Семейная политика молодой семьи

Семейная политика молодой семьи

Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата, особенно в бюджетной сфере, неудовлетворенность вторичными заработками толкает молодых специалистов искать работу в другом городе и даже уезжать за рубеж. А работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи.

В раннем супружестве формируется единая ценностная система семьи, большое значение для этого имеет совместное проведение досуга. Молодая семья предпочитает ходить вместе в гости, проводить отпуск, смотреть телевизор, читать книги и газеты, и на последнем месте для многих семей стоит спорт, туризм, что можно объяснить объективными условиями (платными услугами).

Семейная политика молодой семьи

Понятие молодой семьи появилось и стало активно использоваться в научной литературе и официальных документах с начала 1980-х годов и "отвечало реалиям советского времени". Политика государства в отношении семьи позднесоветского периода была направлена на повышение уровня рождаемости, снижение числа разводов (значительная часть которых приходилась на семьи со стажем совместной жизни 1-3 года), что привело к выделению молодой семьи (пара, где возраст супругов/родителей не превышает 30 лет) как особого типа, требующего специальных мер поддержки, главным образом, связанных с улучшением материальных и жилищных условий. Категория "молодая семья" является изобретением советской социальной политики, в западной литературе в качестве самостоятельно категории данный термин не используется. Для анализа социально-психологических, экономических проблем, с которыми сталкиваются супруги в первые годы семейной жизни, как правило, используется теоретическая рамка, связанная с изучением этапов жизненного цикла семьи (family life cycle) или "семейного жизненного курса" (family life course). Разные модели социальной политики западных стран также не оперируют данной категорией, не выделяют молодую семью (пару, где возраст супругов не превышает 30 лет) в качестве особого объекта социальной и семейной политики. Представляется, что категория молодая семья является сконструированной в рамках позднесоветской социальной политики для решения определенных социально-демографических задач. Преодоление демографического кризиса, ставшее одним из приоритетных направлений внутренней политики государства в 2000-е годы, делает данную категорию вновь актуальной и полезной для достижения поставленных целей в сфере репродукции.

Таким образом, "второй демографический переход", изменения в гендерной культуре, экономическая эмансипация женщин привели к тому, что произошла плюрализация семейных отношений, когда традиционная модель нуклеарной семьи перестала рассматриваться в качестве нормативного образца, а другие типы семейных отношений — как отклонение от нормы. Это привело к тому, что супружество и родительство разделились, родительство стало более многообразным, оно основывается не только на биологическом родстве между родителем и ребенком, в центре внимания оказались вопросы качества взаимоотношений, социальной заботы о детях. Наряду с этим родительство становится сознательным выбором партнеров (сознательное родительство). Сознательное родительство как проект стало соотноситься с жизненными планами мужчин и женщин, когда они делают выбор между продолжением образования и/или работой и принятием решения о рождении ребенка, возникает так называемое отставленное родительство. Увеличивается потребность в поддержке со стороны других социальных акторов, в первую очередь, государства, выработке и реализации политики, "дружественной семье" (family friendly policy), чтобы совмещать профессиональные и родительские обязанности, расширяется репертуар супружеских и родительских ролей, который непосредственно связан с моделью семейной политики, вписан в более широкий контекст гендерной культуры общества, определяющей гендерное разделение труда в сфере родительства и возможности его изменения.

Государственная семейная политика

В целях обеспечения реализации Основных направлений государственной семейной политики предполагалось создать и укрепить в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальные подразделения для разработки и реализации мер государственной семейной политики; обеспечить государственную поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи; обеспечить своевременную и полную реализацию федеральных и региональных социальных целевых программ; создать надежный механизм финансирования государственной семейной политики; проводить экспертизу законодательства Российской Федерации, разрабатывать предложения по обеспечению его соответствия принципам государственной семейной политики; осуществлять экспертизу законопроектов в целях оценки влияния принимаемых мер на положение семьи; разработать и реализовать программы правового просвещения семьи; обеспечить изучение экономических, демографических, правовых, педагогических, социально-психологических проблем российских семей; проводить мониторинг положения российских семей; совершенствовать социальную и демографическую статистику; осуществлять сотрудничество со средствами массовой информации в целях обеспечения широкого и объективного освещения проблем семьи; проводить подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьей, в том числе социальных работников, педагогов, юристов, демографов, медиков, психологов, социологов.

