора РСО: когда решение за собственниками, а когда за снабжающей организацией

Однако статья 157.2 ЖК содержит в пунктах 2-5 норму, которая предусматривает односторонний отказ ресурсоснабжающей организации от ранее заключенного договора с управляющей компанией. В этом случае не требуется получать согласие от собственников помещений в МКД.

Эта задолженность должна быть либо признана самой управляющей компанией, либо быть установлена судом. И даже если УК оплатит задолженность после вступления в силу судебного решения, это не будет основанием для ресурсоснабжающей организации отказаться от расторжения договора. Единственный случай, когда РСО не сможет расторгнуть договор — это когда управляющая компания оплатила задолженность до момента вступления в силу решения суда.

  • Прозрачная система платежей за потребленный ресурс. И потребитель и РСО точно знают, сколько средств поступило на счета за потребленный ресурс. Отсутствие третьей стороны в виде управляющей компании исключает ситуации, при которых потребитель за ресурс заплатил, а деньги до РСО не дошли.
  • Потребитель оплачивает только тот объем коммунального ресурса, который использовал непосредственно он. И он не отвечает за задолженности соседей.
  • Как показывает практика, ресурсоснабжающей организации взыскать задолженность по платежам с населения значительно проще, чем с УК.
  • Исчезнет возможность нецелевого использования денег, полученных УК от населения за ЖКУ.
  • Исключаются ситуации, при которых весь МКД оказывается отключенным от какого-либо ресурса (горячей воды, электроэнергии и т.д.) из-за того, что платежи населения, поступив на счет УК, не дошли до РСО.

Если же судебное решение вступило в силу, то РСО направляет на юридический адрес управляющей компании уведомление об одностороннем отказе от договора ресурсоснабжения. Одновременно с этим РСО уведомляет собственников жилья в МКД о том, что с ними будут заключены прямые договоры. Для жильцов уведомление может быть размещено на досках объявлений и в интернете, а также опубликовано в СМИ.

По истечении 30 дней с даты отправления уведомления, договор с управляющей компанией считается расторгнутым, а с жильцами — заключенным. Единственная особенность состоит в том, что с УК договор продолжает действовать в части обеспечения коммунальным ресурсом (например, электроэнергией) мест общего пользования многоквартирным домом.

Если иск к управляющей компании будет отклонен – ресурсоснабжающая должна будет взыскивать задолженность с жильцов. Если УК ведает 5 домами по 300 квартир и достаточно было подать один иск и одну претензию – то теперь их должно быть по 300, делится Сергеев. По словам эксперта, это серьезная нагрузка на юристов РСО, которые и так, мягко говоря, не сидят без дела. «Конечно, РСО может напрячься в отношении одной УК, но это потребует от нее колоссальных усилий и ресурсов,» — признает эксперт.

Таким образом, процесс доказывания факта оказания услуг ненадлежащего качества должен существенно упроститься. К чему это приведет, покажет практика. Сергеев готовит подобное исковое заявление в отношении нескольких РСО.

  1. Сначала нужно изучить порядок расчета в договорах ресурсоснабжения и проверить, соответствует ли он нормам № 124.
  2. Проверить платежно-расчетные документы (счета, счета-фактуры), особенно за те периоды, когда домовой прибор учета не работал. Это нужно, чтобы понять, как затраты считает РСО.
  3. Рассчитать сумму, которая подлежит оплате, может сама управляющая компания, ведь она выставляет счета собственникам квартир и обладает всей нужной информацией.

Арбитражный суд Московской области занял сторону «Водоканала». Первая инстанция сочла, что правила № 124 можно применять в тех случаях, если прибор вышел из строя или был утрачен (в результате аварии и т.д.), а «не самовольно демонтирован». Поэтому плату следует считать по отраслевым правилам.

Оспорить доначисления в суде удалось ООО «ДЭЗ» (дело № А41-81723/16). «Водоканал» предъявил к ней иск на 3,4 млн руб., и первая инстанция его удовлетворила. Но апелляция отменила это решение и подтвердила долг в размере всего лишь 140 444 руб. – в 24 раза меньше. Спор возник вокруг оплаты холодной воды и приема сточных вод за сентябрь 2022 года, когда в пяти домах не работали счетчики. «ДЭЗ» снял их весной 2022 года, а экспертиза показала, что они завышают показания. В сентябре они еще не работали. Поэтому «Водоканал» счел правильным посчитать оплату исходя из пропускной способности труб, согласно отраслевым правилам № 776. Судя по выставленному многомиллионному счету, вода оказалась практически «золотой». В то же время, по расчетам «ДЭЗ», она должна была за сентябрь всего 140 444 руб. (согласно правилам № 124). РСО отказывалась исправлять счет, управляющая компания отказывалась по нему платить. Встретились они в суде.

ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ МЕЖДУ РСО И СОБСТВЕННИКАМИ В МКД

2) РСО имели право одностороннего расторжения договора с УО в силу п. 30 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (ред. от 27.02.2022) «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» при наличии у исполнителя задолженности перед РСО за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем его стоимость за 3 расчетных периода (расчетных месяца).

Федеральным законом от 03.04.2022 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

3. если между собственниками и РСО, РО по ТКО ранее были заключены договоры на оказание КУ, а затем при изменении способа управления домом или о выборе другой УО принято решение ОСС о сохранении порядка предоставления и расчетов за КУ (п.3 ч.1 ст.157.2 ЖК РФ). В этом случае подтверждать заключение прямых договоров с РСО, РО по обращению с ТКО собственникам не надо. Однако, если решение о сохранении порядка предоставления и расчетов за КУ не принималось при смене УО или способа управления МКД, то новая УО при попытке заключить догоры ресурсоснабжения с РСО может столкнуться с правомерным отказом (ч.8 ст.157.2 ЖК РФ).

2) В случае полного погашения задолженности лицом, осуществляющим управление МКД, до вступления в законную силу судебного акта РСО не имеет права на одностороннее расторжение договора. Погашение задолженности частично за определенный период не влияет на право РСО на расторжение договора с УО, ТСЖ, кооперативом.

4) Если УО являлась исполнителем КУ в МКД, то при ее смене или выборе иного способа управления, то у РСО не будет права отказать новой управляющей организации в заключении договора ресурсоснабжения. Но новая УО не должна иметь значительной задолженности перед РСО.