Приказ О Постановке На Учет Нарколога

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2022 г

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2022 г. N 1034н
«Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ»

В соответствии со статьями 37, 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2022, N 1, ст. 72, 85; N 10, ст. 1403, 1425; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397), статьей 56 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 49, ст. 4845; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 43, ст. 4412; N 44, ст. 4535; 2007, N 30, ст. 3748; N 31, ст. 4011; 2008, N 30, ст. 3592; N 48, ст. 5515; N 52, ст. 6233; 2009, N 29, ст. 3588, 3614; 2010, N 21, ст. 2525; N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 16, 29; N 15, ст. 2039; N 25, ст. 3532; N 49, ст. 7019, 7061; 2012, N 10, ст. 1166, N 53, ст. 7630; 2013, N 23, ст. 2878; N 30, ст. 4057; N 48, ст. 6161, 6165; 2014, N 23, ст. 2930; 2022, N 1, ст. 54; N 6, ст. 885; N 29, ст. 4388) приказываю:

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 929н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2013 г., регистрационный N 27503).

Услуги можно получить в рамках первичной медико-санитарной помощи; скорой, в т. ч. скорой специализированной, медпомощи; специализированной, за исключением высокотехнологичной, медпомощи. Они оказываются вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2022 г. N 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ»

В-третьих, наркомания в целом не может быть причислена к тяжелым психическим расстройствам, т.е. не подпадает под действие соответствующих норм Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 22 июля 1993 года (далее – Закон о психиатрии; последняя редакция – от 22 августа 2004 года) как в части, относящейся к недобровольному освидетельствованию и принудительному лечению, так и применительно к основаниям диспансерного наблюдения без согласия гражданина (статьи 26 и 27).

Основным актом, на котором держится вся конструкция наркологического учета, остается совместный приказ МВД и МЗ СССР от 20 мая 1988 года № 402/109 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией».

Однако и милиция (пренебрегая приказом 2003 года) ведет себя, как будто отмененный акт действует, и органы наркоконтроля (о которых в приказе 1988 года, разумеется, нет и речи), в своей деятельности ссылаются на «мертвый» приказ советских времен. Более того: на сверхпрофессиональном портале «КонсультантПлюс», позиционирующем себя как наиболее авторитетная законодательная база в Интернете, в справке к приказу № 402/109 о его отмене одной из сторон ничего не говорится.

Нельзя не признать, что в отдельных случаях на больных наркоманией могут распространяться указанные в Законе о психиатрии критерии. Но считать каждого наркопотребителя страдающим тяжелым психическим расстройством абсурдно. Если же признавать конкретного наркомана страдающим тяжелым расстройством, то и процедура такого признания должна соответствовать требованиям Закона о психиатрии. Решение о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается, по Закону о психиатрии, комиссией врачей-психиатров. Инструкция же 1988 года позволяет врачу психиатру-наркологу единолично принимать решение о постановке гражданина на учет.

По замыслу Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков апофеозом наркоучета предстоит стать единому межведомственному банку данных по вопросам, касающимся оборота наркотиков. Хотя включение в банк данных сведений о лицах, допускающих немедицинское употребление наркотиков, не предусмотрено соответствующим постановлением Правительства РФ 1 , бывший пиар-директор ФСКН генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов трактовал нововведение иначе, как раз в духе традиционного наркоучета. По его словам, «в банк данных будут поступать сведения Минздравсоцразвития о лицах, злоупотребляющих наркотиками, а также информация Судебного департамента при Верховном Суде РФ о лицах, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также совершенных в состоянии наркотического опьянения». 2

Попасть под наблюдение нарколога можно, если человек сам решил обратиться за помощью или попал в больницу из-за интоксикации психоактивными препаратами. Принудительное лечение и постановка на учёт происходит только по решению суда, если человек в состоянии опьянения совершил противоправное действие, попал в ДТП или же окружающие люди смогут доказать, что его пристрастие делает его недееспособным или ущемляет интересы других.

Сейчас появилась официальная возможность отказаться от учета в наркодиспансере (пункт 13 Приложения №2 к Приказу Минздрава РФ от 30.12.2022 N 1034н). Но вы должны знать, что отказавшись, вас уже никто не будет вызывать к наркологу и заставлять проходить обследования, но все социально – правовые ограничения наркологического пациента за вами сохраняются. Понадобились водительские права? Придется вначале в течение трех лет доказывать свою трезвость. Таков действующий закон.