Рекомендуем прочесть:  При каких условиях собственник может забрать у другого собственника жилье

Основные меры поддержки семей в субъектах Российской Федерации представлены, как правило, как региональными законами, так и региональными целевыми программами. Значительная часть предусмотренных мер содержится не в программах, адресованных семье, а в программах социальной защиты населения и адресной социальной помощи. Причиной такого положения является большая по сравнению с законодательным оформлением региональной семейной политики мобильность и гибкость программного метода, что особенно важно в отсутствие надежных и устойчивых источников финансирования. Кроме того, региональные программы являются инструментом реализации мер, предусмотренных соответствующими федеральными программами (особенно когда они сопровождаются финансированием из федерального бюджета).

Социальная политика в отношении молодой семьи Текст научной статьи по специальности — Социология

Статья посвящена рассмотрению роли молодой семьи в современных социально-экономических условиях российского государства. Автор утверждает, что ориентация на тип благополучной молодой семьи должна стать реальной стратегической целью для проведения государственной молодежной политики. Описывается модель благополучной молодой семьи как субъекта социальных отношений.

Государственная семейная политика как область социальной политики начала формироваться еще в советский период развития России, на этапе политической и социально-экономической трансформации страны началась ее модернизация. В основу идеологии семейной политики была положена парадигма общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека, семейного воспитания детей, содержащиеся в международных нормативно-правовых документах. В то же время семейная политика не получила полного законодательного закрепления и сегодня на практике связана с сокращением государственных гарантий всем семьям и переходом на адресную социальную помощь малоимущим. Следует провести экспертизу законодательства и привести его в соответствие с избранной концепцией государственной семейной политики. Помимо развития законодательного обеспечения

Жизненные стратегии молодой семьи: социологический анализ Сорокина Екатерина Сергеевна

При всем многообразии исследовательской тематики в отечественной социальной науке преобладал абстрактно-схоластический, идеологически-ангажированный стиль исследования. На первый план выдвигались идеологемы коллективистской психологии личности, ее активной жизненной позиции и т.д. Многие исследования жизненных проблем личности ограничивались рамками, заданными партийными документами. Изучение жизненных стратегий подменялось идеологически интерпретируемой концепцией жизненных планов, которая разрабатывалась по аналогии с планами социального развития предприятий и коллективов. Отечественные социологи обращались главным образом к исследованию жизненных планов людей и, прежде всего молодежи. Группа отечественных социологов В.А.Ядов1, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин и др. рассматривали объективные факторы жизненного пути молодежи: социально-структурные, демографические, образовательные и т.д., в их тесной связи с некоторыми субъективными причинами: свобода выбора профессии и места получения образования, их престиж и значимость глазами молодых людей, жизненные ориентации и склонности2.

Проблема реализации жизненных стратегий относится к числу приоритетных направлений сегодняшней действительности. Именно решение этой проблемы требует широкого привлечения и анализа не только эмпирического материала, но и поиск, систематизацию институциональных моделей жизненных стратегий. Под моделью жизненной стратегии диссертант понимает типическую для данной группы людей конструкцию жизнедеятельности и поведения, подкрепленную соответствующими ресурсами и средствами их обеспечения.

Рекомендуем прочесть:  При Сокращении Сохраняется Право На Годовую Премию

Государственная политика в отношении молодой семьи

— разработан проект Концепции государственной поддержки молодой семьи, целью которого является становление и развитие благополучной молодой семьи; улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социальных функций; стимулирование рождаемости детей и их воспитания.

Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» предусматриваются, в том числе, следующие направления расходов федерального бюджета на решение проблем демографического развития Российской Федерации в части содействия устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан:

Государственная семейная политика в отношении молодой семьи: основные принципы и направления

Еще одна особенность молодой семьи заключается в том, что супруги проходят психологическую адаптацию к семейной жизни, осваивают новые для них социальные роли. Насколько успешно они пройдут данный этап семейной жизни, во многом зависит сохранение и стабильность семьи, так как до 70 % всех разводов происходит в течение первых 5 лет совместной жизни.

Основной стратегической целью реализации семейной политики государства по отношению к молодой семье является организация соответствующих условий для создания, сохранения, развития благополучной молодой семьи в качестве субъекта социальной структуры российского общества, укрепления семейного образа жизни и в полной мере выполнения семьей функций как социального института.

