Проблемы Правового Регулирования Защиты Социальных Прав Граждан Судами Общей Юрисдикции Рф

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция Российской Федерации [1], как основополагающий системный нормативный правовой акт, признает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – обязанностью государства. Одной из основ конституционного строя является принцип социального государства, нашедший воплощение в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ. Указанный принцип провозглашает политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Защита нарушенного права может быть осуществлена как посредством обращения в органы государственной власти, так и в судебные органы, в том числе в международные в тех случаях, когда уже были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты [2, с. 5]. В соответствии с действующим отечественным законодательством допустимы не только индивидуальные, но и коллективные формы защиты, в частности, граждане могут участвовать в собраниях, митингах и т.п., прибегать к такому средству защиты, как забастовки.

Проблемы Правового Регулирования Защиты Социальных Прав Граждан Судами Общей Юрисдикции Рф

• пользуется закрепленными охотничьими и рыболовными угодьями для ведения охотничье-рыболовного хозяйства, развития охотничьего и рыболовного спорта; проводит мероприятия по охране диких животных и рыбных запасов, улучшению кормовых, гнездовых и защитных условий для диких животных, увеличению численности полезных зверей и птиц, зарыблению закрепленных водоемов;

Объекты охоты – дикая фауна в состоянии естественной свободы и входящая в государственный охотничий фонд. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с исполнительными органами субъектов РФ. Такой перечень утверждается Правительством РФ.

Защита политических прав граждан федеральными судами общей юрисдикции Чередина Наталья Владимировна

3. Существенную роль в становлении судебной защиты политических прав сыграло конституционное закрепление гарантий судебной защиты прав и свобод граждан и возможности обжалования в суд действий и решений органов публичной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Развитию судебной защиты политических прав способствовало также совершенствование процессуального права, предусмотревшего особые процедуры рассмотрения публично-правовых споров, в том числе споров о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, а также формирование законодательства о политических правах. Вместе с тем серьезным препятствием в обеспечении эффективной судебной защиты таких

Отдельные положения и выводы диссертационного исследования получили свое отражение в опубликованных автором научных статьях, выступлениях на научных конференциях, используются диссертантом в практической деятельности. Основные проблемные вопросы защиты политических прав граждан, поднимаемые в диссертации, рассмотрены с судьями, работниками прокуратуры, избирательных комиссий Вологодской области.

Судебная информация и информационные технологии в судах общей юрисдикции: проблемы нормативно-правового регулирования

В силу неоднородности конфиденциальной информации в сфере деятельности судов общей юрисдикции отдельные авторы предлагают дифференцировать правовые режимы указанной информации на режим персональных данных и режим служебной тайны. Выделение режима персональных данных основано на особом уровне правового регулирования. В режиме служебной тайны функционирует конфиденциальная информация о деятельности судов общей юрисдикции, технологии, методологии принятия решений (служебная информация ограниченного распространения), а также конфиденциальная информация, поступившая в суды от физических и юридических лиц <9>.

В связи с этим задачи в сфере правового и технического регулирования процессов формирования судебных информационных ресурсов, процессов обработки и передачи информации в электронном виде, в свете реализации Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 — 2011 годы <1> требуют выработки единого подхода к созданию целостной нормативно-правовой базы для всех звеньев судебной системы России, и прежде всего для судов общей юрисдикции.

Рекомендуем прочесть:  Статистика задержаний по 228 ст ук рф

Организационно-правовые вопросы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Наличие спора о праве в делах из публичных правоотношений нередко доказывают опосредованно, через тесную связь с иными взаимосвязанными и взаимообусловленными правоотношениями (как правило, материальными, гражданскими, жилищными, трудовыми, налоговыми и т. п.), поскольку часто оказывается, что ответить на вопрос о правомерности или неправомерности обжалуемых действий должностного лица или органа, наделённого властными полномочиями, т. е. разрешить публично-правовой спор по существу, практически невозможно, не вникая в корни материального права.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции

Социальные споры относятся к категории гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции и разрешаемых в исковом порядке. Исключение составляют гражданские дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (факт нахождения на иждивении, факт принадлежности трудовой книжки и т.п.), которые также подведомственны судам общей юрисдикции, однако разрешаются в порядке особого производства.