Существуют, однако, серьезные сомнения, является ли данный документ действующим, так как одна из сторон, принявших этот межведомственный акт, официально от него отказалась: он был признан недействующим на территории РФ приказом МВД России от 30 июня 2003 года № 492 «О неприменении нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР». Но руководство российской наркологии, не имея другой нормативной основы, предпочитает, по всей видимости, полагать, что совместный приказ утратил силу для органов внутренних дел, но не для системы здравоохранения, т.к. якобы остается действующим нормативным правовым актом Минздрава.

Наконец, необходимость учета наркозависимых оговаривается в статье 56 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. (далее – ФЗ о наркотиках; последняя редакция – от 25 ноября 2008 года), где указывается, что «порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции».

Основным актом, которым пользуются правоприменители, все еще остается Приказ Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (он был отменен Приказ Минздрава России от 13.12.2022 N 877, однако суды и правоохранительные органы все его применяют).

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 мая 2022 г. N 304
«О признании не действующим на территории Российской Федерации приказа Министерства здравоохранения СССР, Министерства внутренних дел СССР от 20 мая 1988 г. N 402/109 „Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией“
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Президента Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N 158-рп „Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации“ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 12, ст. 1627) приказываю:
Признать не действующим на территории Российской Федерации приказ Министерства здравоохранения СССР, Министерства внутренних дел СССР от 20 мая 1988 г. N 402/109 „Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией“.
Министр В.И. Скворцова

Диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ДИСПАНСЕРНОГО УЧЕТА БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ АЛКОГОЛИЗМОМ, НАРКОМАНИЯМИ, ТОКСИКОМАНИЯМИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЛИЦ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ АЛКОГОЛЕМ, ЗАМЕЧЕННЫХ В НЕМЕДИЦИНСКОМ ПОТРЕБЛЕНИИ НАРКОТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ОДУРМАНИВАЮЩИХ СРЕДСТВ БЕЗ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЗАБОЛЕВАНИЯ1.

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР, МВД СССР ОТ 20.05.1988 n 402/109«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И УЧЕТА ЛИЦ, ДОПУСКАЮЩИХ НЕМЕДИЦИНСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ ИЛИ ДРУГИХ СРЕДСТВ, ВЛЕКУЩИХ ОДУРМАНИВАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ НА ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ»

в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба — ч. 4 cт. 13 этого закона.

После ДТП звонила в страховую компанию виновника, которая находится в другом городе. Мне обьяснили что моим вопросом занимается офис , находящийся в городе ещё дальше первого. Возможности доехать до него у меня нет. Как поступить в данной ситуации? Законно ли поступает страховая компания отсылая в другой город? Что делать в такой ситуации?

Рекомендуем прочесть:  Статистика Суицида Несовершеннолетних В Удмуртии В 2022 Году

Конечно, на официальный запрос полиции, прокуратуры нарколог обязан ответить. (Статья 13 «Соблюдение врачебной тайны» Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» разъясняет кому и в каких случаях могут предоставляться сведения, составляющие врачебную тайну.)

Не всегда целью родственников при постановке на учет является искреннее желание помочь ближнему наладить сложные отношения с алкоголем. Для многих регистрация в наркологическом диспансере – эффективная мера, позволяющая избежать государственной службы. Отдельная категория родителей обращается к специалистам с реально существующей проблемой пьянства у подростков.

Если в диспансер ставят человека, который был замечен в употреблении наркотических веществ, или часто замечен в нетрезвом состоянии, то такого человека ставят на профилактический учет. Ведь от некоторых наркотических веществ, проявление на организм может не сразу показаться, по этому за таким пациентом наблюдают. Это для того, если диагноз пациента еще не был поставлен.

В-третьих, наркомания в целом не может быть причислена к тяжелым психическим расстройствам, т.е. не подпадает под действие соответствующих норм Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 22 июля 1993 года (далее – Закон о психиатрии; последняя редакция – от 22 августа 2004 года) как в части, относящейся к недобровольному освидетельствованию и принудительному лечению, так и применительно к основаниям диспансерного наблюдения без согласия гражданина (статьи 26 и 27). Тяжелым психическим расстройством Закон о психиатрии признает хроническое и затяжное расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Несомненно, в отдельных случаях на больных наркоманией могут распространяться указанные в Законе о психиатрии критерии. Но считать каждого наркопотребителя (например, застигнутого за случайным употреблением марихуаны) страдающим тяжелым психическим расстройством абсурдно. Если же признавать конкретного наркомана страдающим тяжелым расстройством, то и процедура такого признания должна соответствовать требованиям Закона о психиатрии. Решение о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается, по Закону о психиатрии, комиссией врачей-психиатров. Инструкция же 1988 года позволяет врачу психиатру-наркологу единолично принимать решение о постановке гражданина на учет.