Основные направления социальной политики в отношении молодой семьи

Отдельным направление является педагогический аспект социальной работы. Это объясняется тем, что семья, в первую очередь, институт, в котором воспитывают детей. Производится социальный патронаж. Семьи участвующие в данном направление имеют неблагополучные условия(психологические или социально-педагогические). Реализуется это направление оказанием помощи в воспитании, а именно преодолении конфликтов, педагогических упущений и других проблемных ситуаций.

Досуг также является не маловажным аспектом в жизнедеятельности молодых людей. Семья, имеющая свободное время, но не знающая куда его потратить может направить свой потенциал в ненужное русло (радикальные группы, противозаконное поведение и др.) или же взаимодействую только друг с другом обострить противоречия и довести кризисные и конфликтные момент до разрыва связей.

Социальная поддержка молодых семей как направление семейной политики РФ

Семейная политика является составной частью социальной политики. Она обеспечивает функционирование семьи как одного из общественных институтов и человека (отца, матери, ребенка и т. п.) как носителя семейных ролей, которые он выполняет наряду с другими социальными ролями.

а) меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей;

Социальная политика государства в отношении молодых семей на федеральном и региональном уровнях

¾ вовлечение всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в разработку и реализацию федеральных, региональных и муниципальных целевых социальных программ поддержки становления и развития молодых семей, приоритетное их участие в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики на всех уровнях (социальная интеграция государственной политики в отношении молодых семей);

¾ учет интересов молодой семьи в процессе духовно-нравственного, экономического и социокультурного развития общества при разработке и реализации разнообразных федеральных и региональных программ, в деятельности органов власти и управления различных уровней;

Семейная политика молодой семьи

Широкое распространение гражданских (незарегистрированных) браков, партнерских отношений – как гетеросексуальных, а так и гомосексуальных – в странах Западной Европы в последнее десятилетие привело к увеличению количества рождений детей у партнеров, не состоящих в зарегистрированном браке. Как показывают данные, в начале 2000-х годов, почти во всех европейских странах доля внебрачных рождений возросла более чем на 10 %, а в некоторых странах – более чем на 50 %. Существуют вполне определенные различия между количеством внебрачных рождений и моделью семейной политики государства. Для скандинавских стран характерен высокий уровень внебрачной рождаемости, уже в 1980-х годах количество внебрачных рождений было там достаточно высоким (Исландия – 64%, Швеция – 56%, Норвегия – 50%). В начале 2000-х большинство внебрачных рождений в Европе приходилось на скандинавские и североевропейские страны – в то время, как в странах Южной Европы, с семейной политикой, направленной на воспроизводство традиционного гендерного порядка, уровень внебрачной рождаемости остается достаточно низким, ниже 10% (Кипр – 3,5%, Греция – 4%, по данным на 2000 г.).

Рекомендуем прочесть:  Выплаты Усыновителям В 2022 Году В Московской Области

За последние десятилетия отставленное родительство становится распространенной практикой для многих европейских стран. Так, если в 1980 году только в некоторых странах Западной Европы средний возраст женщин при рождении первого ребенка составлял 25 лет и старше, то в 2000 году он поднялся до 30 лет. Данные показывают, что во всех европейских странах за последние 20 лет произошло увеличение возраста женщин при рождении первого ребенка. Если в начале 1980-х годов только в шести странах (Финляндии, Франции, ФРГ, Нидерландах, Швеции и Швейцарии) первое рождение ребенка у женщин происходило в возрасте 25 лет и старше, то в начале 2000-х годов это стало характерным практически для всех европейских стран, включая постсоветские и бывшие социалистические страны. Более того, в некоторых странах средний возраст первого рождения ребенка стал составлять 30 лет.

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

В-четвертых, статистика свидетельствует, что молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 – с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20‑летнего возраста в два раза выше и наиболее чревата для семьи, детей, самого института семьи). Выделение молодых семей в самостоятельную социальную группу и формирование государственной политики по отношению к ним как части государственной семейной политики будет способствовать повышению устойчивости молодых семей за счет реализации комплекса мер такой политики.

В-шестых, молодые семьи находятся в более сложном материальном положении, нуждаются в государственной и родительской поддержке, они, как правило, не имеют жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития. В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. В этой ситуации необходимо обеспечить молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, опираясь на собственный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны государства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные установки. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни. Сочетание первичной государственной поддержки молодых семей с развитием их самостоятельности в решении проблем жизнедеятельности должно стать основой общества будущего. Эта поддержка предусматривает, прежде всего, формирование и реализацию государственной политики в отношении молодой семьи.