Суды общей юрисдикции, к которым относятся мировые судьи, районные (городские) суды, суды субъектов РФ, Верховный Суд РФ, рассматривают споры в сфере социального обеспечения, одной стороной в которых является гражданин, либо их возникновение обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом в качестве суда первой инстанции споры в сфере социального обеспечения рассматриваются мировыми судьями и районными (городскими) судами, в качестве суда апелляционной инстанции по отношению к решениям мировых судей — районными (городскими) судами, в качестве суда кассационной и надзорной инстанции — судом субъекта РФ и Верховным Судом РФ.

Проблемы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Способы защиты прав — это предусмотренные законом действия, которые непосредственно направлены на защиту прав. Они являются завершающими актами защиты в виде материально-правовых действий или юрисдикционных действий по устранению препятствий на пути осуществления субъектами своих прав или пресечения правонарушения, восстановления положения, существовавшего до правонарушения. Именно применение конкретного способа защиты нарушенного или оспоренного права есть цель и результат деятельности по защите прав.

В связи с этим физическим и юридическим лицам, находящимся в пределах юрисдикции Российской Федерации, была предоставлена дополнительная возможность по защите своих прав. Кроме того, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод наделяет их правом непосредственного обращения в Европейский суд по правам человека, что также соответствует п. 3 ст. 46 Конституции РФ, в которой говорится о праве каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Защита права граждан на социальное обеспечение при регулировании различных видов социального обеспечения

Защита прав граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства. Конституция РФ содержит нормы, отражающие общепризнанные международные принципы, которые играют роль общеправовых принципов. К ним относятся ст. ст. 7, 15, 17, 37, 38, 41, 45, 46, 53 Конституции РФ. Статья 7 Конституции РФ провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепила, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право социального обеспечения регулирует материальные и процедурно-процессуальные отношения. Материальные отношения возникают по поводу предоставления гражданам отдельных видов обеспечения: пенсионного обеспечения (пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальная пенсия); обеспечения пособиями (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице, на погребение, пособие на детей (при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, пособие до достижения ребенком возраста 18 лет)); по поводу компенсаций (на уход за инвалидом первой группы, достигшим возраста 80 лет, за ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет, на содержание детей в приемной семье), по поводу субсидий (на оплату жилищно-коммунальных услуг, на приобретение жилья, на оплату учебы); различных форм социального обслуживания в виде натуральных услуг (медицинская помощь и лечение, санаторно-курортное лечение в связи с содержанием пожилых и инвалидов в домах-интернатах и домах престарелых, профессиональное обучение инвалидов, трудоустройство инвалидов, обеспечение инвалидов средствами реабилитации), либо в виде льгот (льготы героям СССР, РФ и приравненным к ним гражданам — полных кавалеров, льготы подвергшимся воздействию радиационных и техногенных катастроф, льготы ветеранам). В настоящее время нормы, содержащиеся в законодательстве о социальном обеспечении, на наш взгляд, не обеспечивают в полной мере защиту права граждан на социальное обеспечение. Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью принимаемых нормативных актов; постоянными изменениями законодательства в области социального обеспечения, что оставляет возможность произвольного толкования законодательства правоприменительными органами. В нормативных актах по праву социального обеспечения, к сожалению, очень много статей, которые не соответствуют Конституции РФ. Именно поэтому так много обращений не только в районные суды общей юрисдикции, но и в Конституционный Суд РФ. Так, за десять месяцев с момента переезда Конституционного Суда РФ из Москвы в Санкт-Петербург в Конституционный Суд РФ поступило около 14,5 тыс. заявлений <1>. ——————————— <1> Сенатская площадь. Судьям. Лично // РГ. 2009. 26 марта. N 4876.