Интересно, что взять на учет можно, при желании, практически любого человека. Согласно Инструкции, отсутствие наркотических (одурманивающих) веществ в организме на момент освидетельствования при наличии других достаточно обоснованных сведений не может служить основанием для непостановки на учет. «Подучетным» может стать и человек, о котором стало известно, что он употребил (употребляет) в целях «одурманивания» легальные психоактивные вещества (лекарственные средства или, например, растения типа Salvia Divinorum).

Существуют, однако, серьезные сомнения, является ли данный документ действующим, так как одна из сторон, принявших этот межведомственный акт, официально от него отказалась: он был признан недействующим на территории РФ приказом МВД России от 30 июня 2003 года № 492 «О неприменении нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР». Но руководство российской наркологии, не имея другой нормативной основы, предпочитает, по всей видимости, полагать, что совместный приказ утратил силу для органов внутренних дел, но не для системы здравоохранения, т.к. якобы остается действующим нормативным правовым актом Минздрава.

Соответственно в этой части ФЗ о наркотиках уже более 11-ти лет не работает, его статья 56 не применяется. При отсутствии же специального регулирования применяется общее отраслевое, т.е. – Закон о психиатрии. Важно подчеркнуть, что ФЗ о наркотиках, в отличие от Инструкции 1988 года, предусматривает исключительно учет больных наркоманией, а не всех лиц, допускающих или однажды допустивших употребление запрещенных психоактивных веществ. Так что «профилактический учет» противоречит, помимо прочего, и ФЗ о наркотиках, в целом отнюдь не либеральному.

При установлении диагноза хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности, возможность принудительного лечения и т.д.). Аналогичная работа проводится с лицами, замеченными в немедицинском потреблении наркотических средств.

За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета:- больных хроническим алкоголизмом — 3 года; — больных наркоманиями и токсикоманиями — 5 лет.

За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

На основании ст. 56 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.

Постановка на наркологический учет

В случае если больной вовремя не является на осмотр, врач может обратиться за помощью к правоохранительным органам. Тем не менее, согласно законодательству, полиция может только единожды обеспечить привод больного. В последующие разы гражданин волен не появляться на осмотр, но вместе с тем он должен осознавать все последствия своего решения. А в таком случае даже после 5 лет пациента не снимут с наркологического учета, если на протяжении этого времени врач не мог наблюдать за пациентом.

Профилактическое наблюдение может быть эффективным для пациентов с еще не сформированной зависимостью от психоактивных веществ. Для такой категории людей наблюдение в наркодиспансере служит уроком: в ходе терапии они должны понять, что жить и решать проблемы можно без наркотиков и алкоголя.

Утвержденная этим приказом Инструкция обязывает ставить на учет всех, кому поставлен диагноз зависимости от психоактивных веществ, равно как и тех, кто попал в поле зрения органов как употребляющий (или даже однажды употребивший) «наркотические или другие средства, влекущие одурманивание». Инструкция предусматривает:

Независимо от разновидности наблюдения, в течение первых 6 месяцев пациент обязан посещать нарколога как минимум 1 раз на 30 дней. Если во время визита к врачу будет установлено, что пациент нарушает правила лечения, продолжает злоупотреблять спиртным или принимает наркотики, продолжительность терапии пересматривается в сторону увеличения.

Если алкозависимый или наркоман попадает в наркодиспансер по собственной воле, а не по принуждению, он может рассчитывать на анонимный учет. То есть лечение зависимости проходит в анонимной форме и данные о болезни гражданина «не светятся» в общей базе данных. Пребывание на анонимном учете – это платная услуга. Сняться с наблюдения пациент может в любой момент по собственному желанию. Такой вид лечения имеет много плюсов, но есть и минусы. Например, даже состоящие на анонимном учете не могут получить водительские права или сдавать экзамены в вузе.

  1. Профилактическое наблюдение – оно предназначено для пациентов с еще несформировавшейся зависимостью к алкоголю или наркотикам, когда еще нет четкого диагноза болезни. Такое наблюдение продолжается на протяжении года при возможности получения пациентом квалифицированной медицинской помощи. Для снятия с учета нарколога требуется только его письменное согласие.
  2. Диспансерный учет существует для пациентов с установленной и диагностически подтвержденной наркотической или алкогольной зависимостью. Длительность его колеблется для страдающих наркоманией – до пяти лет, а для алкоголиков – до трех. Сокращение сроков нахождения и снятия с учета нарколога собирается врачебная комиссия, которая и принимает решение.
  3. Анонимный учет – он предназначен для лиц, которые сами обратились за помощью к врачам-наркологам. Они желают пойти анонимный курс лечения.

Даже если вы состояли на учете у нарколога 15 лет назад, и сейчас вас сняли с него «С отсутствием сведений», как — только вы вновь окажетесь в поле зрения нарколога (например, на медосмотре), учет будет возобновлен. Хотите навсегда исчезнуть из наркологических списков? Докажите «чистоту»! Снимитесь с учета «С улучшением»!

Если вы думаете, что, попав лечиться в наркологию в другом городе, где вы не прописаны, учет у нарколога вам не грозит, то ошибаетесь. Просто выписку с вашим диагнозом перешлют в наркологический диспансер по месту вашей регистрации. На основании нее вас поставят на наркологический учет. Поэтому заранее оговаривайте анонимность лечения.

Порой приходят пациенты, уверенные, что по прошествии трех лет, как они были поставлены на учет к наркологу, снятие происходит «автоматом». Нет! Вы должны посещать нарколога по определенному графику, проходить обследования, то есть доказать стойкую ремиссию в течение трех лет после последнего срыва.

  • профилактическая – для лиц, входящих в группу риска наркозаболеваний, то есть употребляющих алкоголь или наркотики, но не имеющих симптомов зависимости;
  • лечебная – для тех, кто страдает хроническими формами алкоголизма или наркомании (токсикомании).

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста как поступить. В 2013 году пролежал 1 сутки в наркологическом диспансере из за запоя в 5 дней, пролежал платно, анонимно. Больше такого не повторялось. В 2022 году прихожу взять справку, что не состою на учете, в выдаче справки отказали, сказали что я состою на учете из-за того что в 2013 году был на анонимном лечении сутки.