Рекомендуем прочесть:  Какая Пенсия По Инвалидности 2 Группы В Казахстане

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения, которым было назначено минимальное пособие по безработице, в связи с тем, что последним их работодателем была не организация, а индивидуальный предприниматель. Заявительнице Т. А. Ивановой на том же основании было отказано в досрочном (на год раньше) оформлении пенсии по старости. Конституционный Суд РФ посчитал, что гарантии защиты граждан должны быть основаны на универсальных принципах справедливости и юридического равенства. Предусмотренные Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» разные правила начисления пособия по безработице для граждан, работавших в организациях, и для граждан, работавших у индивидуальных предпринимателей, несовместимы с конституционными принципами равенства и справедливости. Фактически гражданам, относящимся к одной и той же категории, государство не обеспечивает равные меры социальной поддержки на период поиска новой работы. Кроме того, социальная поддержка безработных граждан непосредственно не связана с каким-либо конкретным налогом или взносом, уплачиваемым работодателями. Соответственно различия в правилах начисления пособий по безработице не имеют объективного оправдания. 2. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А. В. Жестикова и П. У. Мягчило» <3>. ——————————— <3> РГ. 2009.(5048). 26 ноября. N 224.

Проблемы Правового Регулирования Защиты Социальных Прав Граждан Судами Общей Юрисдикции Рф

Задачами судебной власти (судов общей юрисдикции является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина ( ст. 18 и46 конституции РФ)). Основные права и свободы человека и гражданина ( социальные, экономические, политические и другие ), защита которых является обязанностью судебной власти от любых посягательств, закреплены в главе 2 конституции;

Рекомендуем прочесть:  Что банки могут без суда просто обращаться к приставам и забирать все имущество у людей

Выполнение задач судебной власти возможно при условии неуклонного выполнения судами всех норм процессуального и материального права по каждому делу. Суды обязаны соблюдать законность на всех стадиях процесса и при совершении любого процессуального действия. Большое значение имеет так же высокая культура организации и проведение не только судебных процессов, но и работы судов в целом и каждого из его звеньев (прием граждан, работа канцелярии, решение хозяйственных вопросов и т.п.).

К вопросу о разграничении полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина Конституционного суда РФ и судов общей и арбитражной юрисдикции РФ

Поскольку задача защиты прав человека и гражданина является первостепенной для всех судебных органов, то ее решение будет возможно только при тесном и обоюдном, свободном от конфликтов сотрудничестве между Конституционным судом РФ, судами общей и арбитражной юрисдикции, а залогом такого сотрудничества должна стать законодательная база.

Анализируется «менеджерская модель государственной службы» как одна из наиболее эффективных и прогрессивных моделей организации государственно-управленческой деятельности в сфере государственной службы. Одновременно с активным использованием некоторых элементов данной модели в настоящее время отсутствует четкая законодательная регламентация указанного института, которая позволила бы наиболее оптимально применять методику менеджмента в сфере государственной службы.

Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации

Конституция РФ закрепляет широкий спектр социальных прав и свобод <1>, образующих самостоятельную группу в едином комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина. Развитие социальных прав подчиняется общей диалектике общественного развития. При этом Конституция РФ предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод как в судебном, так и в административном порядке.

Анализируется роль конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты социальных прав, решения которых не только позволяют оценить состояние конституционной законности в соответствующих регионах, но и предлагают ориентиры по совершенствованию нормотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Отмечается стабильно высокий уровень количества дел по вопросам защиты основных социальных прав граждан в судах общей юрисдикции, что свидетельствует о недостатках в обеспечении реализации социальных прав граждан.

Черкашина Ирина Леонидовна

Исследование базируется на анализе норм конституционного, гражданского и жилищного законодательства, судебной практики по гражданским и жилищным делам Верховного Суда Российской Федерации, Московского городского суда и других федеральных судов общей юрисдикции за период с 1999 по 2004 годы.

В случае противоречий между настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими жилищные отношения, соответственно применяется настоящий Кодекс, соответствующие ему федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».