Рекомендуем прочесть:  Проверяют ли приставы появление новых карт у долдника

Справочно — «В соответствии с законодательным установлением Минздравом России был принят Приказ от 30 декабря 2022 г. N 1034н „Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю “психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ».
Соответствующий Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология».
Диспансерное наблюдение, согласно ч. 5 ст. 46 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Оно проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по профилю «психиатрия-наркология», выдаваемую в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291. Диспансерное наблюдение осуществляют врачи психиатры-наркологи (врачи психиатры-наркологи участковые) указанных медицинских организаций при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме.
Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом психиатром-наркологом (врачом психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», утвержденным рассматриваемым Приказом Минздрава России, на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения).
Устанавливается очередность проведения осмотров пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением: в течение первого года ремиссии — не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет — не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет — не реже одного раза в три месяца. В рамках диагностического осмотра осуществляется оценка состояния пациента, сбор жалоб и анамнеза, назначение и оценка лабораторных и инструментальных исследований, установление или уточнение диагноза заболевания (состояния), назначение необходимого лечения, подтверждение ремиссии, проведение краткого профилактического консультирования и др. Помимо этого, необходимо проведение не реже одного раза в 3 месяца углубленного медицинского осмотра.
При проведении диспансерного наблюдения осуществляется статистический учет пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением. Сведения о диспансерном наблюдении вносятся в медицинскую карту амбулаторного наркологического больного (форма N 025-5/у-88, утв. письмом Минздрава СССР от 26 июля 1988 г. N 08-14/17-14 «О введении медицинской карты амбулаторного наркологического больного»). Врач психиатр-нарколог (врач психиатр-нарколог участковый) осуществляет статистический учет и анализ результатов проведения диспансерного наблюдения на основании сведений, содержащихся в учетной форме N 030-1/у-02 «Карта обратившегося за психиатрической (наркологической) помощью», утв. Приказом Минздрава РФ от 31 декабря 2002 г. N 420.
В случае невозможности посещения пациентом, подлежащим диспансерному наблюдению, медицинской организации в связи с тяжестью состояния или нарушением двигательных функций медицинский работник, осуществляющий диспансерное наблюдение, организует проведение диспансерного приема (осмотра, консультации) на дому.
Решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации, создаваемой в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается в следующих случаях:
— наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 — F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии;
— не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (код заболевания по МКБ-10 — F1x.1);
— если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры;
— смерть пациента;
— осуждение пациента к лишению свободы на срок свыше 1 года;
— изменение пациентом постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организацией территории;
— письменный отказ пациента от диспансерного наблюдения.
Учет больных наркоманией осуществляется также в соответствии с продолжающим действовать Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. N 704, утвердившим Инструкцию о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания. Организация диспансерного наблюдения за больными наркологического профиля регламентируется данным документом в части, не противоречащей законодательству РФ (письмо Минздрава России от 27 апреля 2022 г. N 14-2/2022686).
В соответствии с указанной Инструкцией диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. За лицами, обратившимися за наркологической помощью, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту — группа риска), организуется профилактическое наблюдение. Профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях подразделениях.
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии для больных наркоманиями и токсикоманиями срок диспансерного учета составляет 5 лет. Снятие с диспансерного учета производится в том числе и в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения, проведения лечения и профилактических мер медицинского характера проводятся осмотры наркологических больных и лиц группы риска, подразумевающие личный контакт с пациентами участкового врача психиатра-нарколога, участковой медсестры, фельдшера наркопункта, фельдшера (медсестры) социальной помощи, сопровождающиеся обследованием, лечебным воздействием или назначением медикаментозных средств. Число осмотров, приходящееся на каждого конкретного пациента в течение 1 года, зависит от группы динамического учета или наблюдения, в которую он входит, а также от индивидуальных особенностей личности и течения заболевания.
Обязательным условием признания больного не нуждающимся в профилактическом наблюдении и снятии его с диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией является соблюдение им правил нахождения на таком учете, а именно выполнение больным всех назначений лечащего врача, соблюдение сроков явок в наркологические учреждения (подразделения), систематичность осмотров больного врачом-наркологом.
Пример: из материалов дела следует, что В. 19 ноября 2010 г. поставлен на учет у врача-нарколога в БУЗ УР «Игринская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» с диагнозом «сочетанная зависимость (амфетамин, каннабиноиды)». 25 августа 2022 г. В. был поставлен на учет в БУЗ УР «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» с диагнозом «синдром зависимости, вызванный употреблением каннабиноидов». Полагая, что с декабря 2010 года у В. наблюдается стойкая ремиссия и основания для дальнейшего его нахождения на наркологическом учете отсутствуют, истец обратился в суд с требованием о снятии его с учета.
Разрешая спор по существу, суд исследовал основания и порядок постановки и снятия граждан с диспансерного учета, предусмотренные комментируемой статьей и Инструкцией, утв. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. N 704. Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом не представлено доказательств соблюдения им правил нахождения на диспансерном учете. Напротив, из медицинской карты амбулаторного больного усматривается, что требования о ежемесячном осмотре больного с момента постановки на учет не соблюдены. Так, сведения о его явке на осмотр в рекомендованный врачом срок в декабре 2010 г. в медицинской карте отсутствуют, на повторный прием В. явился лишь 11 февраля 2013 г., а в последующем в медицинское учреждение обратился лишь в июне 2022 г. Иных данных о наблюдении истца за период с 2010 по 2022 г. в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах отрицательные результаты тестирования больного в дни осмотра, равно как и заключение амбулаторной наркологической экспертизы, не могут являться основанием для снятия истца с диспансерного учета, поскольку достоверно не свидетельствуют о наступлении у В. стойкой ремиссии (выздоровления). Учитывая цели государственной политики по охране здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, решение вопроса о прекращении профилактического наблюдения больного наркоманией не может быть принято при отсутствии объективных сведений о его выздоровлении. В удовлетворении требований В. было отказано (см. Апелляционное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 28 сентября 2022 г. по делу N 33-4524/2022).
2. Порядок учета больных наркоманией урегулирован также Постановлением Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту». Согласно данному документу единый банк данных создается в целях реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту, повышения эффективности взаимодействия в этой сфере федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Судебного департамента при Верховном Суде РФ и управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, а также осуществления Государственным антинаркотическим комитетом и антинаркотическими комиссиями в субъектах РФ мониторинга наркоситуации в РФ и субъектах РФ».

Рекомендуем прочесть:  Ребенок рожденный 2022 года декабря месяца каком размере пенсии пособия до полутора лет он будет получать

Как Вы правильно заметили, Приказ здесь не приводился в полном объеме, так как цитировался в контексте судебной практики. Оплата нашей помощи без необходимости — не тот вопрос. Цель — помочь, а не вызвать Ваш негатив или получить оплату. Не ищите в бесплатных консультациях какой-то глубокий смысл — не та категория и контингент.
Вместе с тем — искренне рады, что Вам удалось избежать неблагоприятных последствий.

Порядок постановки на учет в наркодиспансере от врача; нарколога

Информацию о том, что вы состоите на учете в наркодиспансере, разглашать нельзя. Только вы сами при наличии паспорта можете взять на себя справку об учете у нарколога. Конечно, на официальный запрос полиции, прокуратуры нарколог обязан ответить. (Статья 13 «Соблюдение врачебной тайны» Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» разъясняет кому и в каких случаях могут предоставляться сведения, составляющие врачебную тайну.)

  • закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ прямо запрещает допуск к работам, связанным с обеспечением транспортной безопасности, лиц, страдающих наркотической зависимостью;
  • осмотра нарколога требует работа с государственной тайной (в совокупности об этом говорят ст. 22 закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-I и перечень медицинских противопоказаний, утв. приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2011 № 989н).

в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба — ч. 4 cт. 13 этого закона.

При постановке лица на учет к наркологу оно признается нуждающимся в лечении от заболевания, имеющего наркологический характер. Этот пациент отчасти лишается своих гражданских прав (в довольно ограниченном объеме). Учет у нарколога – мера вынужденная, и ее применяют обычно как неприятный, но полезный метод воздействия на больного со стороны родственников и врача – нарколога.

Каждому известно, что проникая в организм наркотик, сразу поступает в кровь. После чего двигаясь по ее току, попадает в головной мозг. Для проведения исследования необходимо около 5 миллиграммов крови взятой из вены. На следующий день, будет выявлен результат, хотя существуют экстренные ситуации, когда удается узнать это через пару часов.

1) их выявления милицией;
2) сообщений любых лечебных учреждений, в том числе службы «скорой помощи»;
3) материалов производств об административных правонарушениях;
4) информации медицинских вытрезвителей;
5) информации следственных органов;
6) информации работодателей в отношении работников;
7) информации соседей в отношении соседей;
8) информации средств массовой информации.

. «незамедлительное» оформление органом внутренних дел учетных документов (при получении информации о выявленном потребителе). На лиц с диагнозом «наркомания» в милиции заводится «сторожевая карточка», на прочих — учетная карточка «списочного учета»;
. заполнение наркологическим учреждением «контрольной карты диспансерного наблюдения» (после установления в результате освидетельствования диагноза либо факта потребления). О взятом на учет лице в 3-дневный срок уведомляется орган внутренних дел по месту жительства лица.

Во-вторых, немедицинское употребление наркотиков также нельзя отнести к общественно опасным деяниям (в юридическом смысле, конечно). Таковыми считаются преступления (статья 14 УК РФ), а не административные правонарушения. Ответственность за потребление запрещенных веществ предусмотрена не УК, а статьей 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП). Также не является преступлением приобретение, хранение, изготовление наркотиков в размере, не являющимся крупным, т.е., по смыслу закона — для личного употребления (статья 6.8 КоАП). Правонарушения признаются «противоправными, виновными действиями» (статья 2.1 КоАП), а не общественно опасными деяниями.

По истечении срока наблюдения при соблюдении всех условий и отсутствии срывов, что подтверждает медицинское обследование, пациент наркодиспансера снимается с учета. Но такой человек уже никогда не получит лицензию на право приобретения оружия. Будут ограничения по ряду профессий. И закрыты категории водительского удостоверения на право управления общественным и большегрузным транспортом.

  • при работе или производстве бензола;
  • профессия, которая имеет отношения с наркотиками;
  • работа, которая имеет отношение к нефти или другим углеводами;
  • фармацевтика и фармакология;
  • работа со взрывчаткой;
  • работа где применяется или носиться оружие;
  • в службах спасения;
  • работа пожарником;
  • водителем любого вида транспорта;
  • работа и обслуживание различных поездов.

Возможно ли досрочное снятие с профилактического учета у нарколога. О постановке на учет не сообщили из больницы. Суд принял сторону прокурора’ В управлении ТС ограничили’ права сдал. В течение полугода каждый месяц ходил на сдачу анализа. Может ли нарколог снять с учёта досрочно?

Суд направил моего сына к наркологу, чтобы определить есть ли алкогольная зависимость (был задержан с состоянии алкогольного опьянения). Нарколог поставил сына на учет и сказал, что теперь сына уволят с работы. Никакой проверки сын у нарколога не проходил — сразу стали оформлять учет. Правомерна ли постановка на учет за разовый проступок?

Лишили прав за вождение в не трезвом виде-поставили на учет к наркологу. В решении суда нет решения о постановки на учет к наркологу в ПНД я небыл врач нарколог не осматривал ни кто мне не сообщал что я поставлен на учет-пришло время проходить комиссию и я узнаю что состаю на учете у нарколога — законно ли это.

Пожалуйста, как можно сняться с учета у нарколога-психиатра? Я состою на учете у нарколога-психиатра более 12 лет, последние 3-4 года не посещаю данного врача, не отмечаюсь у него. Наркотики я не употребляю с самого начала постановки меня на учет. На учет меня поставили после того, как я внутривенно принял один раз героин, после чего заболел гепатитом, и уже в больнице на лечении меня поставили на учет к наркологу. Ранее, когда я посещал врача, у которого состою на учете, говорил, что снять меня с учета невозможно.

На учете у нарколога

Когда вы получаете водительское удостоверение, этому предшествует прохождение специальной медицинской комиссии, включающей несколько специалистов, среди них и нарколог. Может ли успешно пройти это освидетельствование человек, находящийся на лечении в диспансере?

Сначала такое решение принимает лечащий врач, затем вопрос выносится на рассмотрение заведующим поликлиникой. Именно он, при одобрении инициативы врача, обращается во врачебно-судебуную комиссию при больнице с просьбой о снятии пациента с учёта раньше установленного срока.

Закон гласит, что пациент наркодиспансера имеет право на получение бесплатной и долгосрочной квалифицированной медпомощи по месту своей регистрации. Если же в наркологию на учёт регистрируют водителя, неоднократно позволяющего себе пьяные поездки, то оформление производится на основании протокола, составленного сотрудником ГИБДД, и справки о медосвидетельствовании.

  • У поставленного на учет зависимого нет возможности получить водительское удостоверение.
  • В период учёта у вас не будет возможности трудиться по специальностям, где опасные, сложные условия труда: пожарником, электриком и так далее.
  • Вы не сможете пройти оружейную комиссию у нарколога.
  • Соответственно, вы не можете работать по специальностям, где работа сопровождается ношением оружия.
  • В период учёта при совершении административного нарушения на человека накладывается наказание в виде ограничения в устройстве на работу на период трёх лет.

В соответствии с Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лицо, состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании. Таким образом речь не идет о лицах, ранее состоящих на учете. Но при этом, в соответствии с п. 11 Приказа МВД России от 29.09.2011 N 1039 одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является выявление в представленных документах недостоверной или искаженной информации.

11. В рамках первичной медико-санитарной помощи при проведении медицинских осмотров несовершеннолетних врач-педиатр (врач-педиатр участковый) осуществляет мероприятия по выявлению факторов риска развития наркологических расстройств и в случае их выявления направляет несовершеннолетних в кабинет врача-психиатра-нарколога для обслуживания детского населения и кабинет врача-психиатра-нарколога участкового для обслуживания детского населения.

10. В рамках первичной врачебной медико-санитарной помощи при проведении мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний и диспансеризации взрослого населения в случае выявления факторов риска развития наркологических расстройств врачом-терапевтом (врачом-терапевтом участковым), врачом общей практики (семейным врачом), врачом-педиатром (врачом-педиатром участковым) пациент направляется в кабинет (отделение) медицинской профилактики медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, центр здоровья для индивидуального углубленного профилактического консультирования .

13. Врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) проводит диагностику наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинскую реабилитацию, диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц с наркологическими расстройствами для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах, при наличии медицинских показаний — направление на консультацию к врачам-специалистам.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2022 г., регистрационный N 36160) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 января 2022 г. N 2н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2022 г., регистрационный N 50614).

13_1. Учет больных наркоманией осуществляется посредством внесения сведений в медицинскую карту амбулаторного наркологического больного или медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма N 025/у).